СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова категории состояния. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет учителю в подготовке к уроку по теме "Слова категории состояния".

Просмотр содержимого документа
«Слова категории состояния. 7 класс»

Урок русского языка в 7 классе Щербакова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе

Щербакова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Хоть  тяжело  подчас в ней бремя,  Телега на ходу легка ... (Телега жизни) Определите, какой частью речи является выделенное слово.

Хоть  тяжело  подчас в ней бремя, Телега на ходу легка ...

(Телега жизни)

Определите, какой частью речи является выделенное слово.

И  тяжело  Нева дышала,  Как с битвы прибежавший конь . (Медный всадник)

И  тяжело  Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь .

(Медный всадник)

«Эй! Пошел, ямщик!..» – «Нет мочи:  Коням, барин,  тяжело ...» (Бесы)

«Эй! Пошел, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин,  тяжело ...»

(Бесы)

Урок русского языка  по теме  «Слова категории состояния» 7 класс

Урок русского языка по теме «Слова категории состояния»

7 класс

Цель урока: сформировать знания о словах категории состояния, их отличии от наречий.

Цель урока: сформировать знания о словах категории состояния, их отличии от наречий.

Задачи:  образовательная:  актуализировать знания по теме «Наречие», раскрыть основные черты слов категории состояния, научить отличать слова категории состояния от омонимичных им кратких форм прилагательных и наречий.  воспитательная:  привить интерес к изучению родного слова, воспитать бережное отношение к русскому языку, приобщить учеников к нормам речевого этикета;  развивающая :  развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности;

Задачи:

образовательная:  актуализировать знания по теме «Наречие», раскрыть основные черты слов категории состояния, научить отличать слова категории состояния от омонимичных им кратких форм прилагательных и наречий.

воспитательная:  привить интерес к изучению родного слова, воспитать бережное отношение к русскому языку, приобщить учеников к нормам речевого этикета;

развивающая :  развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности;

Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969),  русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951). Лев Владимирович Щерба (1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам.

Виктор Владимирович

Виноградов

(1895-1969), русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).

Лев Владимирович

Щерба

(1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам.

Алгоритм определения слов категории состояния  в предложении Найти односоставное предложение с главным членом в форме сказуемого. Определить, лексическое значение данного слова. Если оно обозначает душевное состояние, оценку состояния, состояние природы или физическое состояние человека, то это категория состояния.

Алгоритм определения слов категории состояния в предложении

  • Найти односоставное предложение с главным членом в форме сказуемого.
  • Определить, лексическое значение данного слова. Если оно обозначает душевное состояние, оценку состояния, состояние природы или физическое состояние человека, то это категория состояния.
Очень часто СКС можно встретить в художественных произведениях. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Но прежде чем самостоятельно попробуем найти в примерах СКС, мы послушаем отрывок из аудиокниги «Антоновские яблоки» И.А.Бунина. Его произведения всегда отличались особым лиризмом, слова и выражения автор подбирает таким образом, что мы, читая их, слышим запахи, звуки, ощущаем вкусы. Прослушайте отрывок, определите на слух СКС и подумайте, для чего автор использует эту часть речи, какова ее функция в художественном тексте.

Очень часто СКС можно встретить в художественных произведениях. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Но прежде чем самостоятельно попробуем найти в примерах СКС, мы послушаем отрывок из аудиокниги «Антоновские яблоки» И.А.Бунина. Его произведения всегда отличались особым лиризмом, слова и выражения автор подбирает таким образом, что мы, читая их, слышим запахи, звуки, ощущаем вкусы. Прослушайте отрывок, определите на слух СКС и подумайте, для чего автор использует эту часть речи, какова ее функция в художественном тексте.

Лингвистический анализ текста Андрей Платонович Платонов «Неизвестный цветок»

Лингвистический анализ текста

Андрей Платонович Платонов

«Неизвестный цветок»

  Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Попробуйте подобрать СКС к картинкам!

Попробуйте подобрать СКС к картинкам!

Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние.

Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние.

