СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сколько значений у слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сколько значений у слова»








Конспект урока русского языка

по теме: «Сколько значений имеет слово?»

УМК «Школа России», 1 класс







Учитель: Васильева Анна Семёновна.





Екатеринбург

2024 год



Тема: «Сколько значений имеет слово?».

Цели:

Перспективная цель: формирование умений обучающихся различать многозначные и однозначные слова.

Актуальная цель: формирование у обучающихся представления об однозначных и многозначных словах.

Задачи:

  1. Обучающая: научить обучающихся различать многозначные и однозначные слова; определять значения слов.

  2. Развивающая: развивать речь и память, посредством ответов на вопросы, и мышление, благодаря выполнению заданий.

  3. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Планируемые результаты:

  1. Предметный: обучающиеся знают, что такое значение слова, что слова имеют одно или несколько значений; составляют предложения.



  1. Метапредметные:

П:Базовые логические действия: сравнивают такую языковые единицы, как слова: определяют лексическое значение слов и классифицируют их по количеству значений.

Базовые исследовательские действия: формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.

К:Общение: воспринимают суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; в процессе учебного диалога отвечают на вопросы по теме урока; строят речевое высказывание о значениях слов.

Р: Самоорганизация: удерживают учебную задачу; воспринимают и формулируют суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Самоконтроль: соотносят результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;



  1. Личностный: осознают важность познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.

Оборудование: учебник, тетрадь (обычная), раздаточный материал (карточка – памятка, самостоятельная работа и рефлексия), материалы для доски (картинки героев, дневники, карточки для выполнения заданий и конверт).

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: комбинированный.

Принципы: деятельности, комфортности, целостного представления о мире.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый/ показ, моделирование, беседа.

Литература:

1) Федеральная рабочая программа начального общего образования по русский язык (для 1–4 классов образовательных организаций – Москва, 2022. - Текст: электронный // edsoo.ru [сайт]. - URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_1-4-классы.pdf

2) Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык, 1 класс. - (УМК «Школа России»)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Мотивационный этап.









-Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анна Семёновна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на столах у вас лежал новый учебник по русскому языку, тетрадь в линейку и пенал.

-Сегодня к нам на урок пришли Диппер и Мэйбл.

Вывешиваются на доску.


Эти ребята всегда попадают во всякие приключения! Сегодня, они вместе с вами хотят разгадать ещё одну тайну по теме "Слово", а для этого им нужно найти 3 дневника, которые украл у них Билл Шифр.

- Хотите отправиться с ними разгадать тайну?

-Тогда поможем им найти три заветных дневника.

Садятся.










Слушают учителя.


-Да!


К: Общение: воспринимают суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; в процессе учебного диалога отвечают на вопросы по теме урока;

Л: осознают важность познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.


2.Актуализация знаний.

- Осмотрите кабинет, ничего не замечаете?

-Давайте откроем его и посмотрим что там. Здесь целых 3 задания и если мы их все сделаем, то получим первый дневник для Диппера и Мэйбл.


1-е задание: ответьте на вопросы:

1. Что такое слово?

2. Что есть у каждого слова?

3. Что могут называть слова ?




2-е задание: отгадай загадки.

-

- Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход… (карандаш).

-На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -… (пенал).


-Ребята, это словарные слова и нам нужно запомнить их. Давайте запишем их в тетрадь, чтобы они сохранились.

-Откройте ваши тетради, отступите от предыдущей работы 2 узких строки и напишите сегодняшнюю дату. Пишу на доске словарь и записываю слова: пенал и карандаш.

-В следующей строке напишите слово СЛОВАРЬ и запишите эти два слова.

- На какой слог падает ударение в слове "пенал"?

- В этом слове мы должны запомнить не проверяемую гласную "е". Подчеркните её.

- На какой слог падает ударение в слове "карандаш"? На третий.

- Правильно! В этом слове мы должны запомнить, что в нем пишется сразу две одинаковые безударные гласные - "а". Подчеркните их.


И последнее, 3-е задание: разгадай шифр.

-В конверте была карточка, на которой написан узор.

Пишет узор на доске.

- Обратите внимание, что все элементы находятся на одинаковой высоте, они одной ширины. Прописываем мы его, не отрывая ручки.

- Теперь, сядьте прямо, тетрадь положите под наклоном. В следующей узкой строчке пропишите этот узор.

- Те кто закончит, покажите мне посадкой свою готовность.

- Отлично! Какое слово зашифровано в узоре? - значения.

- Правильно! Как вы думаете, какую тайну слова мы раскроем сегодня? Мы раскроем значения слов.

- Мы получили с вами первый дневник ребят и можем отправляться на поиски второго.


Находят конверт.





Слово – это

-У каждого слова есть значение.

-Слова могут называть предметы, признаки и действия.






Отгадывают загадки.












- На второй.


