Тема урока
Склонение количественных имён числительных
Цели:
объяснение понятия о склонении различных категорий количественных числительных;
формирование умений правильного употребления в речи числительных в косвенных падежах и склонения количественных числительных;
воспитание ответственности, внимания при взаимопроверке;
воспитание патриотизма на примерах краеведческого материала.
- Добрый день всем! Ребята, садитесь, пожалуйста. Приведите в порядок рабочее место: проверьте наличие ручки, тетради, учебника и черновика.
УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 4. Начинаем урок. Мы с вами совершим «Путешествие по стране числительных». К путешествию нужно основательно подготовиться: знать теоретический материал, чтобы применить на практике; быть находчивыми, чтобы преодолеть препятствия.
1 – е задание. Ребята, вы любите читать стихотворения?
Да.
СЛАЙД 5.
Тогда приступаем. Перед вами стихотворения. Это необычные стихи, цифровые, которые обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой. Их обязательно надо читать с выражением и вслух, иначе ничего не поймете — цифровые стихи ближе к музыке, где тоже нет слов и готовых образов.
А теперь с хорошим настроем вперёд – в мир числительных. Отвечаем на вопросы:
Фронтальный опрос.
1. Что такое имя числительное?
2. На какие разряды делится?
3. Какими членами предложения они являются?
4. Как изменяются?
Проведём актуализацию опорных знаний:
1. В тетрадях записываем дату, классную работу. Семнадцатое апреля. – Разберите, пожалуйста, числительное 17 поморфемно. К какому разряду это числительное относится? Почему такой суффикс выделили?
2. СЛАЙД 6.
Буквенный диктант (в строчку записываются цифры от 1 до 12, под цифрами записываются первые буквы частей речи):
Три, тройка, третий, в-третьих, тринадцать, утроить, три тряпкой, триста, трёхэтажный, втроём, тройственный, тридцатый.
3. СЛАЙД 7. Повторение написания Ь знака в числительных. Какое правило проиллюстрировано на данном слайде?
4. СЛАЙД 8. При изучении числительных мы сталкиваемся с трудными словами, где встречаются ошибкоопасные места. Словарный диктант «Запомни трудные случаи написания»:
Проецируется на экран:
Оди…адцать, ми…ион, ми…иард, ки…омЕтр, ки…огра…, пят…надцать, восем…сот.
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют записи. Проецируется правильный вариант написания слов.
Почему в слове километр выделена буква Е?
СЛАЙД 9.
Ребята, внимательно посмотрите на следующие примеры. По цепочке читаем предложение.
В шестом классе обучается 19 (…) учеников.
Для 19 (…) учеников созданы все условия.
К 19 (…) ребятам учителя идут с удовольствием.
На 19 (…)учеников можно положиться.
С 19 (…) учениками мы пошли в поход.
О 19 (…) учениках можно рассказать много интересного.
Что происходило с числительным 19? Изменяли по падежам
Как называется этот процесс одним словом? Склонение
К какому разряду принадлежит числительное 19 и почему? Количественное
Как бы вы сформулировали тему урока?
Новая тема: Постановка целей и задач урока.
- Записываем тему урока. СклОнение количественных числительных.
Как будем решать эту задачу?
Составьте алгоритм действий: (обсуждение в группах)
знакомство со схемой – правилом
анализ теоретического материала (всё ли понятно?) Задаём вопросы учителю.
устное высказывание по схеме
знакомство с правилом написания числительных (по учебнику)
СЛАЙД 10. Смотрите на слайд, где представлена схема-правило. Работаем как обычно. Рассматриваете схему и рассказываете о склонении количественных числительных. Кто будет готов, поднимите руку.
1. Сравниваем ваш ответ с теоретическим материалом в учебнике. Выявляем затруднения.
2. Склоняем у доски и в тетрадях числительные: шесть, шестнадцать, шестьсот.
Делаем выводы о том, что числительные от 5 до 20 и 30, от 500 до 900 склоняются как существительные ж.р., 3 скл.
Как склоняются числительные один, два, три, четыре? Устно просклоняйте (в парах) два шофёра, три инженера
- Сколько форм имеют числительные 40, 90, 100?
- Какие особенности склонения числительных от 200 до 900?
РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ: Для выполнения следующих заданий занимаем места за своими компьютерами. Откройте Модуль под названием ««Миллион - пион»» и приступайте к выполнению. Не забудьте сохранить на рабочем столе, чтобы я смогла оценить.
МОДУЛЬ «Миллион - пион». Задания 1, 2, 3.
СЛАЙД 12. НА пути к ЕГЭ: Умея склонять числительные, на ЕГЭ вы можете заработать 1 балл. Прямо сейчас мы это и попробуем.
Задание ЕГЭ:
больше ШЕСТИСТА рублей
нет МЕСТ
ПРОИГРАВ вступление
В ДВУХСТАХ метрах
вкусные ТОРТЫ
с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
ОДЕНЬТЕСЬ теплее
ВЫСОХЛА шапка
спелых АБРИКОСОВ
две пары ЧУЛОК.
ДВУХСТАМИ предметами
килограмм ПОМИДОРОВ
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
ИХ успехи
Любимые ПРОФЕССОРА
более ВОСЕМЬСОТ миллионов
ЯРЧЕ солнца
ПОЕЗЖАЙТЕ поездом
модных СЕРЕГ
Теоретически подковались, теперь можно преодолевать и препятствия. Но перед дальним походом, сделаем небольшую физкультминутку.
Физкультминутка.
Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.
Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;
Если Ь пишется в конце - присесть.
Пятнадцать, пятьдесят пять, шестьсот семьдесят четыре, тройка, восемнадцать, восемьсот сорок, девятьсот семь, пять.
СЛАЙД 14. А сейчас начинаем заочное путешествие по Давлекановскому району. Наша задача – читать тексты, при этом правильно произносить числительные. В походе всем быть внимательными, при необходимости протягивать руку помощи друзьям.
Первый привал сделаем на берегу озера Асылыкуль. Выписываем географические координаты:

Второй привал – средняя школа №1.

Третий привал – сквер Победы.
Мы всегда будем помнить тех, кто воевал и погиб за мир на Земле.

1304 воина из Давлекановского района погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

Вечная слава героям, спасшим Землю от фашизма!
Дом. Задание: параграф 54 – правила выучить, упр.735 (по условию).
Рефлексия:
