СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слоговой анализ слов. Зима.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слоговой анализ слов. Зима.»

Министерство образования РФ

Главное Управление образования администрации Челябинской области.

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 52» города Магнитогорска

455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Ржевского,4; тел 48 21 43











Открытый урок по логопедии.

«Слоговой анализ слов. Зима».






Учитель-логопед: Корнеева Ю.А.





Магнитогорск 2019

Открытый урок по логопедии

Технологическая карта урока


Предмет Логопедия класс_____2_____

Учитель-логопед: Корнеева Юлия Александровна школа: МОУ «С (К) ОШИ № 52» г. Магнитогорска

Тема урока

Слоговой анализ слов. Зима.

Тип урока: Изучение нового материала

Целевые установки урока

(для учителя)

Личностные:

-воспитание положительного настроя к уроку;

-развитие мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

-развитие умения работать в группах, умения выслушать других;

-развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.

Предметные:

-повторение ранее изученного материала о зиме;

-введение нового материала;

-развитие умения делить слова на слоги;

-развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-развитие устной речи через составление предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря учащихся по данной теме;

-развитие навыка выразительного чтения;

-развитие навыка письма.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

-развитие артикуляционной и мимической мускулатуры;

-развитие общей и мелкой моторики;

-освоение нового материала;

-развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;

-развитие умения делить слова на слоги;

-развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;

-развитие лексико-грамматического строя речи;

-развитие устной речи через составление предложений, ответов на вопросы;

-обогащение активного словаря по данной теме;

-развитие навыка чтения;

-развитие навыка письма.

-развитие мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-развитие активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

-учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

-выполнение учебных действий в речевой и умственной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-обобщение понятий;

-формулировка собственного мнения;

-использование речи для регуляции своего действия;

-адекватное использование речевых средств, построение монологического высказывания, владение диалогической формой речи.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература:

-рабочие тетради.

Дидактический материал: оформленная доска, картинки, зеркала, мяч, карточки с заданиями, конверты с заданиями, игрушка Дед Мороз, ёлка, игрушки, мешок с подарками, счетные палочки, цветные карандаши.

ЦОР

-презентация на тему урока, реализуемая с помощью проектора.

Ход урока

Этап урока: Организационный момент. Приветствие.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке логопедии.

- Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года, месяц, число, день недели.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Ответы на вопросы.


-ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-мотивационная основа учебной деятельности.

Этап урока: Артикуляционная гимнастика.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

В начале нашего урока мы должны подготовить к работе наш язычок и губки.

Воспроизведение комплекса артикуляционной гимнастики на компьютере. (Заборчик, Трубочка, Заборчик-трубочка, Лопаточка, Иголочка, Лопаточка-иголочка, Качели, Почистим зубы, Маляр, Чашечка, Вкусное варенье, Киска сердится, Грибок, Гармошка, Лошадка).

Закрепление: Ребята, что мы с вами сейчас делали?

Повторение движений по образцу.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни;

-развитие органов артикуляционного аппарата.

Этап урока: Актуализация знаний. Объявление темы урока.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для получения нового материала; тренировку соответствующих мыслительных операций.

Давайте вспомним, какие бывают звуки? Звуки бывают гласные и согласные. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие, на глухие и звонкие. А как мы определяем количество слогов в слове? Мы знаем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников». Молодцы Мы не зря с вами все повторили. Потому что это нам пригодится на нашем сегодняшнем уроке.

Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила.

О  каком времени  года эта загадка? (О зиме.)

В слове ЗИМА какой звук вы слышите первым, последним? Сколько слогов в этом слове?

Ребята, что мы с вами сейчас делали? Мы разбирали по звукам слово Зима, делили его на слоги, т. е. делали анализ этого слова. На сегодняшнем нашем уроке мы будем говорить о зиме и делать анализ других слов.

Послушайте, что это за звук? Кто это к нам пришел?

Дед Мороз пришел не с пустыми руками. А с ёлочкой и с мешком. Но почему же он такой расстроенный? Какой праздник скоро мы будем отмечать? Посмотрите на ёлку, чего на ней не хватает?

Дед Мороз приготовил задания и игрушки. Чтобы нарядить ёлочку, нужно выполнить задания. И за каждое выполненное задание Дед Мороз будет давать игрушку для ёлочки. Давайте же посмотрим, что у него там в мешке. Дед Мороз приготовил конверты для каждого из вас. Нужно открыть и посмотреть что там (Учитель раздает каждому ученику конверты, обозначенные цифрами).

Дети отвечают на вопросы учителя.









Отгадывают загадку, выполняют звуко-буквенный анализ слова ЗИМА.






К нам пришел Дед Мороз.




На ёлке не хватает новогодних игрушек.

-построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте;

-построение речевого высказывания в устной форме;

-развитие высших психических функций;

-развитие звуко-буквенного, слогового анализа слов.


Этап урока: Пальчиковая гимнастика.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

Прежде чем приступить к работе и выполнению заданий, давайте разомнем наши пальчики и сделаем с вами снеговика.

Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком.

Ребята, что мы с вами сейчас сделали?

Повторение движений по образцу.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни;

-развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этап урока: Работа над новым материалом.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает "открытие" детьми нового знания;

-усвоение детьми нового материала и возможности использовать его в жизненных ситуациях;

-самостоятельное выполнение учащимися задания в устной форме.

Найдите, у кого на конверте написана цифра 1.

