План урока № 29
Тема урока: Электромонтажные работы с установкой автоматических выключателей и тепловых реле.
Практическая работа: Монтаж цепи управления асинхронного двигателя
Электродвигатели – это устройства, в которых электрическая энергия превращается в механическую. В основе принципа их действия лежит явление электромагнитной индукции. Однако способы взаимодействия магнитных полей, заставляющих вращаться ротор двигателя, существенно различаются в зависимости от типа питающего напряжения – переменного или постоянного.
В основе принципа работы электродвигателя постоянного тока лежит эффект отталкивания одноименных полюсов постоянных магнитов и притягивания разноименных. В двигателях постоянного тока небольшой мощности один из магнитов является физически существующим. Он закреплен непосредственно на корпусе машины. Второй создается в обмотке якоря после подключения к ней источника постоянного тока. Для этого используется специальное устройство – коллекторно-щеточный узел. Сам коллектор – это токопроводящее кольцо, закрепленное на валу двигателя. Чтобы соединить коллектор с питающей сетью используются так называемые щетки – графитовые стержни. Существует три схемы подключения двигателя постоянного тока: с параллельным возбуждением; последовательным; смешанным. Параллельное возбуждение – это когда параллельно обмотке якоря включается еще одна независимая, обычно регулируемая (реостат). Такой способ подключения позволяет очень плавно регулировать скорость вращения и достигать ее максимальной стабильности. Его используют для питания электродвигателей станков и кранового оборудования. Последовательная – в цепь питания якоря дополнительная обмотка включена последовательно. Двигатели постоянного тока имеют возможность плавной регулировки частоты вращения, поэтому их применяют в качестве тяговых на электротранспорте.
Классификация электрических двигателей.
По способу питания:
• двигатели постоянного тока – запитываются от источников постоянного тока.
• двигатели переменного тока - запитываются от источников переменного тока.
По количеству фаз:
• Однофазные – запускаются вручную, либо же имеют пусковую обмотка или фазосдвигающую цепь.
• Двухфазные
• Трехфазные
По синхронизации: Синхронный и асинхронный
Схема управления асинхронным трехфазным двигателем
На схеме а) для включения используется рубильник. На схеме б) используется контактор КМ и выключатель SA. Двигатель запустится, но при внезапном перерыве в подаче электроэнергии двигатель остановится. Однако после устранения аварии напряжение в сети восстановится и двигатель самопроизвольно придет в движение. Это может вызвать несчастный случай. На схеме в) двигатель включается при нажатии кнопки SB2 (пуск), но двигатель будит работать, пока кнопка нажата. На контакторе имеются основные контакты и вспомогательный замыкающий контакт, который включается параллельно кнопке. После нажатия на кнопку пуск замкнутся основные контакты и вспомогательный. Под действием пружины кнопка SB2 разомкнет цепь, но катушка будит получать питание через вспомогательный контакт КМ. Теперь если напряжение в сети исчезнет, катушка контактора обесточится и основные контакты и вспомогательный разомкнутся. Двигатель выключится и для повторного включения нужно опять нажать кнопку SB2. Но если потребуется остановить двигатель, надо будит нажать на кнопку SB1 (стоп). Кнопка СТОП делается более заметной и закрашивается в красный цвет. А кнопка ПУСК закрашивается в черный цвет. Такую схему называют с магнитным пускателем.
Нереверсивный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Для защиты двигателя от перегрузок и от потери фазы применяют тепловые реле (KK1, KK2), которые включаются непосредственно в силовую цепь двигателя. Если температура обмотки двигателя превысит допустимые значения, то сработает тепловое реле и разомкнет свои контакты в цепи управления (KK1, KK2), тем самым обесточит катушку контактора (KM) и двигатель остановиться. Для отключения необходимо нажать кнопку «стоп» (SB2). Для защиты двигателя от токов короткого замыкания служат плавкие предохранители (FU).
Реверсивный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
Такая схема запуска приведена на рис. 2. Пуск двигателя начинается с включения рубильника (QF). При нажатии кнопки «вперед» (SB1) образуется цепь тока, катушки контактора (KM1). Замыкаются силовые контакты (KM 1) и шунтирующий блок-контакт, а контакт (KM1) в цепи контактора (KM2) размыкается. При нажатии кнопки «назад» (SB2) контактор (KM1) разомкнется и двигатель остановится. Контакт (KM1) в цепи катушки (KM2) замыкается, следовательно, образуется цепь включения контактора (KM2), который замыкает свои силовые контакты. Двигатель начинает вращаться в обратную сторону, то есть происходит реверс двигателя. Для зажиты двигателя от токов короткого замыкания установлен автоматический выключатель (QF), для защиты от перегрузок – тепловое реле (KK1, KK2).
Рисунок2
Реверс произойдет, если изменить направление вращения магнитного поля, для чего достаточно поменять местами два любых провода подключающих асинхронный двигатель к сети. При этом изменится порядок чередования фаз и двигатель станет вращаться в другую сторону.
Конденсаторный асинхронный двигатель
Асинхронный электродвигатель, питаемый от однофазной сети и имеющий на статоре две обмотки, одна из которых включается в сеть непосредственно, а другая — последовательно с электрическим конденсатором для образования вращающегося магнитного поля. Конденсаторы создают сдвиг фаз между токами обмоток, оси которых сдвинуты в пространстве. Наибольший вращающий момент развивается, когда сдвиг фаз токов составляет 90°, а их амплитуды подобраны так, что вращающееся поле становится круговым. При пуске конденсаторного асинхронного двигателя оба конденсатора включены, а после его разгона один из конденсаторов отключают.
Рис 3. Схема (а) и векторная диаграмма (б) конденсаторного асинхронного двигателя: U, UБ, UC — напряжения; IA, IБ — токи; А и Б — обмотки статора; В — центробежный выключатель для отключения С1 после разгона двигателя; C1 и C2 — конденсаторы.
Включение трехфазного асинхронного электродвигателя в однофазную сеть
Трехфазный асинхронный электродвигатель, включаемый через конденсатор в однофазную сеть. Рабочая емкость конденсатора для 3-фазного двигателя определяется по формуле Ср = 2800 (мкф), если обмотки соединены по схеме «звезда», или Ср = 4800 (мкф), если обмотки соединены по схеме «треугольник». Емкость пускового конденсатора Сп=(2,5 — 3) Ср. Рабочее напряжение конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше напряжения сети; конденсаторы устанавливаются обязательно бумажные конденсаторы.
Рис 4. Схема включения в однофазную сеть трехфазного асинхронного двигателя с обмотками статора, соединенными по схеме «звезда» (а) или «треугольник» (б):
B1 Переключатель направления вращения (реверс), В2 — Выключатель пусковой емкости; Ср — рабочий конденсатор; Cп — пусковой конденсатор; АД — асинхронный электродвигатель.
Вопросы самоконтроля
Как осуществить реверсирование электродвигателя постоянного тока?
Каким образом регулируют частоту вращения двигателем постоянного тока?
Как изменить направление вращения ротора асинхронного двигателя?
Как осуществить пуск в ход трехфазного асинхронного двигателя?
Для чего при пуске асинхронного двигателя в однофазную сеть применяют конденсаторы?