МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТРУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК
для учащихся начальных классов
по мотивам русских народных сказок
«СКАЗОЧНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Составитель: Абдулвелиева Алие Изетовна
педагог-библиотекарь МБОУ
«Трудовская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО МОТИВАМ РУССКИХ СКАЗОК
«СКАЗОЧНАЯ КАРУСЕЛЬ»
( библиотечный урок для учащихся начальных классов)
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Уточнить, обогатить и расширить знания детей о русских сказках.
Учить узнавать сказку по заданию.
Учить детей использовать выразительные средства для создания образа персонажей, используя позу, жест, движение, речевую интонацию.
Развивающие задачи:
Развивать речь, мышление, читательский интерес.
Развивать умение действовать согласовано.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, танцы.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, согласовывая свои действия с действиями партнеров в играх, конкурсах.
Воспитывать у учащихся интерес любовь к народному творчеству через музыкальную игровую, театрализованную деятельность.
Методы: игровой, словесно - логический, ИКТ, коллективный.
Приемы: участие в викторинах, конкурсах, художественное слово (загадки, стихи), исполнение песен, танцев.
Оборудование: аудиозапись с мелодиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Ход мероприятия
Звучит музыка «По малинку в сад пойдем»
1 ВЕДУЩАЯ:
-Здравствуйте, дорогие гости!
2ВЕДУЩАЯ:
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас в школе праздник! Сегодня у нас в гостях герои русских сказок!
1 ВЕДУЩАЯ:
Сказки, песни, хоровод,
Любит их простой народ!
В сказках – злато, серебро,
Побеждает зло добро!
2 ВЕДУЩАЯ:
В сказках звери говорят,
Дружбе учат всех ребят.
Сказка- ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам- урок!
1 ВЕДУЩАЯ: Ни для кого не секрет, что все любят сказки. Русские народные сказки учат нас понимаю понятий добро и зло, учат отношениям между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, сказочные герои. Они учат нас быть дружными, любить своих близких и не совершать плохих поступков.
-Давай откроем нашу волшебную книгу сказок….
2 ВЕДУЩАЯ:
«…В некотором царстве, в некотором государстве …»
Вот так начинаются многие русские народные сказки! Ребята, а почему они называются народными? Знаете?
-Правильно, потому что их сочиняет народ. В далекие давние времена наши бабушки и дедушки не умели ни читать, ни писать, зато умели замечательно сочинять и рассказывать сказки: про хитрую лису и трусливого зайца, про глупого козла и злого волка; про Ивана- удальца да Василису Премудрую…
1 ВЕДУЩАЯ:
-А как ещё начинаются сказки? Внимание на кран.
- Русские сказки начинаются так: «Жили-были…», «Давным давно…», «Во времена Царя Гороха…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
2 ВЕДУЩАЯ:
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостье: «Заходи!»
Слышится стук
(Под веселый русский наигрыш из-за кулис выходят Василиса Премудрая и Елена Прекрасная)
1 ВЕДУЩАЯ: Вы кто же такие будете?
ВАСИЛИСА: Я - Василиса Премудрая!
ЕЛЕНА: А я – Елена Прекрасная!
1 ВЕДУЩАЯ: Спасибо вам, Василиса Премудрая и Елена Прекрасная, что вы появились на нашем празднике, а что вы интересного предложите ребятам?
ВАСИЛИСА: Я предлагаю игру - кто самый мудрый !
ЕЛЕНА: А я предлагаю игру - кто самый умный!
2 ВЕДУЩАЯ: Очень хорошо. А что еще вы умеете делать?
ВАСИЛИСА: Мы умеем петь, плясать…
ЕЛЕНА: На гармошке играть…
ВАСИЛИСА: Сказки сказывать…
ЕЛЕНА: Да загадки загадывать!
1 ВЕДУЩАЯ: Ну, давайте ваши загадки!
