Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Учитель:
Автор учебника:
Тема урока: Склонение имен существительных в Творительном падеже.
Тип урока: урок закрепления.
Задачи урока:
Предметные
Формировать умения правильно употреблять падежные окончания существительных.
Личностные
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Метапредметные
Регулятивные: формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характер сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
Логические: формировать умения анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Работа по теме урока.
Мороз и солнце! День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
- Из какого стихотворения отрывок? (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
-О каком времени года говорится в стихотворении? (Зима)
-К какой части речи относится слово зима? Докажите.
-Назовите существительные из этого отрывка. Что общего у этих слов? Какая часть речи будет главной сегодня на уроке?
-Что вы знаете о сущ.?
(Составление кластера)
Предложения детей.
Повторить о склонении существительных.
Вспомнить алгоритм определения падежей.
Будем тренироваться в написании окончаний существительных
3. Сообщение темы урока.
-Назовите тему урока.(Склонение имен существительных).
-Определите цель и задачи урока.
Знакомство со словарным словом.
Декабрь
Синтаксический разбор
В декабре дети катаются на коньках и санках.
В каких словах нельзя определить склонение.
Почему?
Елена Шаламонова
«Приходит в шубке белой»
Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке – бахрома.
Заполняем 1 склонение с 1 стихов
Выпишем сущест из стих.
Определим падеж и склонение
Королевой морфологический разбор
Работа в группе
Определи склонение у существительных и найди лишнее слово.
Кот поёт, глазок прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
Афанасий Фет
Заполняем 2 склонение
8. Физминутка.
Ф.м. (встали)
Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица. (поворот головы)
Мороз щиплет и румянит щеки (потираем щеки)
Пойдем по тропинке, потрогаем белые стволы берёз.
Тонкие веточки берез (разминают пальцы)
У. - Сели, закрыли глаза, расслабились
- Чудесен вид зимней природы!
(открыли глаза)
В паре карточка вывод 3 склонение
Прил:тели к нам м:тели,
Зал:пили снегом щели.
На :кне ст:рик м:ро:
Льдинкой росп:си нанес.
У.- Вставь пропущенные буквы. Объяснить орфограммы.
У. - Выпиши из стихотворения словосочетания с именами существительными в 3 склонении В.п
Залепили щели - 3 скл. В.п.
Нанес росписи - 3 скл. В.п.
Залепили снегом - 2 скл. Т.п.
Нанес на окне - 2 скл. П.п.
Нанес льдинкой - 1 скл. Т.п.
. Физкультминутка.
Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.
(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)
Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.– тянется вверх, 3 скл.– хлопает в ладоши.
Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,
Игра крестики нолики
7. Тренировочные упражнения.
Исследование.- продолжите начатые ряды (устно).
Из книги, у березы…
По дорожке, по тропинке…
Прочитайте, найдите закономерность.
Преобразование существительных 1 скл. в сущ. 3 скл.
Работа в группах.
Мышка-мышь.
Печка-…
Ночка-…
Дочка-…
Проверка работ (слайд №2).
Алгоритм.
Определить склонение существительного, поставив его в начальную форму.
Определить падеж существительного по вопросу.
Написать окончание существительного.
11. Творческая работа. Используя данные слова, составьте рассказ о зиме (снежинки, снеговик, дорога, сугроб, горка, каток…), определите склонение сущ. (работа в группе).
Проверка работ.
12. Рефлексия.
-Кому легко было выполнять все задания?
-Что вызвало затруднение?
-Над чем еще нужно поработать?
Оценка работы на уроке.
13. Домашнее задание.
4