Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Выберите пожалуйста руководителя. Вспомните правила работы в группе. Работаем по инструктивной карте. (Приложение) | Слушают учителя. Выбирают руководителей группы. Называют правила работы в группе. | Регулятивные: возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность, учебного сотрудничества со сверстниками и учителем |
Для того чтобы определить тему урока нам необходимо ответить на вопрос: почему, сок оставленный на столе за несколько дней испортиться? Как можно повлиять на этот процесс? Определите тему нашего сегодняшнего урока. Запишите тему урока “ Энергетика химических реакций. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость ”. (Слайд 1) Как вы думаете ребята чему мы сегодня научимся? Определите цели нашего урока. | Ориентируясь в свой жизненный опыт формулируют ответ . Отвечают на вопрос. Предполагают тему урока. Записывают тему урока. Определяют цели урока. (расширить знания учащихся о понятии «химическая энергия», «тепловой эффект», «скорость химической реакции», «катализатор», «обратимая реакция», «зависимость скорости химических реакций от различных факторов») | Познавательные: нахождение причинно-следственной связи Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: учебно - познавательная мотивация, внутренняя позиция обучающегося. |
Проблема: Как вы думаете всегда ли происходит химическая реакция между веществами? Какие условия необходимы для возникновения и протекания? В тексте учебника найдите определение «Энергия активации», сделайте рисунок колбы с активными соударениями молекул | Высказывают предположения читают текст параграфа, находят определение, рисуют | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи для выполнения заданий Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения учет мнения участников группы |
В рабочей тетради запишем определение скорости реакции V=- C2-C1/t2-t1, где с – молярная концентрация, моль/л С=n/V t – время, сек Решим задачу: В сосуде 5 литров поместили иодоводород массой 38,4 г, сосуд нагрели, через 5 мин асса вещества HI стала равна 6,4 . Определите среднюю скорость реакции Физминутка Вспомним ТБ, выполним эксперименты в группах, запишем наблюдения и уравнения в тетрадь Гранулы цинка опускаем в раствор соляной и уксусной кислот Гранулы цинка опускаем в растворы серной кислоты разной концентрации Железную проволоку и железную пыль опускаем в соляную кислоту Раствор пероксида водорода, наблюдаем разложение до и после добавления катализатора диоксида марганца Порошок оксида меди в раствором серной кислоты при комнатной температуре и с подогревом Задает вопрос – Что такое тепловой эффект? Приведите примеры реакций с разным тепловым эффектом | Делают запись в тетрадь Обсуждаем решение, записываем n 1=38.4/128=0.3 моль n 2 = 6.4/128=0.05 моль С1=0,3/5=0,06 моль/л С2=0,05/5=0,01 моль/л V = - (0.01-0.06)/5*60=0.00017 моль/л*се Рассказывают правила ТБ. Организуют рабочее место для выполнения лабораторной работы. Выполняют лабораторную работу, соблюдая правила ТБ, формулируют факторы, влияющие на скорость реакций: -природа реагирующего вещества, -концентрация реагента, -площадь соприкосновения твердого вещества или степень измельчения, -присутствие катализатора, -температура Работают с текстом параграфа, высказывают мнения, примеры: разбавление серной концентированной кислоты водой, гашение извести, растворение нитрата аммония в воде, гниение листьев | Познавательные: формулирование проблемы и поиск ее решения; информационный поиск; анализ, сравнение, выделение главного, обобщение; построение речевого высказывания. Регулятивные: планирование; оценка, самооценка. Коммуникативные: участие в совместной деятельности; умение слушать, вступать в диалог; изложение собственных мыслей. Личностные: уважительное отношение к другому человеку; ответственное отношение к выполнению учебных задач; развитие любознательности и интереса к самостоятельному исследованию. |
Достигли ли мы поставленных сегодня целей на урок? Ребята покажите пожалуйста, что у вас получилось в результате работы. Предлагаю выполнить итоговый тест, который покажет, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. 1. Скорость гомогенной химической реакции пропорциональна изменению: 1) концентрации вещества в единицу времени; 2) количества вещества в единице объёма; 3) массы вещества в единице объёма; 4) объёма вещества в ходе реакции. 2. Для увеличения скорости химической реакции 2СО+O2=2CO + Q необходимо: 1) увеличить концентрацию оксида углерода (II); 2) уменьшить концентрацию кислорода; 3) понизить давление; 4) понизить температуру. 3. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакция между: 1) Zn и HCl (1 % р-р); 2) Zn и HCl (30 % р-р); 3) Zn и HCl (10 % р-р); 4) ZnCl2 (р-р) и AgNO3 (р-р). 4. На скорость химической реакции между раствором серной кислоты и железом. Не оказывает влияния: 1) концентрация кислоты; 2) измельчение железа; 3) температура реакции; 4) увеличение давления. 5. Для смещения химического равновесия вправо 2CuS(тв) + 3О2(г) = 2CuO(тв) + 2SO2 (г) + 2920 кДж необходимо: 1) увеличить концентрацию SО2; 2) уменьшить концентрацию О2; 3) повысить температуру; 4) повысить давление. 6. Оцените справедливость суждений о скорости химических реакций. А. При нагревании скорость одних реакций увеличивается, а скорость других – уменьшается. Б. Причиной увеличения скорости реакции при нагревании является увеличение частоты столкновений частиц. 1) Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Верны оба суждения; 4) Оба суждения неверны. | Высказывают свое мнение. Выступающий представляет классу результаты совместной работы. Выполняют тест. Проверяют ответы по слайду. Сдают результаты теста учителю | Познавательные: извлечение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, построение речевого высказывания; анализ, синтез, сравнение; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, на основе известного и неизвестного учащимся; контроль, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: учет мнений всех участников группы, формулирование и аргументация своего мнения. |
Ребята теперь мы достигли целей поставленных на начало урока? Чем вы пользовались для достижения своих целей? Оцените свою работу на уроке заполнив, лист самооценки. Комментирует деятельность учеников. Выставляет оценки за урок. Спасибо за работу! Молодцы | Ответы. Заполняют листы самооценки. (Приложение) | Познавательные: рефлексия способов и результатов действий, контроль и оценка и процесса результатов действий; Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |