СХЕМА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА
1.Общие сведения о ребёнке (фамилия, имя, дата рождения, место жительства)
посещал ли детский сад, в каких школах, классах и сколько лет обучался, с какого класса обучается в данной школе;
характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению;
посещаемость, кол-во пропущенных учебных дней в течение года, причина пропусков,
цель обращения и кем направлен.
2.Сведения о семье ребёнка (сведения о родителях, месте их работы, составе семьи)
условия воспитания ребёнка;
значимые изменения, произошедшие в семье за последний год, которые могли повлиять на общее состояние ребёнка.
3.Особенности развития ребёнка:
физическое развитие, его особенности;
состояние общей моторики (общая моторная гармоничность, ловкость, возможность выполнять достаточно сложные ритмичные и координированные движения);
состояние мелкой моторики (скоординированность движения пальцев, ловкость манипуляций с мелкими предметами, сформированность навыков графической деятельности — умение соотносить размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, штриховки, точность попадания в контуры рисунка, чёткость линий);
уровень произвольной регуляции движений;
характер и специфика формирования латеральных предпочтений (наличие правосторонних, смешанных или левосторонних предпочтений)
4.Особенности развития отдельных психических процессов и функций:
внимание (легко ли оно привлекается, способность сосредоточиться на задании, устойчивость, объём, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой, распределение внимания проявляется ли рассеянность, изменения на фоне утомления, произвольность внимания).
восприятие формы (плоскостной, объёмной) величины, цвета (для младших школьников),
восприятие пространства: макропространства (ориентировка в здании школы, микрорайоне, использование в речи пространственных ориентировок), микропространство (верно сличает распознаёт и называет все стороны и части листа, выделяет центр),
восприятие схемы тела, его частей и сторон, ориентировка на другом человеке;
восприятие времени (последовательность частей суток, дней недели, времён года, месяцев);
целостность, полнота и восприятие сюжета;
память (особенности зрительной, слуховой, двигательной и других видов памяти, скорость и объём запоминания, сохранение, точность воспроизведения осмысленность запоминания, способность использования приёмов логического запоминания)
мышление (уровень сформированности перцептивно-действенного, образного, логического мышления (его вербально-логического компанента), устанавливание причинно-следственных зависимостей, сходства и различия между предметами и явлениями, умение обобщать, выделять существенные признаки, опосредовать, прогнозировать, выявлять ведущий смыслообразующий классификационный призна.);
самостоятельность, активность, наличие инертности, тугоподвижности мыслительных процессов изменение динамики мыслительной деятельности
критичность мышления, креативность мышления, понимание переносного смысла, подтекста произведений.
речь (развёрнутость и грамотность речевого высказывания, наличие аграмматизмов, речевая активность, качество звукопроизношения объём активного и пассивного словаря, разница между ними, анализ специфических ошибок как в устной так и в письменной речи, сформированность диалогической, связной речи, эмоциональная окраска речи);
воображение (воспроизводящее или творческое, наличие шаблонных, стереотипных композиций, формирование новых образов)
5.Характеристика учебной деятельности:
сформированность мотивации к учению;
успеваемость ученика за прошедший учебный год и текущая:
что усвоил из пройденного материала по чтению, письму, математике и другим предметам и что вызвало трудности;
какие виды помощи применялись (усиленный контроль и помощь при выполнении задания, индивидуальные задания, коррекционные занятия, рекомендации родителям), эффективность этой работы.
6.Особенности личности:
соблюдение правил поведения в школе и вне школы;
как проявляет себя ребёнок в трудовой, игровой деятельности, отношение к выполняемому поручению;
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, роль в коллективе;
навыки культурного поведения;
наличие интересов;
контактность;
самооценка и уровень притязаний;
7.Особенности эмоционально-волевой сферы:
преобладающее настроение
конфликтность, агрессивность ,негативизм, эмоциональное напряжение ,тревожность;
реакция на успех и неудачу, отношение к трудностям
характеристика произвольности (умение осуществлять самоконтроль, волевые усилия);
самостоятельность, инициативность настойчивость,;
основные черты характера (правдивость, доверчивость, самокритичность скромность, аккуратность;
стержневые черты личности ученика, на которые можно опереться в проведении индивидуальной и коррекционной работы.
8. Работоспособность (заинтересованность в выполнении задания, целенаправленность, темп работы).
Классный руководитель: (Ф.И.О.)
Директор ГУО «СШ № »: (Ф.И.О.)