Просмотр содержимого документа
«Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
(7 класс русский язык)
Цели:
а) ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий;
б) научить определять гласные в окончаниях причастий;
в) повторить признаки прилагательных у причастий;
г) продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков;
д) р/р. Составить предложения с причастиями.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Словарный диктант
Придумайте с этими словами предложения.
Преобразуйте глаголы: отражать и искриться в причастия, согласуйте их с существительными; подберите причастия к существительным:
калитка, колонна, гирлянда. Запишите составленные словосочетания в тетрадь.
3.Словарно-орфографический диктант.
Мечтать о дальнем путешествии, присутствовать на торжественном собрании, участвовать в литературном празднике, проживать в комфортабельной гостинице, вспоминать о морозном зимнем дне, на развевающемся алом знамени, на заснеженной пушистой ели.
Карточки на месте.
1.Дополните предложения причастиями, данными в словах для справок. Поставьте их в нужной форме. Объясните правописание окончаний причастий.
Вечером отряд расположился вокруг………………... костра. Луна проложила по озеру………………. серебряную дорожку. Под черной громадой…………….. леса белели маленькие палатки. И только ………………………….звезды посылали друг другу короткие сигналы.
Слова для справок: зажженный, сверкающий, спящий, перемигивающийся.
(Вечером отряд расположился вокруг зажжен… на берегу костра. Луна проложила по озеру сверкающ… серебрян… дорожку. Под черн… громадой спящ…леса белели маленьк… палатки. И только перемигивающ…ся звезды посылали друг другу короткие сигналы)
Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.
От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.
…………………………………………………………………………………………………..
Упр. 79, 80, 81
Закрепление.
Инд.задание.
Тест.
Подчеркните причастия.
писать, писал, писавший, пишет;
заметить, замеченный, заметила, заметил;
желтеющий, желтоватый, желтеть, желтеешь.
Что обозначает причастие?
признак предмета;
признак предмета по действию;
действие предмета.
Какие грамматические признаки заимствует причастие у глагола?
вид;
род;
падеж.
Е пишется в окончании причастий
говорили о выступивш…м артисте;
за бегающ…м мальчиком;
летали над цветущ…м лугом.
Выпишите причастие, укажите его грамматические признаки.
Последние лучи заходящего солнца бросали сквозь листву косые лучи.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Итог урока.
Д/з. Учить правило стр.36.
Упражнение 82, с. 36