3.Целеполагание

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- Сегодня мы должны ответить с вами на вопрос: «Сколько значений имеет слово?»

-Какую задачу мы поставим перед собой?


- Молодцы! Давайте продолжим искать дневники с Диппером и Мэйбл, чтобы раскрыть тайну значений слов.

-"Значения слов".



-Узнаем, сколько значений имеет слово.

Р:Самоорганизация: удерживают учебную задачу; ; воспринимают и формулируют суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

4.Открытие новых знаний.


Ребята, посмотрите на доску. Чтобы помешать нам в поисках второго дневника Билл Шифр разорвал слово, которое нам нужно, чтобы узнать о том, сколько значений имеет слово.

На доске разорванная страница и буквы перемешаны.

- СЦЕЯМ. Попробуйте составить из этих букв слово, которое нам нужно.

-Правильно! А что означает это слово?


- Отлично! Сколько значений имеет это слово?

- Да! Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.

- А теперь скажите, слово карандаш - сколько значений имеет?

- Правильно! Слова, которые имеют только одно значение, называются однозначными.


- Возьмите карточки. Давайте составим памятку про значения слов, дополнив её. Это нам пригодится для дальнейшего поиска дневников.

Придвиньте карточки к себе.

- Прочитайте слова слева на карточке.

- Эти слова имеют одно или много значений? - одно.

- Запишите слово - «одно», во втором свободном окошке.

- Значит, эти слова будут какими: однозначными или многозначными?

- Посмотрите на слова справа, прочитайте их.

- Сколько значений имеют эти слова? Одно или несколько?

- Запишите во втором свободном окошке слово - "несколько".

- Значит, эти слова будут какими ? Однозначными или многозначными?

- Молодцы! Дополнили памятку.

-Откройте учебники на странице номер 24 (2 и 4) и рассмотрите рисунки из упражнения номер 12.


- Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение.

- Как называются эти слова?

- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений.

-Эти слова называются…

- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом и проговорите его. Отвечаем по поднятой руке!

-Вы все большие молодцы! За проделанную работу мы получили 2-й дневник.


Смотрят на доску.





- Месяц.

-Луна на небе, время по календарю.

-2.


- 1.






















Читают: берёза, галстук, ландыш, очки.

-Одно.

-Однозначными.

-Читают слова: язык, иглы, шляпка, земля, ножка.

-Несколько.



- многозначными.





- Грач, карандаш.

-Однозначные слова.


-Колокольчик, кисть.

-Многозначными.


Составляют предложения и проговаривают их.

Пр: обучающиеся знают, что такое значение слова, что слова имеют одно или несколько значений; составляют предложения.

МП:Базовые логические действия: сравнивают такую языковые единицы, как слова: определяют лексическое значение слов и классифицируют их по количеству значений.

Базовые исследовательские действия: формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.


К: Общение: в процессе учебного диалога отвечают на вопросы по теме урока; строят речевое высказывание о значениях слов.

Р: Самоорганизация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.



ФИЗМИНУТКА

Танцуем под песню из мультфильма «Гравити Фолз».

Повторяют движения за учителем.


5.Самостоятельная работа.

Сейчас нам предстоит найти последний, третий дневник для Диппера и Мэйбл.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки.

-Как вы думаете, что вам нужно сделать?

- Правильно! Красный карандашом соедините многозначные, зелёным цветом - однозначные. На выполнение у вас 5 минут.

- Те, кто выполнит, покажите мне посадкой.

Проверяем выполнение задания.

Карандаш - однозначное.

Кисть - многозначное ( кисть руки и кисть для рисования)

Бабочка - многозначное ( бабочка - насекомое и бабочка - аксессуар).

Лук - многозначное ( лук - овощ и лук для стрельбы).

Рюкзак - однозначное.

-Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вам удалось помочь найти Дипперу и Мэйбл все три дневника.















-Соотнести значения слов с картинками.


Выполняют задание.


Показывают готовность.



Проверяют выполнение.

К:

строят речевое высказывание о значениях слов. Р:Самоконтроль: соотносят результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

6.Рефлексия

-Ребята, какую тему мы изучали на уроке?

-Смогли ли мы достичь цели? Узнали, сколько значений имеет слово?

-Какие бывают слова по значению?


- Когда слово будет многозначным?

-А все ли пункты плана выполнили? Прочитаем из снова.


-Вспомним, что такое текст?


-Отлично! Молодцы! Давайте оценим работу на уроке. На столах у вас лежат карточки.

На ней картинка дневника. Раскрасьте его зеленым цветом, если вы хорошо поработали на уроке, поняли тему и желтым цветом, если вам есть ещё над чем поработать.

-Покажите мне свои карточки.

-Урок подошёл к концу!

-Значения слов.

-Да узнали.


-Однозначные и многозначные.

-Слово будет многозначным, когда оно будет иметь несколько значений.


Раскрашивают.

Р: Самоконтроль: соотносят результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;