СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение порядковых числительных 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Склонение порядковых числительных" Тип: комбинированный.

Цели: 1) научиться дифферцировать числительные на разряды; 2) развить навыки склонения числительных; 3) воспитать любовь к родному языку, его практическую направленность.

Задачи: 1) подобрать материал по данной теме; 2) найти мотивирующие упражнения; 3) настроить обучающихся к рабочему процессу.

Оборудование: доска, тетради, мел.

Наглядность: схема.

План

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление.

5. Подведение итогов.

6. Объяснение домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать тему: "Порядковые числительные".

2. Актуализация опорных знаний

Давайте попробуем сформулировать, какие же числительные мы будем называть порядковыми? (Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос: который? Например: седьмой день, пятнадцатая страница

По структуре порядковые числительные могут быть:

1) простыми: первый, десятый;

2) сложными: пятидесятый, двухсотый;

3) составными: двадцать пятый, две тысячи седьмой.

3. Изучение нового материала

Давайте у доски просклоняем два словосочетания. Обратите внимания какие части речи мы использовали.

И.п. Шестой (дом)           белый (снег)

Р.п. Шестого (дома)         белого (снега)

Д.п. Шестому (дому)        белому (снегу)

В.п. Шестой (дом)             белый (снег)

Т.п. Шестым (домом)        белым (снегом)

П.п. (О) шестом (доме)       (о) белом (снеге)

А теперь, ребята, выделите окончания у этих слов и скажите, на что вы обратили внимание при склонении числительного и прилагательного? (Они согласуются с существительми в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания качественных (качество способное "количественно" изменяться: белый, короткий) и относительных (обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к материалу, месту, времени, действию: железный, осенний, физиологический) прилагательных, например: шестой день, шестая страница, шестое место, шестые сутки.

Скажите, а в словосочетании белый снег, к какому из разрядов прилагательных у нас будет относиться прилагательное белый? (К качественному). А числительное шестой, каким будет по структуре? (Простым). Значит простые и сложные числительные склоняются по образцу качественных и относительных прилагательных, а в чём ещё специфика склонения порядковых числительных нам расскажет учебник на стр. 127. (Чтение параграфа).

Теперь ответьте мне на вопросы:

1. Как склоняются простые и сложные порядковые числительные? (По образцу прилагательных)

2. В чём особенность склонения составных порядковых числительных? (Склоняется только последнее слово).

3. Что обозначают притяжательные прилагательные? (Они обозначают принадлежность к чему-либо: отцов дом, дядин совет).

Выполняем упражнение № 763.

Задание. Теперь давайте устно и письменно просклоняем чеслительные первый, третий, шестидесятый, четыреста семьдесят восьмой

И.п. первый        третий       шестидесятый

Р.п. первого    третьего     шестидесятого

Д.п. первому   третьему     шестидесятому

В.п первый   третий       шестидесятый

Т.п. первым   третьим      шестидесятым 

П.п. о первом  о третьем   о шестидесятом

И.п. четыреста семьдесят восьмой

Р.п. четыреста семьдесят восьмого

Д.п. четыреста семьдесят восьмому

В.п. четыреста семьдесят восьмой

Т.п. четыреста семьдесят восьмым

П.п. о четыреста семьдесят восьмом

Давайте запишем зелёной ручкой в тетради слова: четырёхсотый, двадцатимиллионный, двухмиллиардный, 1340-миллионный, 120-тысячный.

Самостоятельно выполните упражнение №766.

Задание. Запишите полные ответы на вопросы. Числительные пишите словами. Прочитайту вслух с соблюдением правил орфоэпии (правило литературного произношения).

Мозговой штурм

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какое число будет через 35 дней?

Сейчас я вам раздам текст, а вы выпишите из него числительные и  произведите морфологический разбор выделенного числительного.

Вышел Старик Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двадцать птиц, всякий раз по три. П,олетели первые птицы - повеял мороз. Полетела вторая тройка - снег тает, лужок зацветает. Как третья тройка вспорхнула, стало жарко, а вылетела четвертая тройка, подул холодный ветер и пошли дожди. А птицы-то непростые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь перьев.

4. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы научились с вами склонять порядковые числительные. давайте вспомним, в чём особенность их склонения?

Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Склонение порядковых числительных 6 класс»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Склонение порядковых числительных».

Тип: комбинированный.

Цели:

- научиться дифференцировать числительные на разряды;

- развить навыки склонения порядковых числительных;

- воспитать любовь к родному языку, его практическую направленность.

Задачи:

- подобрать материал по данной теме;

- найти мотивирующие упражнения;

- настроить учащихся к рабочему процессу.

Оборудование: доска, тетради, мел.

Наглядность: схема.

Литература: Ситникова Л. Н. Дидактический материал по русскому языку. 6 класс. - Волгоград: Учитель, 2003. - 142с.

