СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Скелет человека" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Скелет человека" 8 класс»



Тема урока: «Скелет человека».

Цель урока:

  1. Образовательные:

  • формирование знаний о скелете человека, его основных частях; 

  • формирование представлений о значении скелета человека;

  • познакомить учащихся со строением скелета человека;

  • изучить основные части скелета.

  1. Воспитательные:

  • способствовать сохранению здоровья учащихся;

  • прививать любовь и заботу о собственном здоровье;

  1. Развивающие:

  • Развить умение наблюдать, делать выводы, обобщать.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», муляж скелета человека, отдельные позвонки, раздаточный материал (Схема 1. Скелет человека)

Методика: словесный, наглядный, практический, самонаблюдение.

План:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

3.1. Скелет головы (черепа) (метод самонаблюдения)

3.2. Скелет туловища (метод самонаблюдения)

3.3. Скелет конечностей (метод самонаблюдения)

  1. Закрепление.

  2. Обобщение, домашнее задание



Карточка №1 по теме: «Кости скелета».

  1. Надкостница – это …



Химический состав клетки



. . .

. . .









  1. Если кость выдержать в 10% растворе соляной кислоты, то ее можно завязать узлом. Чем объясняется ее гибкость и упругость?




Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1

Организационный момент

Цель: обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Поприветствовать учеников.

Занять своё рабочее место.

Стоя, приветствовать учителя.

Настроиться на восприятия материала урока по теме «Скелет человека»

2

Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний прошлой темы, стимулирование познавательной активности учащихся.

Раздать карточки №1 с заданиями по пройденной теме, для того чтобы проверить усвоенный материал прошлого занятия.


Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная, травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясение головного мозга.

Так давайте вспомним, из чего же состоит опорно-двигательный аппарат?

А что же такое скелет?

Так вот, ребята, скелет – это не только кости, но и хрящи, связки и суставы.


Открываем свои рабочие тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Строение скелета человека».






Выполняют задания в карточке №1.











Дети отвечают на вопросы учителя.

Опорно-двигательный аппарат состоит из скелета и мышц.

Скелет – это кости в совокупности.




Открывают рабочие тетради и записывают тему урока.

3

Изучение нового материала

Цель: изучить строение скелета человека; разобрать строение каждого отдела скелета; заполнить схему (схема 1) и вклеить её в тетрадь.


Костная ткань составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Скелет человека состоит из соединенных между собой костей (их более 200). Каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.

Какие отделы различают в скелете человека?



3.1. Скелет головы(черепа)

Цель: изучить строение скелета головы, его функции.


Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей (Учитель показывает кости скелета на муляже). Ребята, как вы думаете, какая единственная кость черепа подвижна?

Правильно, это нижняя челюсть. Найдите её у себя.

Какую функцию выполняет череп?



В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой отделы. Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.

Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость. Запишите в схему кости, которые входят в мозговой и лицевой отделы; функции которые выполняет череп.















Дети, глядя на схемы 1, лежащие на столе отвечают. (Скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).







Смотрят на скелет человека и пытаются ответить на вопрос учителя.



Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица.


Заполняют схему 1.

3.2. Скелет туловища

Цель: изучить строение скелета туловища, его функции.


Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела. Какую еще функцию выполняет позвоночник?

Длина позвоночника составляет 40% длины тела человека. Позвоночник образуют 33–34 позвонка. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5).(показывает все отделы на муляже)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. (показывает все на муляже)

Запишите данные в схему.

А какую функцию выполняет грудная клетка?



Правильно.








Выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища.


Продолжают заполнять схему 1.








Заполняют схему 1.









Грудная клетка принимает участие в дыхании, защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений


3.3. Скелет конечностей

Цель: изучить строение скелета конечностей, его функции.


Скелет любой конечности состоит из двух отделов: скелета свободной конечности и пояса конечности. Кости пояса конечности соединяют свободные конечности со скелетом туловища. Благодаря тому, что конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.

У человека функции конечностей – рук и ног – четко разграничены.

Как вы считаете, что это за функции?



Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья (лучевая и локтевая) и кисти (3 отдела – запястье, пясть, фаланги пальцев).

Найдите на себе эти отделы. Занесите данные в таблицу.

Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения. Сделайте полные круговые движение руками.

(показывает всё на муляже)


Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют три неподвижно соединенные между собой кости, сросшиеся с крестцом, что позволяет им выдерживать большие физические нагрузки и выполнять защитную функцию для внутренних органов. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка кости свободной нижней конечности.

Скелет свободных нижних конечностей состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев).

Найдите на себе эти отделы.

Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав.

(всё показывает на муляже) Найдите коленный сустав у себя.

Занесите данные в схему 1.





















Верхними человек совершает трудовые операции, множество сложных движений, нижние – для опоры и передвижения


Слушают, запоминают и вносят нужные данные в схему 1.











Вносят нужные данные в схему 1

4

Закрепление изученного материала

Цель: обобщение пройденного материала.

Ребята сегодня на уроке мы изучили функции и строение скелета человека.

Фронтальный опрос.

  1. На сколько отделов делят скелет человека? Назовите их.

  2. Как называется единственная подвижная кость черепа?

  3. Сколько составляет длинна позвоночника от длины тела?

  4. Из чего состоит пояс верхних конечностей? А нижних конечностей?





Отвечают на вопросы учителя:

  1. На три отдела – скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей.

  2. Нижняя челюсть

  3. 40% от длины тела человека

  4. Пояс верхних конечностей: парные ключицы и лопатки; пояс нижних конечностей: тазовая кость


5

Обобщение, домашнее задание.

Цель: оценить работу учеников на уроке, задать домашнее задание для закрепления материала и расширения знаний по пройденной теме.

Домашнее задание: параграф «Строение скелета» стр. 98-103, вопросы на стр. 104

Достают дневники и записывают домашнее задание.







Скелет человека

Схема 1.

- плечевая кость (1)

- локтевая кость (1)

-лучевая (1)

-кости запястья (8)

-кости пясти (5)

-фаланги пальцев

- лопатки (2)

- ключицы (2)

- тазовые кости (2)

- крестец (1)

- бедренная (1)

- болынеберцовая (1)

-малоберцовая (1)

-предплюсна (8)

-плюсна (5)

-фаланги пальцев

- ребра (12 пар)

- грудина (1)

-шейные (7)

-грудные (12)

-поясничные (5)

-крестцовые (5)

-копчиковые (4-5)

-носовая (2)

-скуловые (2)

-верхнечелюстная (1)

-нижнечелюстная (1)

- лобная (1)

-теменная (2)

-височная (2)

-затылочная (1)

Грудная

клетка

Позвоночник

Скелет головы

Скелет туловища

Мозговая

часть

Лицевая

часть

Скелет конечностей

Нижние

конечности



Верхние

конечности

Конечности

Тазовый

пояс

Конечности

Плечевой

пояс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!