Курос – статуя обнажённого юноши-атлета, который обычно стоит, несколько выдвинув вперёд левую ногу
Кора – статуя девушки, облачённой в хитон (тунику), поверх которого накинут гиматион (шерстяная накидка), закрывающий верхнюю часть тела. Обычно коры изображались дарительницами и держали в левой руке подношение
Всадник Рампина
Курос из Пирея
Мосхофор
Скульпторы ранней классики направили свои устремления
на создание реального образа, на точную передачу деталей
Восточный фронтон храма Афины. Умирающий воин
статуя Посейдона,
найденная в море
у мыса Артемисион
Застылость скульптуры была преодолена Мироном (середина V века до н.э.), сумевшим показать образы реального мира подвижными, изменяющимися. Именно таковы созданные Мироном статуи Афины и Марсия
Созданного Мироном «Дискобола» по силе сосредоточенного в нём движения сравнивают со сжатой пружиной
«Диадумен»
Диадумен (фрагмент)
Идеал «телесности» античной скульптуры был достигнут Поликлетом (вторая половина V века до н.э.) и основан на точном геометрическом расчёте, изложенном им в его знаменитом «Каноне»
Вершиной в передаче внутренней «пластической жизни» статуи явилось творчество Фидия. Это был предел совершенства в границах стиля высокой классики. У Фидия идеальное содержание скульптуры выражалось не в портрете, а в пластике обнажённого тела, в движении драпировок
Сами греки считали величайшим творением Фидия статую Зевса Олимпийского, помещённую в его храме в Олимпии
Скульптуры Парфенона очень разнообразны. На метопах фриза можно увидеть сцены гигантомахии – войны богов с гигантами; на западной стороне изображена амазономахия – битва греков с амазонками; на северной – эпизоды Троянской войны, на южной – кентавромахии – битвы с кентаврами
Внутри Парфенона находилась 13-метровая статуя самой Афины, которая была выполнена Фидием в хрисоэлефантинной технике. Лицо Афины, руки, маска медузы Горгоны на груди были выполнены из слоновой кости на деревянной основе, глаза – из драгоценных камней, одежда и оружие – из золота. Такой описал Афину в древнем путеводителе Павсаний
Этот великий скульптор IV века до н.э. с непревзойдённым изяществом воплощал в камне красоту человеческого тела. Его произведения удивительно реалистично передают движение
Скульптор разработал особый приём, который позднее стал известен как кривая Праксителя : вертикальная ось статуи намеренно смещалась в сторону, равновесие фигуры слегка нарушалось – таким образом возникал эффект движения
Другая характерная особенность искусства Праксителя – эффект сфумато («затушёванности»), игра света и тени, придающая статуе живое выражение и получаемая за счёт мягкой проработки рельефа мускулов
Менада
Скопас (IV век до н.э.) первым стал передавать в скульптуре сильные, драматические переживания человека
Рельеф Галикарнасского мавзолея
Товарищ Скопаса по работе над Галикарнасским мавзолеем тогда же работал над статуей возносимого на небеса Ганимеда
Леохару приписывают знаменитую скульптуру «Аполлон Бельведерский»
На рубеже греческой классики и эллинизма работал последний великий ваятель – Лисипп, придворный скульптор Александра Македонского. Как художник он был очень многогранен – создавал скульптурные группы, отдельные статуи и даже портреты, среди которых наиболее известен портрет самого Александра Македонского
Александр Македонский
Главная работа Лисиппа – «Апоксиомен» – изображает юношу, счищающего с тела песок после состязаний. Фигуры Лисиппа более стройные, естественные, подвижные и независимые
Взаимодействие художественного стиля античного искусства с культурой стран Ближнего Востока выразилось и в гигантомании. Самым грандиозным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса , построенный в честь победы Пергамского царства над варварами-галлами. Основание алтаря украшал горельефный фриз, изображающий борьбу богов и гигантов
Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлён эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперёд
Величайшим шедевром эллинистического искусства в плане передачи движения явилась статуя Ники Самофракийской, принадлежащей родосскому скульптору Харесу
Огромной славой пользовалось найденное в ХVI веке произведение периода позднего эллинизма – скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона с сыновьями, наказанных Афиной
Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и происходящих в нём катаклизмов – лишь одна сторона эллинизма. Другой стороной был уход в личный духовный мир. Появились камерные образы. Одним из лучших памятников такого рода является статуя богини Афродиты, найденная на острове Мелос