План

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Первичное закрепление.

  5. Подведение итогов.

  6. Объяснение домашнего задания.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Присаживайтесь. Сегодня мы изучаем тему: «Склонение порядковых числительных».

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Так давайте же сформулируем, какие числительные мы называем порядковыми?

Ученик: Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос, который?, например: седьмой день, пятнадцатая страница.

По структуре порядковые числительные могут быть:

1) простыми (первый, десятый),

2) сложными (пятидесятый, двухсотый),

3) составными (двадцать пятый, две тысячи седьмой).

3. Изучение нового материала.


Давайте у доски просклоняем два словосочетания. Обратите внимание, к каким частям речи они относятся?


И. п. Шестой (дом) Белый (снег)

Р. п. Шестого (дома) Белого (снега)

Д. п. Шестому (дому) Белому (снегу)

В. п. Шестой (дом) Белый (снег)

Т. п. Шестым (домом) Белым (снегом)

П. п. (О) шестом (доме) (О) белом (снеге)


Учитель: Выделите окончания у этих слов и скажите, на что вы обратили внимание после того как просклоняли числительное и прилагательное?

Ученик: Они согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания качественных (обозначают качество способное «количественно» изменяться: белый, короткий и т. д.) и относительных (обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к материалу, месту, времени, действию: железный, осенний, физиологический) прилагательных, например: шестой день, шестая страница, шестое место, шестые сутки.

Учитель: Скажите, а в словосочетании белый снег, к какому из разрядов прилагательных у нас будет относиться прилагательное белый? (к качественному). А числительное шестой, каким будет по структуре? (простым). Значит простые и сложные числительные склоняются по образцу качественных и относительных прилагательных, а в чём ещё специфика склонения порядковых числительных нам расскажет учебник на странице 127. Давайте прочитаем параграф данного учебника.

Учитель: Теперь ответьте на вопросы по параграфу:

  1. Как склоняются простые и сложные порядковые числительные? (по образцу прилагательных)

  2. В чём особенность склонения составных порядковых числительных? (склоняется только последнее слово)

  3. К каким прилагательным относятся притяжательные прилагательные? (обозначают принадлежность чего-либо лицу: отцов дом, дядин совет, Машин платок)


Учитель: Давайте выполним упражнение №763. Прочитайте задание к этому упражнению.

Задание. Просклоняйте устно и письменно числительные первый, третий, шестидесятый, четыреста семьдесят восьмой.


И.п. первый третий шестидесятый

Р.п. первого третьего шестидесятого

Д.п. первому третьему шестидесятому

В.п. первый третий шестидесятый

Т.п. первым третьим шестидесятым

П.п. о первом о третьем о шестидесятом


И.п. четыреста семьдесят восьмой

Р.п. четыреста семьдесят восьмого

Д.п. четыреста семьдесят восьмому

В.п. четыреста семьдесят восьмой

Т.п. четыреста семьдесят восьмым

П.п. о четыреста семьдесят восьмом

Учитель: В книгах у вас есть надпись, выделенная жёлтым цветом, прочитайте её. А теперь запишите в тетрадки зелёной ручкой слова: четырёхсотый, двадцатимиллионный, двухмиллиардный, 1340-миллионный, 120-тысячный.

Учитель: теперь самостоятельно выполните упражнение №764.

Задание. Спишите, заменяя цифры словами. Прочитайте правильно.

С третьим декабря; к двадцать третьему февраля; шестой урок; шестидесятый дом; четвёртые сутки; трёхсотый выпуск; десятитысячного экземпляра; пятимиллионный снаряд; двухтысячный год; две тысячи пятый год; тысяча восемьсот восемьдесят пятый год; двухмиллионный пассажир метро.

Учитель: далее выполняем упр. №766.

Задание: Запишите полные ответы на вопросы. Числительные пишите словами. Прочитайте вслух с соблюдением правил орфоэпии (правило литературного произношения).

Какое число будет через 35 дней? (11 число)


Учитель: сейчас я вам раздам текст и вы должны выписать из него числительные, и сделать морфологический разбор выделенного числительного.


Вышел Старик Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы – повеял мороз. Полетела вторая тройка – снег тает, лужок зацветает. Как третья тройка вспорхнула, стало жарко, а вылетела четвёртая тройка, подул холодный ветер и пошли дожди. А птицы-то непростые, у каждой по четыре крыла, в каждом крыле семь перьев.

  1. Вторая – имя числительное.

  2. а) Н. ф. – второй;

б) порядковое;

в) простое.

3. а) ж. род;

б) ед. число;

в) И. п.

4. В предложении определение.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы с вами научились склонять порядковые числительные. Давайте вспомним, в чём особенность их склонения?



  1. Домашнее задание.

Учитель: Подготовиться к тестовой проверке по теме Имя числительное. Упр. №767.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!