ВАСИЛИСА:
Лягушка стрелу на болоте поймала, И в сказку какую попала не знала, Ребята вы ей, поскорей, помогите, И сказку ее побыстрей назовите.(Царевна-лягушка)
ЕЛЕНА:
Сестрице брат не подчинился,
В жару с копытца он напился
В козлёнка белого он превратился,
И в сказке знаменитой очутился ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)
ВАСИЛИСА
От все сбежать смог наш дружок,
Он быстрый, круглый, как клубок,
От зверя одного сбежать не смог
Герой - румяный …(Колобок)
ЕЛЕНА:
А вот у меня другая есть загадка:
Маша в лес одна пошла,
В дом к медведям забрела.
Вас прошу я подскажите-
Сказку эту назовите (Три медведя)
ВАСИЛИСА:
Корова крошке помогала,
Полотна рулоны ткала,
Из русской сказки эта крошечка,
А зовут ее …(Хаврошечка)
ЕЛЕНА
В Новгороде он проживал,
На гуслях песни русские играл,
Поплыл корабль далеко,
В подводный мир попал Садко( Садко в подводном царстве)
2 ВЕДУЩАЯ:
- Спасибо Василиса Премудрая и Елена Прекрасная проходите, садитесь с ребятами.
-А вы знаете, ребята, что сказки бывают не только народными. Сказки могут сочинять писатели. Такие сказки называются авторскими. Посмотрите на наших сказочных героев и скажите, про кого из героев написал автор? Правильно. Про Мальвину. А кто автор? Алексей Толстой.
МАЛЬВИНА:
-Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришли мы к вам на фестиваль издалека, из страны авторских сказок. Хотим узнать, как вы хорошо знаете русских писателей.
1 ВЕДУЩАЯ:
- Тогда предлагаем помочь нам в нашей праздничной программе.
Конкурс «Сказочный вернисаж»
МАЛЬВИНА:
А теперь отгадайте кто автор этих строк:
«Жил был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда, идет сам не зная куда» (А.С.Пушкин, Сказка о попе и работнике его Балде)
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
За лопатою метла вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры так и сыплются с горы.
Испугалася коза, растопырила глаза:
Что такое? Почему? Ничего я не пойму.(К.Чуковский . Федорино горе)
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы благополучно- конечно, в том случае, если бы ее не съел аист. Но случилось одно происшествие…(В.М.Гаршин. Лягушка-путешественница)
Ночь настала; месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звезды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу. (П.П.Ершов. Конек-горбунок.)
2 ВЕДУЩАЯ. Молодцы, ребята, те угадал эти произведения. А тех, кто еще не прочитал эти книги, мы приглашаем в библиотеку. В школьной библиотеке эти книги есть. Вы сможете их взять домой и прочитать их.
1 ВЕДУЩАЯ: Ребята, давайте отправляемся в Третьяковскую галерею на выставку картин русских сказок. Отгадайте, из каких сказок взяты репродукции картин.
-Внимание на экран.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
«Крошечка Хаврошечка»
«Кощей Бессмертный»
«По щучьему велению»
«Летучий корабль»
«Иван царевич и серый волк»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Царевна- лягушка»
«Василиса Премудрая»
«Снегурочка»
«Змей Горыныч»
2 ВЕДУЩАЯ:
Хорошо ребята справились с заданием?
-Василиса Премудрая, объявляй свой конкурс.
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ:
-Объявляю конкурс «Кто ты будешь такой?». Отгадайте по моим описаниям, о каком сказочном герое идёт речь?
Конкурс « Кто ты будешь такой?»
Зеленый зверь, очень добрый и хорошо играет на гармошке (Э. Успенский «Крокодил Гена»)
Эта героиня много работала, но потом она попала на королевском бал и потеряла там хрустальную туфельку (Золушка из сказки Ш.Перро)
Этот сказочный герой был мечтает, чтобы у него появились мозги. У него вместо мозгов солома? Кто это? (Страшила из сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)
Героиня какой сказки побывала на Северном полюсе?
(Женя из сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик».)
Эта девочка была очень маленькая и не хотела выходить замуж за крота (Дюймовочка из сказки Г.Х.Андерсена)
Вредная, не очень молодая женщина, которая живет в лесу ( Баба Яга из русских народных сказок)
Какой овощ вырастил глава семьи, а собирали урожай всей семьей, включая четвероногих друзей («Репка», русская народная сказка.)
С каким предметом осталась женщина преклонных лет из-за своей жадности. (Старуха с разбитым корытом из А.С.Пушкины «Сказки о рыбаке и рыбке».)
1 ВЕДУЩАЯ:
- Спасибо Василиса Премудрая за интересный конкурс. Слово тебе Елена Прекрасная..
ЕЛЕНА:
-А у меня конкурс музыкальный, который называется «Наливное яблочко».
.Передаем под звучание мелодии яблоко друг другу.Тому в руках кого будет яблоко, когда музыка остановится нужно выполнить задание: спеть куплет из песни, станцевать, или рассказать стих.
ДЕТИ ИГРАЮТ.
ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ: Очень хорошо, ребята. Вы справились с заданием, вы все очень находчивые и артистичные. Молодцы.
2 ВЕДУЩАЯ: Ой песня какая- то. Кто-то к нам идет.
ВХОДИТ КОРОБЕЙНИК. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ОЙ, ПОЛНЫМ-ПОЛНА МОЯ КОРОБУШКА». У НЕГО В РУКАХ ПОДНОС С ПРЕДМЕТАМИ.
КОРОБЕЙНИК:
Выходи народ, налетай,
Все товары мои раскупай!
Кому парча, кому сапожки,
А девицам –красавицам яркие сережки!
2 ВЕДУЩАЯ:
Здравствуйте, у нас здесь вообще-то литературный праздник: дети выступают, загадки отгадывают, в конкурсах участвуют.
КОРОБЕЙНИК:
Конкурсы, загадки! Я тоже загадки люблю .И конкурсы мне тоже нравятся. Можно я вам тоже загадаю загадки.
2 ВЕДУЩАЯ:
Можно, конечно, господин коробейник.
КОРОБЕЙНИК:
А вот слушайте мою загадку. Отгадайте, что у меня лежит в коробке.
Скатерть у меня бесценная,
Она сказочно-волшебная.
Если ее правильно раскрыть,
Можно хоть полцарства накормить(Скатерть –самобранка)
Это блюдце не простое,
Яблочко в нем словно наливное.
Что покажет блюдце отгадай
Сказку русскую скорее называй!( Море, горы, дальние страны. Серебряное блюдечко и наливное яблочко)
2 ВЕДУЩАЯ:
Видите, ребята, в старину о таком блюдце все люди мечтали, чтоб увидеть дальние страны, высокие горы и глубокие моря. А сейчас в каждом доме есть телевизор, мобильные телефоны с экраном и другие гаджеты. В настоящее время мы можем получать очень много интересной информации, используя современную технические и электронные средства. А теперь дальше продолжим наш конкурс.
КОРОБЕЙНИК:
Птица села на крыльцо,
Принесла она яйцо,
А яйцо –то не простое,
Сверкает, словно …(Золотое «Курочка Ряба»)
Нужно эту обувь обувать,
Чтоб умело по небу летать.
Вы, конечно, дети угадали.
И названье правильно сказали. (Сапоги-скороходы)
Три сестрицы батюшке сказали,
Три гостинца дочки заказали.
Чтобы младшей доченьке подарочек найти,
Батюшке пришлось пол мира обойти. (Аленький цветочек)
КОРОБЕЙНИК:
Ой, молодцы, ребятушки. Много вы чего знаете. Прощаться мне с вами пора пришла. Не поминайте лихом. Надеюсь, наша встреча не последняя. Прощайте.
УХОДИТ. ПОД ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ ЗАБЕГАЕТ ВОЛК. ЗА НИМ ИВАН ЦАРЕВИЧ.
ИВАН ЦАРЕВИЧ: Стой, волк, стой. Не убегай. Мы еще за жар птицей слетать должны.
ВОЛК: Слетаем, шеф. Но сначала на сказочном фестивали хочу побывать. С ребятами хочу пообщаться.
ИВАН ЦАРЕВИЧ: Ну что ж давай пообщаемся.
Здравствуйте, детишки-ребятишки. Чем вы здесь занимаетесь?
