СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение числительных, обозначающих целые числа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Склонение числительных, обозначающих целые числа»

План-конспект урока. Русский язык. 6 класс.

Тема:«Склонение числительных, обозначающих целые числа».

Учитель:Нежмединова Зуляра Сулеймановна

Урок закрепления.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала

Форма обучения: фронтальная, самостоятельная работа и работа в парах

Цели:1.Знать:Об особенностях склонения количественных числительных 2.Уметь:Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа 3.Сформировать:Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа

Планируемые результаты

Предметные:

- формирование научного системного представлении о части речи;

- освоение норм склонения числительных;

- формирование навыка правильного письма и произношения числительных.

- закрепление  полученных знаний о числительном как  о части речи;

- приведение  в систему и уточнение, обучение детей самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные:

выработка уважительного  отношения к товарищам, умения общаться с одноклассниками и учителем.

Метапредметные: 

- развитие монологической речи, аналитических и сопоставительных умений.

Тип урока: урок закрепления

Форма работы: фронтальная,индивидуальная

Оборудование: 

 компьютер.презентация

Учебник, справочник по русскому языку.

Ход урока

Ход урока:

I. Организационный момент 

- Здравствуйте, ребята и  уважаемые гости.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? – Тогда – за работу?

Удачи желаю всем вам!

Откройте тетради и запишите число и классная работа.


II. Стадия вызова. 

     - Где мы в жизни встречаемся с числительными?

     - На каких уроках вы встречаетесь  с числительными?

     - Для чего изучаем склонение числительных?

III. Постановка целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Склонение числительных, обозначающих целые числа».  На прошлом уроке вы уже познакомились с этой темой, а сегодня мы продолжим работу над ней.



Откройте тетради и запишите число.

Тема урока “Склонение числительных, обозначающих целые числа (40, 90, 100, составные, полтораста)”.

Записывая тему, подумайте, с чем мы будем работать и какова цель урока.

- Верно. Нам необходимо знать особенности склонения количественных числительных; уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.

1)- Трудно представить жизнь человека без чисел. Человек любой профессии прибегает к помощи чисел. А чтобы знания открыли свои кладовые, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.

1 испытание. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные, запишите в тетрадь(слайд 2-3)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семеро одного не ждут.

Семь бед - один ответ.

Семеро с сошкой, а один с ложкой.

- Как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Приведите примеры числа в названиях художественных произведений и запишите в тетрадь(слайд 4)

«Три толстяка» (повесть-сказка Юрия Олеши,1924 г.)

«Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м, 1889 г.)

«И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик, опубликован 1994 г.)

«Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)

- Знаете ли вы авторов этих произведений? Сверьте свою работу с записью на доске и допишите.(слайд 5)

2 испытание. Цифровой диктант. Я предложу вам несколько утверждений.Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «2», если нет – «1». Ответы записываем в тетрадях.

2)Я утверждаю, что: Цифровой диктант(слайд6)

1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2

2. Числительное полтора – собирательное 1

3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь пишется на конце. 2

4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам. 2

Итог: 2 122 (две тысячи сто двадцать два) (слайд7)

-Какое число у вас получилось? Запишите на доске.

- Охарактеризуйте это число (целое, составное, количественное)

Вы достойно справились с испытанием и перед нами открывается новая часть знаний о числительном.

4)Склонение числительных сорок, девяносто, сто(слайд 8)

У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А(слайд 9)

И., В.

сорок

девяносто

сто

Р.,Д.,Т.,П.

сорока

девяноста

ста

- Просклоняйте по рядам числительные и запишите в тетрадь. Прочитайте работу и сверьте с записью на доске.

-Запишите предложение и замените числа словами:

Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду.

- Прокомментируйте правописание числительных.

- Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».Мешок с сорока соболями, куницами, белками и т.д. служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок.

-А в каком устойчивом сочетании используется число сорок?

Существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.

IV)Физминутка. 

А теперь посчитаем на руках. Это поможет нам отдохнуть и лучше усвоить знания. Упр. Из «Брейн – Джим»

V)Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900 (слайд10-11)

Продолжим знакомиться со склонение числительных.

1) У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части

от 50 до 80

от 500 до 900

200, 300, 400

И. пятьдесят

пятьсот

двести

Р.пятидесяти

пятисот

двухсот

Д.пятидесяти

пятистам

двумстам

В.пятьдесят

пятьсот

двести

Т. пятьюдесятью

пятьюстами

двумястами

П.о пятидесяти

о пятистах

о двухстах

- Давайте просклоняем числительные 50, 500, 200.

2) Устный счет на закрепление (слайд 12)

854 сложить с 232

Из 947 вычесть 325

К 342 прибавить 679

От 878 отнять 511

С 453 сложить 746

854 сложить с 232

Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится

1 086

Из 947 вычесть 325

Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится

622

К 342 прибавить 679

К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится

1 021

От 878 отнять 511

От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится

367

С 453 сложить 746

С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится

1 199



VI)Подведение итогов. Рефлексия

1)- Что мы сегодня узнали на уроке?

-Где эти знания вы будете применять в жизни?

- Какие трудности встретились?

- Что показалось наиболее интересным?

2)Полминутки для шутки. Прочитайте зашифрованные слова:(слайд13)

40а

1надцать

100н

па3от

100янка

элек3к

3)Оценивание учащихся.

VII)Домашнее задание: (слайд 14-15)

Задание 1:Просклонять числительное 943 детали.
Задание 2: «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!