Конверт № 1. Задание «Один – много».

Дед Мороз написал здесь слова и просит нас выполнить упражнение «Один-много». Я вам называю слово, а вы мне, как оно звучит, если этих предметов много.

Учитель бросает ребенку шар и произносит слово.

сосулька  - …            снежок - … льдинка - … снежинка - … снеговик - … сугроб  - … мороз - …                           метель - …

Ребята, что мы с вами сейчас делали? Вы справились с заданием, Дед Мороз дарит игрушку.


Найдите, у кого на конверте написана цифра 2.

Конверт №2. Задание «Четвертый лишний».

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Санки, лыжи, коньки, велосипед.

Шуба, свитер, шорты, шарф.

Снег, дождь, сугроб, мороз.

Каждое выбранное слово разделить на слоги.

Ребята, что мы с вами сейчас делали? Вы справились с заданием, Дед Мороз дарит игрушку.


Найдите, у кого на конверте написана цифра 3.

Конверт №3. Задание «Вставь нужное слово».

Вы знаете, что все дети пишут письмо Деду Морозу на Новый год. Дед Мороз уже получил одно письмо , но в нем потерялись некоторые слова. Давайте поможем Деду Морозу угадать, что же за слова потерялись.





А теперь прочитайте слова, которые вы вставили в предложения.

Ребята, что мы с вами сейчас делали? Вы справились с заданием, Дед Мороз дарит игрушку.



Отгадывают загадки. Выполняют звуко-буквенный анализ слов зима, снежок, санки, снеговик, метель.



сосульки            снежки               льдинки снежинки снеговики сугробы морозы                           метели

Отвечают на вопрос учителя, вешают игрушку на ёлку.



сентябрь

велосипед

шорты

дождь


Отвечают на вопрос учителя, вешают игрушку на ёлку.





Вставляют в текст недостающие по смыслу слова.







Читают по очереди слова со слайда.

Отвечают на вопрос учителя, вешают игрушку на ёлку.

-построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей;

-проявление познавательной инициативы;

-построение речевого высказывания в устной форме;

-установка причинно-следственных связей;

-формулировка собственного мнения и позиции;

-использование речи для регуляции своего действия;

-развитие звуко-буквенного, слогового анализа слов;

-развитие навыка словообразования;

-развитие мелкой моторики.


Этап урока: Физкультурная минутка.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает повторение учащимися действий по эталону.

Наконец пришла зима,  (Дети разводят руки в стороны) Стали белыми дома,  (Складывают руки домиком над головой) Снег на улице идёт,  (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метёт,  (Имитируют) Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют) И играем все в снежки.  (Лепят и бросают снежки)

Дети повторяют движения.

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-установка на здоровый образ жизни.

Этап урока: Закрепление. Работа в тетради.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

-самостоятельное выполнение учащимися задания в устной форме.

Найдите, у кого на конверте написана цифра 4.

Конверт №4. Задание «Составь схему слова».

Отгадайте загадки.

1) В руках он лепится легко. Детишкам - развлечение
Бросать, без устали, его
Друг в друга, без сомнения!
Холодный кругленький комок.
Как же зовут его…(Снежок)

2) - Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С  горки вниз на нем  лечу, а назад его  тащу.  (Санки)

С горки я лечу стрелой,

Резвы кони подо мной.

Две полоски на снегу

Оставляют на бегу…(Лыжи)


Завывает за окошком, Ледяною сыпет крошкой.
Снегом мягкую постель
Стелет по полям…(Метель)


Запишите слова в тетрадь, составьте схемы данных слов.

Ребята, что мы с вами сейчас делали? Вы справились с заданием, Дед Мороз дарит игрушку.




Отгадывают загадки.

Делают звуко-буквенный анализ каждого слова, делят слова на слоги на слух, на партах с помощью раздаточного материала, записывают слова в тетрадь. Делают схемы слов в тетради.












Отвечают на вопрос учителя, вешают игрушку на ёлку.

-построение логического суждения, включающего установление причинно-следственных связей;

-проявление познавательной инициативы;

-развитие звуко-буквенного анализа слов;

-развитие навыка правильного письма.


Этап урока: Итог. Рефлексия.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Этап предполагает оценку учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости?

О каком времени года мы говорили на уроке?

Что еще мы делали на уроке?

Вам понравился сегодняшний урок?

Сейчас я вам раздам желтые и красные шары для нашей ёлочки. Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение сейчас, то повесьте желтый шар, а если что-то не понравилось или вам грустно, то повесьте красный шар.

Молодцы. Вы хорошо поработали, активно отвечали на вопросы и выполнили все задания. Дед Мороз хочет подарить вам подарки.

Отвечают на вопросы учителя. Делятся своими мыслями.

С помощью ёлочной игрушки демонстрируют свое настроение.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности.

Диагностика достижения планируемых результатов:

На уроке использовались методы и приёмы, направленные на формирование УУД.

В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при изучении новой темы (смыслообразование), на этапе оценивания учащимися собственной деятельности в конце урока, во время проведения физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики.

Познавательные УУД формируются при принятии новых знаний (работа с новой информацией); при выполнении самостоятельной работы (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.). На этапе первичного закрепления (выделения существенных признаков). В процессе развития звуко-буквенного анализа слов, слогового анализа, лексико-грамматического строя речи, активизации словарного запаса, развитию навыка правильного чтения и письма.

Регулятивные УУД формируются на этапах рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль).

Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!