ДЕТИ: Поем, веселимся, в игры играем.
ИВАН ЦАРЕВИЧ: Давайте поиграем в игру ПРАВДА –НЕ ПРАВДА . Отвечать нужно «да» или «нет». Готовы?
Игра «Правда - не правда»
1.Дед посадил морковь. (нет)
2.Теремок сломал пингвин. (нет)
3.Баба Яга -это молодая красивая девушка. (нет)
4. Кащей Бессмертный снялся в фильме в роли Колобка. (нет)
5.Машенька убежала от 3 медведей. (да)
6.Эту девочку звали Пеппи- короткий носок (нет)
7. Доктор Айболит лечит животных. (да)
8.Кот в сапогах женил своего бедного хозяина на дочери короля. (да)
9.Хаврошечка забыла «усыпить» у Трехглазки третий глаз. (да)
10. Козу-дерезу выгнал из заинькиной избушки волк .(нет)
1 ВЕДУЩАЯ:
- Спасибо Иван - Царевич за твою интересную игру. Кто же поможет нам продолжить дальше наш праздник?
ВОЛК-Предлагаю конкурс «Сказочные числа». В ваших ответах должны быть названы числа.
Конкурс «Сказочные числа»
1.Сколько богатырей нарисовано на картине Виктора Васнецова ?(Три) 2.Сколько козлят было в сказке К.Ушинского «Козлятки и волк». (Семь) 3.Какова длина удава в Попугаях, Мартышках и Слонах. (38 попугаев и одно попугайское крылышко, 5 мартышек, 2 слонёнка) 4.Сколько ночей Айболит не ел, не пил, не спал, а лечил несчастных зверят? (10 дней) 5.Какой размер обуви был у дяди Стёпы? (45 размер) 6.Сколько прожили старик и старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (30 лет и три года) 7.Сколько братьев – месяцев встретила падчерица из сказки «двенадцать месяцев» (12 месяцев) 8.Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи?(33 года) 9.Сколько толстяков было в сказке Юрия Олёши? (Три) 10.Сколько воздушных шариков получил Пятачок от Кролика? (2 шарика)
1 ВЕДУЩАЯ:
- Ну, хорошо, вы справились с заданием. А теперь поиграем в игру «Посиделки».
Звучит русская народная мелодия. Дети садятся на стулья, расставленные по кругу.
2 ВЕДУЩАЯ.
Ребята, сейчас я буду называть вопрос, а кто знает ответ должны пересесть на другое место..Итак, начали.
- Пересаживаются те, кто знает сколько богатырей было в сказке А.С.Пушкина.(33)
-Пересаживаются те, кто знает, где была спрятана смерть Кащея Бессмертного. (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)
-Пересаживаются те, кто знает, кто написал сказку Мойдодыр. (К.Чуковский)
-Пересаживаются те, кто знает, как зовут героя, который поймал щуку, которая говорит человеческим голосом и исполняет желания. (Емеля)
-Пересаживаются те, кто знает кого наградил Морозко, а кого наказал. (Падчерицу- наградил, бабину дочку- наказал)
-Пересаживаются те, кто знает как звали царицу, которая околдовала царя Додона. (Шамаханская)
-Пересаживаются те, кто знает, как зовут писателя, который написал сказку «Аленький цветочек». (Сергей Аксаков)
-Пересаживаются те, кто знает на какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)
-Пересаживаются те, кто знает предмет, который всегда говорит правду.(Зеркало)
-Пересаживаются те кто знает, в кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)
1 ВЕДУЩАЯ. Молодцы , ребята, наше мероприятие подошло к концу.
2 ВЕДУЩАЯ. Как много вы знаете! Сегодня мы с вами вспомнили много русских народных и литературных сказок. В сказках сосредоточена народная мудрость. Читая сказки, мы становимся умнее и добрее.
1 ВЕДУЩАЯ. Ребята, постоянно читайте сказки, и не только сказки, но и другие детские книжки. Они всегда вас научат быть смекалистее и находчивее. Ведь не зря есть такая русская пословица « Сказку слушай, а к присказке прислушивайся».