План-конспект урока. Русский язык. 6 класс.
Тема:«Склонение числительных, обозначающих целые числа».
Учитель:Нежмединова Зуляра Сулеймановна
Урок закрепления.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала
Форма обучения: фронтальная, самостоятельная работа и работа в парах
Цели:1.Знать:Об особенностях склонения количественных числительных 2.Уметь:Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа 3.Сформировать:Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа
Планируемые результаты
Предметные:
- формирование научного системного представлении о части речи;
- освоение норм склонения числительных;
- формирование навыка правильного письма и произношения числительных.
- закрепление полученных знаний о числительном как о части речи;
- приведение в систему и уточнение, обучение детей самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные:
- выработка уважительного отношения к товарищам, умения общаться с одноклассниками и учителем.
Метапредметные:
- развитие монологической речи, аналитических и сопоставительных умений.
Тип урока: урок закрепления
Форма работы: фронтальная,индивидуальная
Оборудование:
компьютер.презентация
Учебник, справочник по русскому языку.
Ход урока
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? – Тогда – за работу?
Удачи желаю всем вам!
Откройте тетради и запишите число и классная работа.
II. Стадия вызова.
- Где мы в жизни встречаемся с числительными?
- На каких уроках вы встречаетесь с числительными?
- Для чего изучаем склонение числительных?
III. Постановка целей урока.
Тема сегодняшнего урока «Склонение числительных, обозначающих целые числа». На прошлом уроке вы уже познакомились с этой темой, а сегодня мы продолжим работу над ней.
Откройте тетради и запишите число.
Тема урока “Склонение числительных, обозначающих целые числа (40, 90, 100, составные, полтораста)”.
Записывая тему, подумайте, с чем мы будем работать и какова цель урока.
- Верно. Нам необходимо знать особенности склонения количественных числительных; уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
1)- Трудно представить жизнь человека без чисел. Человек любой профессии прибегает к помощи чисел. А чтобы знания открыли свои кладовые, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.
1 испытание. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные, запишите в тетрадь(слайд 2-3)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Семеро одного не ждут.
Семь бед - один ответ.
Семеро с сошкой, а один с ложкой.
- Как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
Приведите примеры числа в названиях художественных произведений и запишите в тетрадь(слайд 4)
«Три толстяка» (повесть-сказка Юрия Олеши,1924 г.)
«Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м, 1889 г.)
«И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик, опубликован 1994 г.)
«Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)
- Знаете ли вы авторов этих произведений? Сверьте свою работу с записью на доске и допишите.(слайд 5)
2 испытание. Цифровой диктант. Я предложу вам несколько утверждений.Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «2», если нет – «1». Ответы записываем в тетрадях.
2)Я утверждаю, что: Цифровой диктант(слайд6)
1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2
2. Числительное полтора – собирательное 1
3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь пишется на конце. 2
4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам. 2
Итог: 2 122 (две тысячи сто двадцать два) (слайд7)
-Какое число у вас получилось? Запишите на доске.
- Охарактеризуйте это число (целое, составное, количественное)
Вы достойно справились с испытанием и перед нами открывается новая часть знаний о числительном.
4)Склонение числительных сорок, девяносто, сто(слайд 8)
У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А(слайд 9)
И., В. | сорок | девяносто | сто |
Р.,Д.,Т.,П. | сорока | девяноста | ста |
- Просклоняйте по рядам числительные и запишите в тетрадь. Прочитайте работу и сверьте с записью на доске.
-Запишите предложение и замените числа словами:
Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду.
- Прокомментируйте правописание числительных.
- Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».Мешок с сорока соболями, куницами, белками и т.д. служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок.
-А в каком устойчивом сочетании используется число сорок?
Существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.
IV)Физминутка.
А теперь посчитаем на руках. Это поможет нам отдохнуть и лучше усвоить знания. Упр. Из «Брейн – Джим»
V)Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900 (слайд10-11)
Продолжим знакомиться со склонение числительных.
1) У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части
от 50 до 80 | от 500 до 900 | 200, 300, 400 |
И. пятьдесят | пятьсот | двести |
Р.пятидесяти | пятисот | двухсот |
Д.пятидесяти | пятистам | двумстам |
В.пятьдесят | пятьсот | двести |
Т. пятьюдесятью | пятьюстами | двумястами |
П.о пятидесяти | о пятистах | о двухстах |
- Давайте просклоняем числительные 50, 500, 200.
2) Устный счет на закрепление (слайд 12)
854 сложить с 232
Из 947 вычесть 325
К 342 прибавить 679
От 878 отнять 511
С 453 сложить 746
854 сложить с 232 | Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится | 1 086 |
Из 947 вычесть 325 | Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится | 622 |
К 342 прибавить 679 | К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится | 1 021 |
От 878 отнять 511 | От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится | 367 |
С 453 сложить 746 | С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится | 1 199 |
VI)Подведение итогов. Рефлексия
1)- Что мы сегодня узнали на уроке?
-Где эти знания вы будете применять в жизни?
- Какие трудности встретились?
- Что показалось наиболее интересным?
2)Полминутки для шутки. Прочитайте зашифрованные слова:(слайд13)
40а
1надцать
3о
7я
100н
па3от
100янка
элек3к
3)Оценивание учащихся.
VII)Домашнее задание: (слайд 14-15)
Задание 1:Просклонять числительное 943 детали.
Задание 2: «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573