Разработка урока
«Слова со сходными значениями. Синонимы.»
Программа: «Перспективная начальная школа»
2 класс
Предмет: русский язык
Авторы учебника: Н. А. Чуракова
Тема урока: «Слова со сходными значениями. Синонимы.»
(урок изучения нового материала).
Разработала:
Бойко Наталья Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ
СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова г.Туапсе
2012 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Оборудование:
учебники, тетради, словари, компьютер, мультимедиапроектор, слайды из презентации, конверты с заданиями по группам, карточки со словами сходными по значению (вьюга, метель, пурга, азбука-книга, букварь, боец – воин, солдат, смелый – храбрый отважный, страж – защитник), магнитная доска, магниты, мордашки человечков.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока:
частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.
Место урока: первый урок по разделу.
Формы урока: коллективная, фронтальная, групповая, парная.
Цель урока:
создать условия для формирования понятия «синонимы», научить различать слова со сходными значениями.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
составление последовательности действий; сличение способа действий с эталоном и внесение необходимых изменений в случае расхождений;
способность преодолевать препятствия.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
создание способов решения проблем творческого и поискового характера под руководством учителя.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока.
Организационный момент.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Слова – строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения.
II.Актуализация знаний.
На предыдущих уроках русского языка мы познакомились с многообразием слов, знакомились с их значениями, работали со словарями, учились употреблять их в речи.
- Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка.
- Найдите в учебнике русского языка (1 часть) страницу, на которой мы закончили работу на прошлом уроке и посмотрите на страницу рядом. Назовите номер страницы (стр. 115), прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима. (ЧИТАЮТ ДЕТИ)
- Посмотрите внимательно на иллюстрации в учебнике, они помогут справиться с очередным заданием Анишит Йокоповны.
Найдите в тексте слова сходные по значению (близкие по смыслу).
- Сколько таких разных слов вы нашли, которые означают одно и то же (близкие по значению, сходные по смыслу)? Назовите их?
(вьюга, метель, пурга)
III. Цель урока
- Какие слова нас сегодня будут интересовать на уроке?
(слова со сходным значением, близкие по смыслу)
На уроке мы узнаем как они называются, зачем нужны в нашей речи.
IV.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
- К какому словарю надо обратиться, чтобы узнать толкование слова?
Найдите в Толковом словаре (учебник русского языка, часть2) слово «АЗБУКА».
Назовите страницу, где находится это слово.
Прочитайте словарную статью о нём.
- Что мы можем сказать о слове «АЗБУКА»? (слово «АЗБУКА» многозначное).
- Докажите.
- Найдите в этой же статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука-книга, букварь (слово со сходным значением, близкое по смыслу).
Работа в парах: продолжите работу с Толковым словарём самостоятельно в парах (устно).
Найдите в Толковом словаре слова: боец, страж, смелый и отыщите в словарной статье каждому из них пару – слово, которое обозначает то же самое.
Боец – воин, солдат (кто? слова-названия предметов)
Смелый – храбрый отважный (какой? слова – названия признака предмета)
Страж – защитник (кто? слова-названия предметов)
Слова прикрепляются на доске.
- Можно ли назвать такие слова родственными? Почему нет?
- На какой вопрос отвечают слова в каждой строчке?
- К какой группе слов относятся?
- А чем они похожи? (близкие по значению и отвечают на один вопрос)
Посмотрите на условный значок на полях. Куда отправляет на с учебник? (п\т упр 42) Откройте тетрадь, на какой странице находится упражнение?
( стр. 35)
Прочитайте задание, выполните и сравните свою работу с соседом по парте.
Встаньте, у кого совпали пары. ( Дети прочитывают по одной паре, проверка)
- Вернёмся в учебник ч.1 найдите упражнение 85, прочитайте стихотворение В. Друка.
- Как зовут девочку? Что делает Леночка Петрова? Прочитайте стихотворные строки. (Нежно смотрит на микроба)
- Что делает микроб? Прочитайте. (На неё глядит микроб)
- Найдите в этих строчках слова, близкие по значению.
- На какой вопрос отвечают оба слова? К какой группе слов относятся?
(что делает? слова названия – действия предметов)
- Являются ли эти слова родственными? Докажите, почему?
- А чем они похожи? (близкие по значению и отвечают на один вопрос)
- В упражнении 86 дан замечательный отрывок из стихотворения русского поэта Ивана Сурикова «Детство».
- Послушайте его (читают хорошо читающие дети). Все ли слова понятны?
- Подберите к выделенным словам синонимы. Запишите их парами в столбик. Для этого откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 86.
Работа у доски и в тетрадях
Хохочут – смеются
Перезябнешь – замёрзнешь
Бредёшь – идёшь
Ветхую – старую
Скинешь – снимешь
Заберёшься – залезешь
- Почему поэт употребил именно эти слова?
- Как же называются слова в русском языке близкие по смыслу?
Мудрая Летучая Мышь вам подскажет, будьте внимательны!
(правило в учебнике стр. 118)
Найдите в Толковом словаре слово ВЕТХИЙ, с помощью каких слов-синонимов объясняется его значение?
(старый, изношенный; немощный, слабый)
Чтобы понять как вы поняли сегодня тему урока предлагаю вам выполнить упражнение 87 в учебнике ч.1. (по заданию с записью в тетради) – дифференциация понятий омонимы и синонимы.
Правил – правило, правил – править (омонимы)
Смешалось, спуталось; сделалось, случилось (синонимы)
VII. Рефлексия деятельности.
(Слайд 1,2,3)
- Что нового узнали сегодня на уроке? (Узнали, что сегодня вторник. Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным. Узнали, что такое синонимы)
- Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи? (Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно. Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.)
- Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию. Это слова близкие по значению. Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень.)
- Возьмите рисунок того человечка, который соответствует вашему настроению на этом уроке.
Резерв или домашнее задание: п\т стр. 38 упр 45.
(Слайд 4) Спасибо за работу на уроке, за ваши знания!
9