СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слитное, раздельное и дефисное написание имён числительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слитное, раздельное и дефисное написание имён числительных»


Урок русского языка в 6 классе

Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание имён числительных

Цели  урока : организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению  и  первичному запоминанию знаний о  слитном   и   раздельном  написании   числительных ; создать условия для развития у школьников орфографической зоркости  и  каллиграфического навыка; содействовать воспитанию уважения и гордости за малую родину.

Тип  урока : изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок-исследование.



Ход урока

I Организационный момент

II Целеполагание.Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен

- Для чего нам нужно изучать правописание числительных?



IIIЭтап усвоения новых знаний  и  способов действий (Работа в группах)

  1. Опрос консультанта по теме «Числительное» по опорным конспектам ( 5 мин).

  2. Проверка знания теоретического материала (один от группы).

  3. Рубрика «Давай подумаем»

- Внимательно посмотрите на имена  числительные   и  попробуйте сделать вывод о том, как пишутся сложные  и  составные количественные  и порядковые  числительные ?



Имя числительное 

Какое по составу

Простое

Сложное

Составное

Количественное

одиннадцать

шестьдесят - слитно 

двадцать три - раздельно 

Порядковое

Одиннадцатый

сорокамиллионный

шестидесятый - слитно 

двадцать третий- раздельно 



  1. Чтение  и  разбор правила.

  2. Игра «Раздели на группы»

Запиши имена  числительные  по группам:

Простые сложные составные



Седьмой, три шесть, пятьсот, восемнадцатый, двенадцать, миллион, семеро, пять восьмых, двадцатитысячный, пятьдесят, двенадцатилетний, сто первый.

- Какое слово осталось незаписанным и почему?

1.Имена числительные могут писаться слитно, а могут раздельно (в несколько слов).

Слитно пишутся:

а)  количественные числительные, обозначающие числа от 11 до 19, а также круглые десятки и сотни: одиннад­цать, пятнадцать, пятьдесят, семьсот;

б) порядковые числительные, соответствующие выше­ названным   количественным   числительным:   одиннадца­тый, пятнадцатый, пятидесятый, семисотый;

в)  порядковые числительные, оканчивающиеся на -ты­сячный, -миллионный, -миллиардный: семидесятипятитысячный, сорокамиллионный, двухмиллиардный;

Раздельно (в несколько слов) пишутся:

а) составные количественные числительныепятьдесят пять, сто тридцать четыре;

б) порядковые числительные, соответствующие состав­ным количественным: пятьдесят пятый, сто тридцать четвёртый;

в) числительные, обозначающие дробные и смешанные числа: пять шестых, одна целая три четвёртых.



IV Физкультминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели. Вновь за дело.

V Применение знаний  и  способов действий

- Мы с вами вспомнили часть речи – имя  числительное , узнали, как пишутся,  и  теперь смело можем выполнить задания. У вас будет возможность применить свои знания, блеснуть эрудицией, показать, что вы знаете об имени  числительном .

  1. -Где мы используем числительные? Выпишите числительные и определите их разряды.

1) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

2) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Игра «Эрудит»

- Кто больше всех знает произведений, в названии которых есть числительные?

3.Самостоятельная работа(проводится дифференцированно):

На «3» Упражнение

Спиши текст, заменяя цифры словами.Опрели разряд числительных. 

На «4» Выбери правильное утверждение:

- пятнадцать – это количественное  числительное , отвечает на вопрос сколько?, простое: состоит из корня  и  суффикса;

 -девяносто третий – это порядковое  числительное , отвечает на вопрос какой?, сложное: состоит из корня  и  суффикса;

-сложные  числительные  пишутся  слитно .

- сорок седьмой: порядковое, составное,

- триста: количественное, простое.

На «5»Составь предложения из слов. Что получилось? Запиши заглавие  и  текст.

сад, школьный, заложен, был, назад, 2 года

100 деревьев, фруктовых, посадили

80 яблонь, в нём, растёт, 20 груш,  и 

в посадке, школы, сада, участвовали,164 ученика

VI Подведение итога  урока  

-Над какой частью речи мы работали?

- Какие  числительные  вы знаете? Приведите примеры.

- По составу на какие группы делятся  числительные ? Приведите примеры.

VII  Рефлексия

- Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты с  числительным  будь дружен!



 VIII.Информация о домашнем задании

Работа с фразеологизмами и пословицами.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800—850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33. 10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.), в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в име­нительном или винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.



Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!