

Сказка, как способ коммуникации
на уроках иностранного языка
в рамках ФГОС
«»Ска


Сказка, как


Юлия Николаевна Морозова, учитель английского языка лицея №22 «Надежда Сибири», г.Новосибирск
Сказка на уроках английского языка для младших школьников
В статье описаны достоинства использования сказки на уроках и приведен сценарий постановки (на английском языке) сказки «Дом, который построил Джек» на уроке английского языка.
Ключевые слова: сказка, урок английского языка
Yulia N. Morozova, English teacher, lyceum No.22 «Hope of Siberia», Novosibirsk
Fairy Tale for Younger Pupils in English Lessons
The article describes the advantages of using fairy tales at English lessons, and presents a scenario of the fairy tale «This is the house that Jack built»
Keywords: fairy tale, English lesson.
По мнению профессора Н.Е. Буланкиной, «культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как ценности и личностной культуры. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры, ее культурного богатства, сложившегося в результате в результате предшествующей истории общества. Личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры, в частности, тем что всегда несет в себе представление об условиях, средствах т целях , мотивах и потребностях, характерных именно для этой конкретной личности, именно в этот момент и в конкретном обществе. Отсюда и возникает необходимость постоянной коммуникации, перехода друг в друга культуры общества и личной культуры». [1, cтр.67-68]
Безусловно, коммуникативный метод - самый популярный метод. По его системе занимаются все иностранные школы за рубежом. Главное направление этого метода – общение. Поэтому на уроке обязательно присутствие представителя языковой группы, изучаемого языка. На занятиях ученикам позволяют применять свои языковые способности в реальных жизненных условиях. Благодаря таким возможностям учащиеся могут свободно выражать свои мысли на иностранном языке.
Коммуникативный подход, прежде всего, фокусируется не на правильности языковых структур (хотя этот аспект также остается важным), а на других параметрах:
- взаимодействии участников в процессе общения,
- уяснении и достижении общей коммуникативной цели,
- попытках объяснить и выразить вещи различными способами,
- расширении компетенции одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками.
Неотъемлемой частью обучения считаются ролевые игры и драматизация. Это очень эффективно, особенно на первом этапе изучения языка. Между учениками разыгрываются всевозможные интересные ситуации, которые надо «разруливать». Разыгрываются различные представления, маленькие спектакли, сказки, обыгрываются повседневные жизненные ситуации, главная задача этих постановок - разрабатывать говорящую речь.
Хотелось бы подробнее остановиться на сказке, как на эффективном способе коммуникаций. Общеизвестно, что сказка – это кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом; она даёт почувствовать, что вокруг всё живое и о нём нужно бережно заботиться; она учит реагировать на то, что встречается на пути и поэтому, когда ты рассчитываешь только на свои силы, к тебе непременно придёт помощь, как награда за внимание и заботу. [4, cтр.17-18]
Сказка подсказывает ребенку способы решения конкретной проблемы в процессе изучения иностранного языка. Но это только один из возможных путей ее использования. Предложим и некоторые другие пути:
-формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне.
-приобщение детей к новому социальному опыту, знакомство с миром зарубежных сверстников, зарубежным фольклором, доступными образцами художественной литературы.
-развитие речевых интеллектуальных познавательных особенностей и обще учебных умений.
-развитие мотиваций к дальнейшему овладению иностранным языком
-воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Цель обучения иностранному языку в рамках ФГОС видится в формировании элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на элементарном уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении.
Как же об этом рассказать ребёнку? Как сделать так, чтобы он извлёк необходимые для жизни уроки?
Секрет сказок заключается в том что, бессознательно идентифицируя себя с героем, ребёнок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. На сказках апробируются приёмы, позволяющие смягчит поведенческий негативизм ребёнка. Сказка дает возможность понять законы мира, в котором он родился и живёт.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерит на себя роль родителя и оценить его со стороны. Чёрствость и невнимание ребёнка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой чёрствостью в характере самого ребёнка, а с отсутствием опыта сопереживания. Дети не умеют вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Притча – обычно посвящена одному определенному уроку. Жизненный урок притчи не завуалирован. «Стрекоза и муравей» - муравей наблюдает за Стрекозой, у которой нет целей и планов, она беспечна, а у муравья есть цель в жизни.
