Тема урока: «Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных».
Цель урока: на основе сотрудничества формировать у обучающихся навыки нахождения слов, умения правильно писать слитно и раздельно наречия, образованные от существительных и количественных числительных; способствовать развитию коммуникативных навыков, речевой и мыслительной деятельности; воспитывать любовь и интерес к русскому языку, сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: владеть орфограммой «Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных», графически обозначать ее на письме, знать слова-исключения.
Метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки; проектировать марщрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи; объяснять языковые явления, связи и отношения.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений; устанавливать рабочие отношения эффективного сотрудничества
Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: раздаточный материал, учебник русского языка, рабочая тетрадь, тесты для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап. |
- Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы. Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Актуализация опорных знаний. |
Проверочная работа на правописание наречий через дефис 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | Словарный диктант. Докрасна раскалить шар, говорить по-другому, начать сначала, кое-кто позвонил, пойти направо, во – первых, рассориться сгоряча, говорить по – русски, точь – в- точь, отмыть добела, сделаем по-моему, начать заново. Редактирование текста. В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и тёплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна были открыты, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьёв, и они по-прежнему сновали (в)верх и(в)низ. Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду. И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл всё вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды. Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. | Самостоятельная работа. Самопроверка. Один работает у доски. Работа в парах. |
Мотивация УУД. Целеполагание. |
Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия? Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. | |
Объявление темы. Постановка цели, задач. |
Что мы повторили? Что нам надо узнать на этом уроке? Сформулируйте цель урока. Тема нашего урока «Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных». Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке. Оформление темы, цели. Запись в журнал. | Оформление темы. |
Физминутка
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
4) Первичное закрепление
Распределительный диктант.
Поймать на лету, втрое больше, работать в одиночку, по двое, встретимся на днях, трудиться без устали, включать на ходу, бежать без оглядки, прыгнуть с разбегу, показываться на миг, смотреть в упор, вдоль дороги , поднять на скаку, сделать на глазок, говорить без умолку, ударить с налету, уехать навсегда, на скаку остановить лошадь , подойти вплотную, идти в обнимку, ему невдомек.
Игра "Грамотей"
Игра строится по принципу выборочного диктанта. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочетания с наречиями и объясняют написание наречий.
1) Где больше двух, говорят вслух. 2) Вперед горя не ищут. 3) Всякий человек вперед смотрит. 4) Грозит мышь кошке, да издалека. 5) Работай с налету до седьмого поту. 6) За морем светло, а у нас посветлее будет. 7) На чужой стороне родина милей вдвойне. 8) Скажет вдоль, а сделает поперек. 9) Хорошая работа ввек не умрет.
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Цифровой диктант. (слитно – 1, раздельно -2)
Уменьшить втрое, ему невдомек, перейти вброд, бежать без оглядки, идти в обнимку, говорить запросто, валяться в ногах, приказать на ходу, прийти вдвоем, сделать на совесть, сварить вкрутую, выполнить в срок, подойти на цыпочках, сгорел дотла. (1, 1, 1, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1)
6) Итог урока.
- Итак, наш урок подходит к концу. Нам надо выполнить последнее итоговое задание.
Задание 7. Самостоятельная работа.
Проверим, насколько каждый из вас усвоил орфограмму. Выполнение теста по уровням. Отметки я прокомментирую на следующем уроке.
Тест
1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват
2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке
3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик
4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную
5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен
6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ
7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку
8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу
9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх
10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем
Ответы. 1-2, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-3, 9-3, 10-4. 7. Рефлексия.
Я доволен своей работой на уроке, потому что….
Я недоволен своей работой, потому что…
- Сегодня на уроке мы повторяли ….
- Я узнал, что …
- Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
- Я буду стараться …
8. Д/з. Оценивание.