СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема формы борьбы за существование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Схема для работы в школе и дома.

Просмотр содержимого документа
«Схема формы борьбы за существование»

МКОУ «Коршуновская СОШ»























Схема «Формы борьбы за существование»

(для учащихся 9 классов)



















Автор: учитель биологии

Малышева Алина Денисовна





2023



Цель: ознакомление учащихся с понятиями внутривидовая борьба, межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями внешней среды и соответствующими примерами

Схема «Формы борьбы за существование»

Формы борьбы за существование






Внутривидовая – это борьба между особями одного вида за пищу, место, свет, влагу. 

Примеры: семьи волков защищают свою территорию от подобных групп, чайки выталкивают из гнезд более слабых птенцов, деревья с раскидистой кроной поглощают большее количество солнечной энергии, лишая другие растения условий для фотосинтеза.















Межвидовая - это борьба между особями различных видов.

Примеры: вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской; конкуренция между серой и чёрной крысами; конкуренция за свет между елью и берёзой.













Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды — это выживание тех или иных организмов в изменяющихся условиях среды (температура, влажность, соленость, освещенность, состав воз духа, почвы, воды и др.).

Примеры: растения засушливых территорий имеют длинный корень и редуцированные листья, как у перекати-поля, первоцветы переживают жаркий период благодаря подземному видоизменению побега - луковице.

















Источники информации

Биология. Общие закономерности. 9 кл. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. -М.: Дрофа,2002 г. 288 с.