Тема: Урок – практикум слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о(-е).
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение использовать орфограмму в письменной речи, определять слитное/раздельное написание наречий; умения их использовать в процессе выполнения практических заданий.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение выбирать правильные ответы из множества, работать в группах.
Ход урока
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
1) проверка д/з.
Упр. 218,219.
2) фронтальный опрос:
Проверим ваши знания, полученные в предыдущих уроках:
- что такое наречие?
- какие морфологические признаки у наречий?
- чем является наречие в предложении?
- на какие 2 разряда делятся наречия по значению? Приведите примеры.
- какие наречия имеют степени сравнения? Какова особенность образования степеней сравнения?
3. Работа по теме урока.
1) формулировка темы и целей урока
Чтобы перейти к следующей теме, выполним небольшое упражнение
Даны слова на одну орфограмму. Вам нужно распределить их по принадлежности к той или иной части речи:
(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.
- на какую орфограмму даны слова? (Правописание НЕ с разными частями речи)
- какие слова вы не выписали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)
- как вы думаете, какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)
- какие цели поставим? (узнать, при каких условиях частица НЕ с наречиями пишется слитно, а при каких условиях – раздельно).
Слитно пишется, если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется.
Раздельно пишется, если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А.
4. Закрепление изученного
1) упр. 219 (устно, по цепочке с объяснением)
1.Запишите слова, комментируя слитное и раздельное написание не с наречиями.
Разговаривать (не)громко, а тихо; идти (не)уклюже; (не)удачный выбор; говорил (не)торопливо; (не)вероятная тишина; (не)лепо и (не)связно; (не)пролазная чаща; (не)уютная комната; вовсе (не)интересно; (не)мало сделать; Отвечал (не)принужденно; девушка (не)красивая, а хорошенькая; (не)ряшливый ребенок; (не)знакомый дом; вовсе (не)безобразный; (не)настный день.
2.Записать предложения раскрыть скобки, комментируя слитное и раздельное написание не с наречиями.
1. Погода вскоре неуловимо (=малозаметно) изменилась. 2.Недавно (=только что) одна из вылазок, с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не кончилась (не с глаголами) для волков неожиданной (=внезапной) бедой. 3. Неугомонные (=беспокойные) волчата не столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 4. Неподалеку (=вблизи) от волков с волчатами, немного (=чуть-чуть) в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало (=много).
5. Рефлексия
- когда пишутся наречия с НЕ слитно?
- а когда раздельно?
- чтобы проверить насколько вы усвоили тему, проведем тестирование.
1. укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:
А) встретить (не)дружелюбно
Б)работа выполнена (не)плохо
В)произнести (не)громко, а тихо
Г) нет ответа
2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:
А)(не)известно
Б)(не)справедливл
В)(не)аккуратно
Г)(не)брежно
3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :
А) слитно
Б)раздельно
4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?
А) (не)далеко
Б) (не)тихо, а громко
В) отнюдь (не)быстро
Г) нисколько (не)убедительно
5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?
А) (не)взрачно
Б)(не)вежливо
В) вовсе (не)мало
Г)(не)уклюже
6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?
А) (не)удачно
Б) (не)богато, а бедно
В) нисколько (не)убедительно
Г) далеко (не)интересно
-молодцы! А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
6. Домашнее задание. Повторить §32 – правило , упр. 220 (списать, раскрыть скобки, указать разряд наречий).