Басня - это более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. «Вол и осел». Они несут поклажу… в конце пути всю поклажу несет вол – поэтому и кормят его лучше.
Анекдот – это короткая форма притчи или басни, построен на абсурде или нестандартной реакции.
Легенды – былины, саги, эпосы - эти жанры повествуют о реальных событиях героического содержания (коррекция работоспособности, трусости)
Мифы – повествования о богах и героях, о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков.
Сказки – рассказы о будущем ( о ковре – самолете, печи, передвигающейся самостоятельно и т д)
Выделяют несколько видов сказок:
Художественные сказки: бывают народные и авторские.
В художественных есть дидактический смысл. Очень много уроков можно найти в сказках Андерсена.
Например: сказка Андерсена - «Красные башмачки» - в этой сказке описывается проблема зависимого поведения. Проблема зависимого поведения от компьютера, телевизора.
В сказке – зависимость от красных башмачков. В результате девочка приходит к палачу и просит отрубить ей ноги…
Капризным детям полезно поработать со сказкой «Принцесса на горошине».
Шаловливым – «Кот в сапогах»и т д .
Сказку «Колобок» можно трактовать по – разному. Из этой сказки можно извлечь много уроков
1- бабушка запасливая (сумела найти муку для колобка);
2- беспечное поведение Колобка ( поэтому и съели)
Дидактические сказки создаются для упаковки учебного материала, абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут.
Сказки могут раскрывать верность и смысл определённых знаний.
В форме дидактических сказок могут подаваться учебные знания.
Перейдем к алгоритму создания дидактических сказок.
1- Введение в сказочную страну, в которой живут одушевлённые символы. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
2- Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать любые сказочные персонажи, стихийные бедствия.
3- Обращение к ребёнку. Разъясняется, что только человек с пылким сердцем и знаниями может всех спасти, поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определённые задания.
Например: сказка для развития памяти и внимания.
Жила добрая Фея - Мнемозина. ( Мнемо – память, зина - божество.) Всех она любила. Как - то зимой пришла она в деревню к простым жителям, они её приютили, обогрели, и за это она наделила их хорошей памятью. Но чтобы память их осталась хорошей, необходимо соблюдать следующие правила:-насыщать мозг кислородом ( бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня), высыпаться. Если нарушишь хоть одно правило, то память исчезнет. Мнемозина ушла, жители всё помнили, но забыли советы Феи и постепенно стали забывать буквы, разучились читать и стали маленькими. Вернувшись, Фея очень расстроилась и решила всё восстановить. Ей нужно было найти хоть одного человека, который помнил хотя бы одно правило из тех, которым она научила жителей, чтобы восстановить их память.
Изменение неэффективного стиля поведения ребенка на более продуктивный, проходит через сказку.
Алгоритм создания:
- необходимо подобрать героя, близкого ребёнку по полу, возрасту, характеру.
- Осмыслить жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок нашёл сходство со своей жизнью.
- Поместим героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребёнка и приписываем герою реальные переживания данного учащегося.
- Герой ищет выход из создавшегося положения и мы усугубляем ситуацию. Приводим к логическому концу и это подталкивает героя к изменению ситуации.
- Герой старается понять свою неправоту и становится на путь изменения.
Работать необходимо с причинами поведения, выяснять, почему же дети себя плохо ведут:
- может желают привлечь к себе внимание
- ребёнок хочет властвовать над ситуацией и над взрослыми
- ему тревожно, он хочет избежать неудачи
- у ребёнка не сформировано чувство меры
(Примеры: Чуковский «Мойдодыр» , если ребёнок не умывается.
«Федорино горе», если ребёнок не хочет убираться и т.д.)
Работа со сказкой «Красная шапочка» полезна для девочек в плане воспитания женственности, так как здесь мы видим заботливую героиню, храбрую и аккуратную.
-С другой стороны, как ведёт себя десятилетняя Красная шапочка? -беспечно гуляет, поёт. Встречает волка и ничего её не настораживает, она спокойно всё рассказывает волку. И чем заканчивается её беспечность?
Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубинны и проникновенны. Они часто задают ребенку вопрос и это стимулирует личностный рост. Важен процесс выбора главного героя.
1 – напрямую выбор. Кем бы ты хотел быть в сказке?
2 – наши ассоциации. На кого похож?
3 – Спонтанно выбранные образы.
Медитативные сказки.
Цель создания – для накопления положительного образного опыта, снятие психоэмоционального напряжения, создание в душе ребенка позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развитие личностного ресурса. [5, cтр.27-28]
Главное назначение медитативных сказок – это поиск позитивных идеальных взаимоотношений с миром и другими людьми.
Отличительная особенность таких сказок – отсутствие конфликтов и отрицательных героев.
1 тип сказок – сказки, направленные на осознание себя в настоящем (здесь и сейчас).
2 – сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений.
3 - сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации.
Рассмотрим сценарий сказки в рамках современного урока английского языка. Среди учащихся заранее были распределены роли, а также текст реплик предварительно был выучен.
Задачи:
1.Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей.
2. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
3. Выявить и поддержать творческие способности.
4. Сформировать навыки к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Мы работаем по УМК "Spotlight" Прежде чем перейти к инсценировке, мы отрабатываем произношение. В каждом модуле, особенно в начальной школе, есть задания на отработку определенных звуков, а также даются предложения, где мы работаем над предложениями интонационно. Так мы погружаемся в языковую среду.
Сценарий постановки английской сказки «Дом, который построил Джек» для учащихся второго класса.
This is the house that Jack built
This is the house that Jack built.
This is the malt That lay
in the dark lumber room
in the house that Jack built.
This is the cheerful bird -tit,
That often steals the malt
That lays
in the dark lumber room
in the house that Jack built.
This is the cat, that scares and catches the tit,
That often steals the malt,
That lays
in the dark lumber room
in the house that Jack built.
This is the dog without a tail,
That ruffled the cat,
That scares and catches the tit,
That often steals the malt,
That lays
In the dark lumber room,
In the house that Jack built.
This is the cow without horns,
That kicks the dog,
That ruffled the cat,
That scares and catches the tit,
That often steals the malt,
That lay
In the dark lumber room,
In the house that Jack built.
This is the grey-haired strict, old woman,
That milked the cow without horns,
That kicks the dog,
That ruffled the cat,
That scares and catches the tit,
That often steals the malt
That lay
In the dark lumber room,
In the house that Jack built.
This is the lazy and fat shepherd,
That scolds the strict old woman,
That milked the cow without horns,
That kicks the dog,
That ruffled the cat,
That scares and catches the tit,
That often steals the malt,
That lay
In the dark lumber room,
In the house that Jack built.
This is two cocks,
That waked the lazy shepherd,
That scolds the strict old woman,
That milked the cow without horns,
That kicks the dog,
That ruffled the cat,
That scares and catches the tit,
That often steals the malt,
That lay
In the dark lumber room,
In the house that Jack built.

Список литературы
1.Н.Буланкина. Концептосфера современного полиязыкового образования: курс лекций. Новосибирск: НИПКиПРО, 2009.
2.Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013
3. Буланкина Н.Е. Современные тенденции развития школьного иноязычного образования: лекция. Новосибирск: Из-во НИПКиПРО,2013.
4. И.Вачков. Введение в психологию сказки. Журнал «Школьный психолог».
№12 – 2001 г.
4. Н.Сакович. День за днём в стране фантазии. Программа развития самосознания детей 7-9 лет средствами сказкотерапии. Журнал «Школьный психолог». №9 – 2005 г.
5. Н.Сакович. Взрослые сказки о главном. Журнал «Школьный психолог».
№16 – 2005 г.
6.В.Пономарёва. В некотором царстве, в некотором государстве. Журнал «Школьный психолог», №18– 2005 г.
7.Набойкина Е. Коррекционные сказкотерапевтические игры для детей с отклонениями в развитии. Журнал «Школьный психолог». №23 – 2005 г.
8.Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. – М.: «ЦГЛ», 2004. – 246 с.
9.Фопель К. Как научить детей сотрудничаит? – М.: Генезис, 1998.
10.Энде М. Бесконечная книга. – Ташкент: Шарк, 1992.