СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для 4 класса. Урок проходил осенью. Сквозная тема-золотая осень.

Просмотр содержимого документа
«Склонение существительных»


МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»










УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕМЕ:
«Склонение существительных»
4класс




Учитель начальных классов

Марина Евгеньевна Кнышова














2019г.


Ход урока

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, садитесь.

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

2.Эмоциональный настрой

-Какое сейчас время года? Осень.

Сл.№3 -Какой период осени за окном? Зима.

- Да в этом году зима удивила нас, пришла сразу после тёплых и красивых осенних дней.

Сл.№4-Как называется такая пора у осени? Золотая осень

Это наша золотая осень.

И берёза наша, за окном…










Сл №5

-А эта рябинка напоминает красивую шаль. Знаете, что такое шаль?

Сл №6 Большой платок на плечи.

СЛ №7- Такое сравнение привело меня к написанию стихотворения:

Шла по улице осень…


Шла по улице осень,

Шаль на плечи набросив.

Шаль красивая, очень!

В ней красивая осень.


Шла по улице осень,

Красоту создавая.

Солнце греет. И очень!

Ярко всё освещая.


Шла нарядная осень,

Всем даря настроенье.

Так красива! И очень!

Вот, пришло вдохновенье.


17.10.18


3.Актуализация знаний.

СЛ №8 Задание от рябинки.

-Стихотворение есть в ваших листах. Подчеркнём существительные.


Шла по улице осень,

Шаль на плечи набросив.

Шаль красивая, очень!

В ней красивая осень.


Шла по улице осень,

Красоту создавая.

Солнце греет. И очень!

Ярко всё освещая.


Шла нарядная осень,

Всем даря настроенье.

Так красива! И очень!

Вот, пришло вдохновенье.


СЛ №9-Теперь нужно определить склонение. Что для этого нужно знать? (алгоритм)

-определить род

-выделить окончание

-определить склонение


-Сколько всего склонений?3. Вспомним правило


Имена существительные женского, мужского рода с окончаниями -а, -я   в   И. п. ед.ч.   относятся к 1 склонениюзима, земля, юноша, дядя

Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего рода с окончаниями -о, -е   в И. п. ед. ч. относятся ко 2склонениюстол, дождь, яблоко, поле, домишко, подмастерье.    
Имена существительные женского рода с нулевым окончанием и имеющие мягкий знак на конце в И. п. ед. ч. относятся к 3 склонениюночь, рожь, мышь, тень.    


-Это, если записаны отдельные слова. А если слова стоят в предложении, т.е. находятся в других формах, как у нас?

- Имена существительные нужно поставить в начальную форму –И.п. ед. ч.


-Выписываем существительные, ставя слова в нач. форму и определяем склонение.


Шла по улице осень, ___________осень-3

Шаль на плечи набросив. _______шаль-3 ___плечо-2

Шаль красивая, очень! ________________________________

В ней красивая осень. ____________________________________


Шла по улице осень, _____________улица -1___________________________

Красоту создавая. _______________красота -1_________________________

Солнце греет. И очень!_____________солнце -2__________________________

Ярко всё освещая. ________________________________________


Шла нарядная осень, ________________________________

Всем даря настроенье. ________настроенье-2

Так красива! И очень!

Вот, пришло вдохновенье вдохновенье-2


-Что у нас получилось?

Ответы детей

СЛ № 11. Проверьте, неправильные ответы исправьте и оцените свою работу.

Кто поработал на 5 и 4 посигнальте зелёным кружочком.


-Что мы делали сейчас? Определяли склонение существительных.

Назовите тему урока.

«Определение склонения существительных»

4. Работа по теме


4.1-А теперь задание от берёзки. Она предлагает нам поиграть. Распределить слова по типу склонения. Слова на карточках

-У всех существительных можно определить склонение? Нет. Есть разносклоняемые, а есть несклоняемые

-Хорошо. Распределяем.

Лес, осень, дрова, листья, календарь, ноябрь, дерево, пенёк, каникулы, поляны, глушь, синица, мышь, ягода, рысь, штаны, осина, мысль, малина, кормушка, тишь, ночь, рябина, берёзка, ясень, санки

3 склонение

2 склонение


1 склонение




- Почему не все слова перенесли в столбики?

Дрова, каникулы, штаны, санки не бывают в ед. числе

Оцените работу. Кто поставил себе 5 и 4, посигнальте зелёным светом.


4.2

Все деревья осенью меняют окраску?

Ель приготовила своё задание ФИЗМИНУТКА.


4.3 А теперь ясень с заданием.



Ясень не такой яркий, как рябина. У его листьев спокойный светло-жёлтый цвет. Осенью веришь, что название «ясень» происходит от слова «ясный».



-Записать предложение под диктовку, решая орфографические задачи.

-Подчеркнуть главные члены предложений.

-Определить падежи существительных.

-Определить склонение существительных.



Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной

4.4 Клён «Живая модель» Проблемная ситуация

- Раз модель живая, то речь идёт об одушевлённых предметах. Это вы, ученики. Как вас поделить по склонениям?

Девочки 1склонение

Мальчики 2 склонение

А я? Учитель, учительница. Могу быть и 1 скл. и 2 скл.

……………………

Но королева осеннего леса — это осина.

Летом на простушку осину никто не обращает внимания. Листья у неё невзрачные, ствол серенький — настоящая лесная Золушка. И всё она чего- то боится, всё время дрожит.

Но осенью Золушка-осина превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок.

Листья осины могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-жёлтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, багряно- лиловыми, почти чёрными.

4.5 Следующее задание Осины цифровой диктант.

Я читаю текст о животных, а вы, определив склонение слов-названий животных ставите цифры, обозначающую его склонение.



Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток

-Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

=

Лиса меняет мех на более тёплый. А готовится ли к зиме кенгуру?

-Какой ответ получился? 221-211=10

-Интересное задание?

4.6. Работа с текстом. А теперь Золотая осень просит восстановить текст про неё

Золотая осень.

Осенним утром медленно просыпалось солнышко. Проснулось и осветило лес яркими лучами. Лучи играли в листве деревьев. А деревья сверкали нарядами и немного грустили. Ненадолго эта красота. Но как они красивы в своих разноцветных нарядах. Это осень не пожалела своих красок.

8. Итог урока

9.Д/З нет на понедельник

10. Рефлексия Осенний букет
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!