№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |
1 | ФИО учителя | Калова Зара Сатгалиевна |
2 | Дата посещения урока | 20.11.2015 год |
3 | Предмет | Русский язык |
4 | Класс | 4 |
5 | Учащихся по списку | 8 |
6 | Учащихся по факту | 8 |
7 | Цель посещения урока | |
8 | Своевременность явки учителя на урок. | Учитель начал урок вовремя |
9 | Готовность учителя к началу урока. | Учитель готов к началу урока |
10 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | Учащиеся готовы к началу урока |
11 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | Компьютер; ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6791-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_72_2.swf (презентация,интерактивные задания) Экран; Проектор; Карточки с названием падежей; Индивидуальные задания; Базовый учебник Н.В. Нечаева «Русский язык. 4 класс» (1 часть) |
12 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | Соответствуют санитарным нормам |
13 | Наличие технологической карты урока. | Технологическая карта урока в наличии |
14 | Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию | Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1 | Урок «открытия» нового знания. Результативность урока: способность учащихся к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. | |
2 | Урок рефлексии. Результативность урока: способность к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений; коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. | |
3 | Урок развивающего контроля. Результативность урока: способность учащихся к осуществлению контрольной функции; самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. | |
4 | Урок построения системы знаний. Результативность урока: способность учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов; выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. | Обобщение знаний о падежах имён существительных; Совершенствование умений определять падеж имён существительных. |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ |
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. | Объем воспроизводящей и творческой деятельности учащихся правильно определены учителем. |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | Учащиеся выполняют задания. Взаимопроверка заданий. Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах в специально подготовленных костюмах и шапках с названиями падежей |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Задание на определение падежной формы существительных. Индивидуальная работа. Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж: I вариант | II вариант | Бр…дил по л…су, ч…десная п…года, прячутся под б…рёзами, всп…минали о лете. | Прол…тала над лесом, был на …кскурсии, вырастают из гр…бницы, шли по тр…пинке. | Самопроверка (Работа в парах) |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | Актуализация знаний о склонении существительных; используется проблемный метод обучения |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | На уроке используются формы работы: Индивидуальная, Фронтальная, Парная. |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильной рабочей позы. | На уроке обеспечивалось своевременное и качественное проведение физминуток, а также соблюдение правильной рабочей позы. |
10 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
1 | Методы обучения (метод проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | На уроке используется проблемный метод обучения. На уроке используются формы работы: Индивидуальная, Фронтальная, Парная. Используемый метод целесообразен и обоснован |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления. Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | Актуализация знаний о склонении существительных |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Учитель подводит учащихся к обобщению полученных знаний |
5 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний; 1. Учащиеся склоняют существительные 2.Формулируют тему и цель урока |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (ЭОР № 4, слайд 14) |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Задание на определение падежной формы существительных (ЭОР № 3) |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | Отработка навыков выразительного чтения(литература) |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | Учитель организует работу по выполнению индивидуальных заданий в парах с последующей проверкой. Предлагает сформулировать что такое склонение существительных. ЭОР №1.Интерактивное задание на нахождении ошибки в определении имени существительного. |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли? |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | Познавательные: передают содержание информации в развернутом виде, осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуникативные: умеют оформлять мысль в устной и письменной речи с учетом ситуаций Регулятивные: проявляют познавательную инициативу |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | Обсуждение задаваемого домашнего задания; Объем и характер дом. задания соответствует норме; Урок закончен вовремя |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА |
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Эмоциональность урока на высоком уровне |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | 5 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали единый орфографический режим |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | Педагогическое поведение учителя на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Учитель умело организовывал класс на учебную деятельность |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | На уроке учитель владел голосом, правильностью речи, дикцией. Использовал артистическое умение, педагогическую технику исполнительского мастерства |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | Учитель рационально использовал средства обучения |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Учитель организует обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли? Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ |
1 | Самоанализ урока и его результативности | Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Имя существительное». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. |
Подпись посетившего урок___________________________________________________________________
Подпись учителя ___________________________________________________________________________