11 класс
Тема. Слова и конструкции, грамматически не связанные с предложениями. Подготовка к ГИА.
Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.
Цели и задачи. Повторить и практически закрепить знания о вводных конструкциях, обращениях; сформировать умение использовать их в речи, видеть в предложениях, выделять знаками препинания на письме, интонацией при произношении; развивать устную и письменную речь.
Формируемые УУД. Соблюдает в речи нормы современного литературного языка; использует приемы просмотрового и изучающего чтения; подбирает информацию для сайта; составляет высказывание в устной и письменной речи.
Методы и приемы. «Снежный ком», эвристическая беседа, исследование текста, творческая работа.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
- Назовите слова и конструкции в предложениях, которые не связаны с самими предложениями.
Это обращения, вводные слова и словосочетания.
1. Расскажите об обращении, используя вводные слова и словосочетания.
Прием «Снежный ком»
Во-первых, обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
Во-вторых, обращения бывают распространенные и нераспространенные.
Между прочим, обращения могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Главное, обращения выделяются на письме запятыми, а при произношении голосом.
Кроме того, если обращение произносится с особой интонацией и стоит в начале предложения, то после него ставится восклицательный знак.
2. Расскажите о вводных конструкциях с помощью вводных слов.
Вводные конструкции выполняют большую работу в предложениях.
Во-первых, с их помощью можно передать различные чувства: радость, удивление, огорчение сожаление.
Во-вторых, можно дать оценку реальности сообщаемого (возможность/невозможность, уверенность, предположение).
Между прочим, они указывают на источник высказывания.
Несомненно, с их помощью можно передать последовательность высказывания.
Кроме того, используют для привлечения внимания (видишь ли, простите, допустим, предположим).
Одним словом, без вводных конструкций трудно обойтись, ведь они показывают даже способы оформления мысли (словом, вообще, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать)
3. Проверка домашнего задания.
Назовите текст, прочитайте предложения с вводными словами, определите их значения.
«Береза»
по поверьям – источник сообщения
как видим – оценка реальности сообщаемого
«Живой как жизнь»
например – способ оформления мысли
как известно – оценка реальности
в свою очередь – последовательность
кажется – предположение
«Старинное зеркало»
может быть – оценка реальности (предположение)
оказывается – оценка реальности сообщаемого
пожалуйста – слово вежливости
4.Работа с предложениями на доске (2 человека)
II. Мотивация обучения.
Вводные конструкции незаменимы в комментировании текста и уместны при аргументации собственной точки зрения. Они организуют пространство текста, его композиционные части становятся четкими и отграниченными. Однако нужно помнить о чувстве меры, принципе необходимости и целесообразности.
III. Сообщение темы урока.
Формирование умений правильно использовать вводные конструкции при создании собственного текста на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «У-А…У-А!»
Наша цель: проанализировав стихотворение в прозе, понять, какие ценности утверждает И.С. Тургенев, и сопоставить их со своей ценностной системой.
IV. Создание информационного файла о Тургеневе.
И.С. Тургенев – русский писатель XIX века, автор «Записок охотника», романов «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Стихотворений в прозе».
Стихотворения в прозе – небольшие прозаические произведения лирического характера; это стихотворения без рифмы и размера.
Внешне такое стихотворение выглядит как проза, и в то же время с лирическим жанром ее сближает эмоциональность – оно передает чувства, переживания лирического героя. А еще важное качество – это доверительная интонация, помогающая запечатлеть мгновенное впечатление, «блеснувшую мысль».
Тургенев работал над стихотворениями в прозе в последние годы своей жизни. Они стали духовным завещанием человека, много пережившего и понявшего, он делится своим жизненным опытом с молодым поколением, предостерегает от необдуманных поступков и ошибок.
V. Работа с текстом «У-А…У-А!»
1. Чтение текста.
2.Эвристическая беседа по содержанию:
сколько частей можно выделить в тексте? Объясните свою точку зрения. Можно разделить на две части: первая рассказывает о душевном состоянии лирического героя и его решении уйти из жизни; вторая – как крик ребенка изменил отношение к жизни рассказчика
просмотрите первую часть и ответьте на вопросы:
- что рассказывает о себе лирический герой?
Живет в Швейцарии, далеко от родины;
«очень молод, очень самолюбив, очень одинок»;
«жилось тяжело и невесело»;
«скучал, унывал и злился»;
«все казалось ничтожным и пошлым»
Покончить жизнь самоубийством. Ему хотелось доказать, отомстить, но кому и за что – не знал.
«Байрон был моим идолом, Манфред – моим героем».
Они противопоставили себя обществу.
«Какая страшная тишина!»
Горы выступают как бы той чертой, которая разделяет жизнь и смерть, где с одной стороны ты живой, сознательный человек, а по другую сторону – царство смерти. Прием антитезы.
Назовите слово, которое является ключевым в первой части. Оно повторяется не один раз в разных вариантах.
Один! Я один! один живой человек… один лицом к лицу со смертью.
Что вдруг изменило героя, его настроение, отношение к жизни?
Составьте лексический ряд к слову крик
живой, слабый, жалкий и спасительный, горячий, человеческий
Это был не просто крик ребенка, а крик души, которая хотела жить
от смерти
От скуки, одиночества, уныния, злости, самолюбия
VI. Выводы.
Какие жизненные ценности утверждает писатель в своем стихотворении в прозе? Ответьте, используя вводные конструкции.
Во-первых, Тургенев утверждает, что человек не должен быть один.
Во-вторых, назначение человека на земле – быть продолжателем рода, жизни.
VII. Рефлексия.
Подберите аргументы к выдвинутым гипотезам из произведений литературы, из жизни. Напишите сочинение к тексту.
VIII. Домашнее задание. Закончить сочинение. Повторить вставные конструкции.
Предложения для работы на доске во время повторения.
Объяснить орфограммы и пунктограммы. Дать характеристику предложений.
1.В этой пустынной, дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла,- крик младенца?!!
2.О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!
4