Тема. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.
Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания наречий, умение находить изученную орфограмму и правильно писать наречия.
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Актуализация .
1)Орфографическая разминка «Найди ошибку» с взаимопроверкой.
Сново, занова, во первых, порусски, досыто, справа, едва едва, точь-в точь, по-чище.
Проверка: снова, заново, во-первых, по-русски, досыта, справа, едва-едва, точь-в-точь, почище.
- Какие орфограммы мы повторили сейчас?
- Назовите отличительные особенности наречия.
- От каких частей речи образуются наречия? (от существительных и числительных)
3.Определение темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
-. Вам знакомы наречия, записанные на доске?
(В)просак, (ис)подлобья, (до)тла, (на)бекрень, под( )мышкой, за( )границу, в( )открытую,(в)двое, (в)полоборота.
- От каких частей речи они образованы и каким способом?
- Можем ли мы раскрыть скобки? Как объяснить правописание наречий?
- Как вы думаете, чем вы будете заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему и цели нашего сегодняшнего рока.
4.Первичное усвоение нового материала.
Совершенствование умений передавать информацию, представленную в таблице (работа в группах).
- Перед вами таблица, а также откройте учебник на стр. 130-131. Сравните их и дополните.
Слитно | Раздельно |
1)Приставка В- , НА-, ЗА- +суффикс –УЮ Например, вкрутую, впустую. 2)приставка В-, НА- + суффикс –ах (-ях). Например, впотьмах, впопыхах, второпях. | 1)предлог На +суффикс –УЮ Например, на боковую, на мировую. 2)предлог В, НА + суффикс –ах (-ях) Например, в сердцах, на часах. |
2) приставки В-, НА- + собирательное числительное. Например, вдвое, надвое. | 2) приставка + собирательное числительное на –ИХ, -ЫХ. Например, на четверых, на троих. Приставка ПО- + собирательное числительное. Например, по двое, по четверо. |
3)наречия с корнями верх, низ, глубь, даль, высь, век, перед, ширь, начало, конец. Например, вверх, вниз, ввысь. | 3)приставка + наречия с гласной. Например, без оглядки, без устали. |
4)наречия образованы от давно не использующихся слов. Например, исподтишка, набекрень, наспех. | 4) наречные сочетания (сохранены падежные формы) Например, под мышкой, с глазу на глаз. Исключение: наизнанку – с изнанки, поодиночке - в одиночку. |
5) приставка По- + суффикс –У (от прилагательных). Например, подолгу, помалу. | |
6)приставка пол- + предлог В Например, вполсилы, вполоборота. | 6)предлоги БЕЗ, ДО, С, ПОД + существ. Например, без оглядки, до зарезу, под шумок, с разбегу. Исключения: доверху, сдуру, сроду, подчас, подряд, донизу, дотла, сплеча. |
5.Первичное закрепление нового материала.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: большинство правил описывает только наиболее общие закономерности правописания наречий, поэтому в случае затруднения необходимо обращаться к орфографическому словарю. Большинство наречий пишутся слитно, в отличие от созвучных им сочетаний.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
1)Объяснительное письмо (коллективно и у доски).
Списать, раскрывая скобки.
Провести время (в)пустую, побежали (в)рассыпную, сложить (в)четверо, идти (по)двое, разделить (на)двое, поглядел (в)верх, беспокоится (по)пустую, (по)долгу не видеться, сидели (в)двоем, работать (в)ручную, сказать (в)открытую, выехать (за)границу, сидеть (в)потьмах, (в)век не забудь, посмотрел (в)даль, смеяться (до)упаду, разделить (на)семерых.
Провести время впустую, побежали врассыпную, сложить вчетверо, сложить по двое, разделить надвое, поглядел вверх, беспокоится попусту, подолгу не видеться, сидели вдвоем, работать вручную, сказать в открытую, выехать за границу, сидеть впотьмах, ввек не забуду, посмотрел вдаль, смеяться до упаду, разделить на семерых.
6.Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Что вы запомнили?
- Расскажите о слитном написании наречий.
- Расскажите о раздельном написании наречий.
7. Д/з.