1. Мотивация и актуализация (3-4 минуты)
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны русского языка, а поможет нам сегодня в этом один герой. Посмотрите на доску.
- Кто-нибудь узнал этого героя? Это Бараш.
- А чем Бараш заниматься? Он пишет произведения, стихи.
- Отлично! Он решил проверить ваши знания в русском языке и приготовил для вас задание:
Ваша задача найти верные и неверные утверждения об имени прилагательном. Работать будем на интерактивной доске. Салфетки на столе ().
ЗАДАНИЕ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ.
1. Имена прил. отвечают на вопросы: кто? что? -
2. Имена прил. обозначают признак предмета. +
3. Имена прил. изменяются по родам. +
4. Имена прил. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?+
5. Имена прил. не изменяются по числам.-
6. Имена прил. являются второстепенными членами предложения.-
Пока мы с вами выполняли задание, Бараш написал стихотворение, ему пришло вдохновение по теме нашего урока. Прочитаем его по 2 строчки:
Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный.
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу.
Лапой – хвать зелёный лист, дескать. Поиграем.
«Не хочу» — парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.
- Найдите и подчеркните одинаковые прилагательные в этом стихотворении в парах.
- Не забываем о правилах работы в парах. Кто мне их напомнит? Слушаем и слышим собеседника. Не мешаем остальным.
- На выполнение у вас 1 минута.
- Какие слова подчеркнули? Зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, зелёном.
- Что общего есть в этих словах?
( Это прилагательные, их объединяет общее значение, один род и одно число).
- А какие отличия и почему?
(Прилагательные имеют разные окончания, так как стоят в разных падежах).
2. Целеполагание: 2 минуты
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Изменение прилагательных по падежам.
- Давайте составим план работы. На доске он перемешан, восстановм порядок:
1. Узнаем, как изменяются по падежам имена прилагательные.
2. Составим алгоритм определения падежей у имён прилагательных.
3. Выполним задание по теме.
3. ОНЗ: 6 минут
Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются.
Рассмотрим таблицу в учебнике:
- Прилагательное зависит от существительного, и мы можем задавать вопросы от существительных к прилагательному. Посмотрите на таблицу.
- Какие 3 рода имени существительного вы знаете? Мужской, средний и женский.
- Правильно!
- По каким вопросам изменяются имена прилагательные мужского, среднего и женского рода?
- Какая часть в слове указывает, что имя прилагательное изменилось по падежам? -Окончание.
- Совершенно верно! Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное, к которому относится прилагательное.
Работа с правилом на стр.83.
- Сейчас, я предлагаю вам заполнить пропуски в алгоритме определения падежа у имени прилагательного. На работу у вас 1 минута.
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Определить падеж имени существительного.
3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.
- Посмотрите, правильно ли вы заполнили пропуски в алгоритме. Проверьте себя.
У вас будет прилагательное - лесной (дом).
Ваша задача- просклонять это слово в парах на планшетах. В помощь вам будет учебник с таблицей на странице номер 82.
Лесной дом ( И.п.)
Лесного дома ( Р.п.)
Лесному дому ( Д.п.).
Лесной дом (В.п.)
Лесным домом (Т.п.)
Лесном доме (П.п.)
ЗАДАНИЕ НА ПЛАНШЕТЕ.
5. Сам работа: 4 минуты.
В словосочетаниях определите падеж имён прилагательных. Выделите окончания. На выполнение у вас будет 3 минуты.
По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу
, с любимым котенком, на книжной полке.
Широкому-по какому? ( Д.п.)
Верном - о каком? (П.п.)
Дальнюю - какую? (В.п.).
Низким - каким? ( Т.п.)
Интересную - какую? ( В.п.)
Любимым - каким? (Т.п).
Книжной - какой? ( Р.п).
- Теперь, обменяйтесь с соседом по парте карточкам и проверьте выполнение по образцу. Одна минутам вам на это.
6. Рефлексия 2 минуты.
- Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? Изменение прилагательных по падежам.
- Все ли пункты плана мы с вами выполнили?
- Отлично! Теперь, повернитесь к своему соседу и скажите ему, что вы узнали сегодня, используя фразу: «раньше я не знал, а теперь знаю, что»…
- Кто закончил, сделайте пшик и скажите соседу: «Мне было приятно с тобой работать»
Если останется время, спрашиваю нескольких человек.
-Наш урок подошёл к концу.