СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия, как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. «Сказкотерапия» – лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия, как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Сказкотерапия, как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Пацева Наталья Александровна

МКДОУ «Заброденский детский сад №2»

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).
Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»), точечный массаж).
Технологии коррекционные (артикуляционная гимнасика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия , арттерапия, сказкотерапия).

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

 

«Сказкотерапия» - появилась сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «Сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков Игорь Викторович: сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

  Сказкотерапия развивает самосознание ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы «Сказкотерапии» заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально - поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

 

Функций сказок

 

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

 

2. Концепция Сказкотерапии основана на идеи ценности метафоры как носителя информации:

 

– о жизненно важных явлениях;

 

– о жизненных ценностях;

 

– о постановке целей;

 

– о внутреннем мире автора.

 

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

 

– как устроен этот мир, кто его создал;

 

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

 

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

 

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

 

– как прощать.

Типологии сказок:


1. Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

– Бытовые сказки, в них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок».

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу, сказки-страшилки, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Рассказывание страшилок рекомендуется в группе детей (старше 7 лет) и подростков. И конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 – 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

3.Авторские художественные сказки.

Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.

В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка».

При работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы сказка Л. Пантелеев «Две лягушки».

4. Дидактические сказки.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5. Психокоррекционные сказки.

Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6. Психотерапевтические сказки.

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.


Основные методы, используемые в сказкотерапии

 

– Рассказывание сказки.

 

– Рисование сказки.

 

– Сказкотерапевтическая диагностика.

 

– Сочинение сказки.

 

– Изготовление кукол.

 

– Постановка сказки.


Анализ сказочного сюжета - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

•Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

•Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)

•Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

•Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.

•Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?

•Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?


Сказки - шумелки

Сказочки с различным шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия и слуховой памяти, воображения и фантазии, а также формируют навыки сотрудничества и взаимодействия.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

  2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

  3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки дружелюбного общения.

  4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок.

  5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

  6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

  7. Развиваются концентрация внимания и выдержка.

Итак, ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения, ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.