СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе. Изучение жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина....

Просмотр содержимого документа
«Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

Открытый урок в 5 классе на тему

«Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

Ход урока:

  1. Организационный момент. Слово учителя.

  2. Цели урока:

  • Расширить представления о сказке как одном из старейших жанров фольклора.

  • Обобщить знания о сказках А.С.Пушкина.

  • Отметить художественные особенности сказок А.С.Пушкина.

  • Осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.

  • Развивать образное мышление, речь, память.


  1. Определение сказки. Виды сказок. Слово учителя.

Сказка - повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Фольклорные (народные) сказки

  • Например: «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Финист-ясный сокол»

  • Литературные (авторские) сказки

  • Например: .А.Жуковский «Спящая царевна», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Х.К.Андерсен «Соловей»

  1. Детские годы А.С. Пушкина. Доклад ученика.

Детские годы Пушкина

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина началась в Москве – сердце России. В 1799 году 6 июня в старинной дворянской семье, у Сергея Львовича Пушкина и супруги его, Надежды Осиповны, в доме на Немецкой улице, родился сын, которому дали имя Александр. Это и был будущий великий писатель А.С.Пушкин. Род Пушкиных – древний: родословная их идёт со времён Александра Невского. Пушкины были известны и при Иване Грозном, и во времена Петра, и Екатерины Второй.

Мать Александра Пушкина, Надежда Осиповна, — внучка знаменитого арапа, любимца Петра Великого, Абрама Петровича Ганнибала. От прадеда по матери, будущий поэт унаследовал, отчасти, внешность, — смуглый цвет лица, курчавые волосы, частично и душевный облик: пылкость, прямоту, горячность слова.

Ребёнком до семи, восьми лет Пушкин почти ничем не выделялся; был молчалив, не любил шумных игр; был сосредоточен и наблюдателен, любил слушать в безмолвной тиши рассказы бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал и сказки няни, Арины Родионовны. Бабушка и няня его баловали и были по душе ближе отца и матери, так как родители не особенно ласкали его.

В то время домашнее образование у русских дворян, увлечённых всем французским, — французскими модами, остроумием, лёгкостью мысли, обычаями, вообще всем иностранным, поручалось, по большей части, французам – гувернёрам и старым дядькам да мамкам, из крепостных холопов. Так это было и в семье Пушкина.

Александр – мальчик достаточно замкнутый, жил в родительском доме в стороне от всех. Он быстро научился читать и просиживал часто целыми днями, читая с жадностью всё, что ни попадалось ему под руку в библиотеке его отца, где по большей части были книги почти одних французских писателей. Мальчик так увлёкся произведениями этих писателей, что на девятом году, подражая им, начал писать сам довольно звучные французские стихи. У него была отличная память, и, по словам брата его Льва, на одиннадцатом году знал наизусть почти все французские книги из библиотеки отца.

Был у Александра и особый интерес. Смирный ребёнок выказывал большое уважение к писателям, которые посещали дом Пушкиных. Саше не было ещё и шести годов от роду, но он уже понимал, что писатель Н.М.Карамзин – человек особый, не такой, как все. Мальчуган Александр внимательно слушал Карамзина и не сводил с него глаз. И не только с него. Признанные литераторы – Жуковский, Дмитриев, Батюшков были частыми гостями у Надежды Осиповны и Сергея Львовича. Их речи были интересны юному Пушкину

Ни у одного русского писателя не было таких уникальных условий в детстве (в плане знакомства с литераторами), как у юного Пушкина. Четыре выдающихся личности – Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дмитриев, окружающие его с детства, говорящие с ним – это что-нибудь да значит!

На двенадцатом году жизни дядя поэта, Василий Львович, отвёз Александра Пушкина в Санкт-Петербург для определения его в Царскосельский лицей. Закончил Лицей будущий поэт в 1817 году. Годы, проведённые Пушкиным в Лицее, были сложными, приходилось приложить немало усилий, осваивая математику, но счастливыми. Они остались в памяти Александра Сергеевича навсегда.

Детские годы Пушкина – это особая страничка в его жизни. Будущий великий поэт уже в детстве много читал и много знал. Великолепно владел французским языком, с гувернанткой-немкой изучал немецкий, с гувернанткой-англичанкой — английский язык. Он писал стихи, и разыгрывал перед сестрой Ольгой маленькие комедии. Пробовал сочинять басни и изучал французскую литературу. Он внимательно слушал русские сказки и былины, обучался русскому языку. Его преподавателем был священник Мариинского института, литератор-переводчик Александр Иванович Беликов.

В общем, будущая знаменитость России в детские годы даром времени не терял. Он освоил многое. И это ему очень пригодилось в жизни.

Любовь юного Пушкина к русской речи и фольклору также можно считать заслугой его няни Арины Родионовны, которой поэт посвятил одно из наиболее известных стихотворений.


  1. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Няне».


  1. Арина Родионовна Яковлева- няня А.С. Пушкина.

Доклад ученика.

О няне Пушкина, Арине Родионовне

Есть такие личности, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала! Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев.

Отношения между няней Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.

Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими?!.

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка.

О любви к своей няне, к её сказкам и песням, великий поэт писал своему брату, Льву. Он поведывал ему о жизни, о пребывании в Михайловском, о сказках своей няни.

Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет.

Находясь в разлуке с поэтом, няня писала ему письма, полные любви и ожидания. Одно из писем, полученное Пушкиным в 1827 году, вызвало в нём, в минуту его творчества, появление трогательных строк, известных всем: «Подруга дней моих суровых…».

Старенькая «мамушка» Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, с лёгкой руки поэта навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Ей посвящено немало стихов.

Няня Родионовна, в смирении и простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, — она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества.

Любимая няня Пушкина умерла, когда ей было семьдесят лет, в доме родной сестры Александра Сергеевича, Ольги.


  1. Мир сказок А.С.Пушкина. Слово учителя.

Путешествие в русскую литературу начинается в самом раннем детстве со сказок А.С.Пушкина, место действия которых – Древняя Русь с ее рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.

Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно!

Все сказки настолько хороши, сказочные образы написаны так ярко и живо, что остаются вместе с нами на всю жизнь.

Самое удивительное, что пушкинские сказки не успевают наскучить, их постоянно хочется перечитывать.

Так давайте же мы с вами окунемся в мир этих сказок! А для начала вспомним отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина - «У лукоморья дуб зеленый».

  1. Чтение наизусть учеником стихотворения «У лукоморья дуб зеленый».


  1. Просмотр мультфильма «У лукоморья дуб зеленый».






  1. Слово учителя. Проведение конкурса.


Конкурс №1: «Все сказки в гости к нам…» Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? Перечислите все сказки Пушкина.

1- «Сказка о царе Салтане»

2- «Сказка о золотом петушке»

3- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4- «Сказка о рыбаке и рыбке»

5- «Сказка о попе и работнике его Балде»

6- «Жених»

7- «Сказка о медведихе» (незаконченная сказка А.С.Пушкина)

Конкурс № 2: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

( Корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская, разбитое корыто)

Конкурс №3: «Словесный портрет героя». Узнать героя сказки А.С.Пушкина по словесному портрету.

1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(«Сказка о рыбаке и рыбке», Старуха-Столбовая дворянка.)


2. Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Царевна.)


3. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

( «Сказка о царе Салтане», Царевна-Лебедь )


4. До светла все у него пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.

( «Сказка о попе и работнике его Балде», Балда )


Конкурс № 4 «Продолжи фразу…»

Продолжить фразы, взятые из сказок А.С.Пушкина.

1. И никто с начала мира

Не видал такого пира.

Я там был…

( Мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

«Сказка о мертвой царевне»)


2. Жил-был поп,

Толоконный лоб,

Пошел поп по базару…

( Посмотреть кой-какого товару.

«Сказка о попе и работнике его Балде»)


3. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь…

( Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

«Сказка о царе Салтане»)


Конкурс № 5 «В мире цифр..»

В каких сказках А.С.Пушкина встречаются цифры 3, 7, 30, 33 ? Вспомните строки с этими цифрами.


  • « Три девицы под окном…» («Сказка о царе Салтане»)

  • «От третьего щелчка вышибло ум у старика…» («Сказка о попе и работнике его Балде»)

  • «Входят семь богатырей, семь румяных усачей…» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

  • « Жили они в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  • «… Тридцать три богатыря в чешуе, как жар, горя…» («Сказка о царе Салтане»)


Конкурс № 6 «Сказочный Блиц-турнир»

Ответить на вопросы по сказкам А.С.Пушкина.


1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

( «Жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

2. Какие слова приговаривал Балда, наказывая попа за жадность?

( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

3. Как зовут главную героиню сказки «Жених»?

( Наташа )

4. Кто в «Сказке о мертвой царевне» подсказал Елисею, где ему искать невесту?

( Ветер )

5. Где состоялась первая встреча попа с Балдой?

( На базаре )

6. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

( «Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»)

7. Сколько медвежат было у медведихи?

( Трое )

8. Кто был предводителем 33 богатырей?

( Дядька Черномор )

9. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас проклятое племя корчить…?»

( Балда )

10. Какую песню пела белочка в «Сказке о царе Салтане»?

( «Во саду ли в огороде» )

11. Как звали сына царя Салтана?

( Гвидон )

12. Кто звал Балду тятей?

( Попенок )

13. Какие слова кричал золотой петушок , предупреждая об опасности?

( «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» )

14. Назвать отчество князя Гвидона.

( Салтанович )

15. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

( «Сказка о золотом петушке»)



Конкурс № 7 «Угадай сказку по иллюстрации»





«Сказка о попе и о работнике его Балде» 

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о рыбаке и рыбке»



«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Конкурс № 8«Устаревшие слова»

Выпишите из поэмы «Руслан и Людмила» устаревшие слова. Подберите к ним современные синонимы. С какой целью поэт использует устаревшие слова?



1) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой… (берег)
2) Да вдруг раздался глас приятный… (голос)
3) В унынье, с пасмурным челом, (лицом)
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые…(молодые)
4) Невеста очи опустила… (глаза)
5) В пещере старец, ясный вид,
Спокойный взор, брада седая… (борода)



  1. Итог урока. Слово учителя. Оценки.


  1. Домашнее задание: Нарисовать любимого сказочного героя.