Найди СКС

Найди СКС

1) Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему в окно… (Пушкин) 2) Было душно, жарко, шумно. Пахло борщом, подгорелым маслом (Коновалов) 3) Сейчас рокотание трактора показалось бы мне слаще самой светлой музыки. Но тихо было вокруг (Солоухин) 4) – Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где весело, – сказала Анна (Л. Толстой) 5) На дворе накрапывал дождь, было очень темно (Чехов) 6) У меня зимой в избушке сыро, холодно (Никитин) 7) Ах, няня, няня, я тоскую, / Мне тошно, милая моя… (Пушкин) 8) Стало горячо сердцу (А. Толстой) 9) Охота   вам было ввязываться?  (А. И. Куприн)

1) Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему в окно… (Пушкин)

2) Было душно, жарко, шумно. Пахло борщом, подгорелым маслом (Коновалов)

3) Сейчас рокотание трактора показалось бы мне слаще самой светлой музыки. Но тихо было вокруг (Солоухин)

4) – Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где весело, – сказала Анна (Л. Толстой)

5) На дворе накрапывал дождь, было очень темно (Чехов)

6) У меня зимой в избушке сыро, холодно (Никитин)

7) Ах, няня, няня, я тоскую, / Мне тошно, милая моя… (Пушкин)

8) Стало горячо сердцу (А. Толстой)

9) Охота   вам было ввязываться?  (А. И. Куприн)

Проверочное тестирование Укажите верное определение .  Категория состояния – это часть речи, которая обозначает: А. проявляющийся во времени признак предмета по действию Б. состояние природы, окружающей среды, человека В. признак действия Г. добавочное действие при основном

Проверочное тестирование

Укажите верное определение .

Категория состояния – это часть речи, которая обозначает:

А. проявляющийся во времени признак предмета по действию

Б. состояние природы, окружающей среды, человека

В. признак действия

Г. добавочное действие при основном

Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым? □  1) причастие □  2) деепричастие □  3) наречие □  4) категория состояния

Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?

□  1) причастие

□  2) деепричастие

□  3) наречие

□  4) категория состояния

В каком примере выделенное слово является категорией состояния?   Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг. Ему было ВЕСЕЛО. Лицо его было ВЕСЕЛО. Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.

В каком примере выделенное слово является категорией состояния?

  • Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.
  • Ему было ВЕСЕЛО.
  • Лицо его было ВЕСЕЛО.
  • Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.
А теперь сыграем в игру . Я произношу слово, вам нужно добавить к нему слово категории состояния (одно или в сочетании с инфинитивом глагола), чтобы получилось безличное предложение. Можно использовать слова всех групп по значению:  мне... моему соседу (соседке)…  в классе… на улице… сегодня... на уроке... на перемене... на душе... моим одноклассникам...

А теперь сыграем в игру . Я произношу слово, вам нужно добавить к нему слово категории состояния (одно или в сочетании с инфинитивом глагола), чтобы получилось безличное предложение. Можно использовать слова всех групп по значению:

мне...

моему соседу (соседке)…

в классе…

на улице…

сегодня...

на уроке...

на перемене...

на душе...

моим одноклассникам...

5. Цифровой диктант. Если в словосочетании или предложении вы слышите СКС, то ставите цифру 1, если в примерах нет СКС, то 0. Работа индивидуальная, один человек у доски.   1 – Мне грустно. 2 – Тихо льётся. 3 - Ночь светла и прекрасна. 4 – Легко на душе. 5 – Мерцают загадочно и таинственно. 6 – Воздух свеж и прохладен. 7 – Было весело и печально одновременно. 8 – Месяц величественно плывёт над землёй. 9 – Стало холодно 10 – Жизнь удивительна.

5. Цифровой диктант. Если в словосочетании или предложении вы слышите СКС, то ставите цифру 1, если в примерах нет СКС, то 0. Работа индивидуальная, один человек у доски.

 

1 – Мне грустно.

2 – Тихо льётся.

3 - Ночь светла и прекрасна.

4 – Легко на душе.

5 – Мерцают загадочно и таинственно.

6 – Воздух свеж и прохладен.

7 – Было весело и печально одновременно.

8 – Месяц величественно плывёт над землёй.

9 – Стало холодно

10 – Жизнь удивительна.

Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет - топаете. 1.СКС не изменяются. 2.СКС отвечают на вопрос что. 3.СКС является в предложении обстоятельством. 4.СКС употребляется в безличном предложении. 5.СКС обозначает предмет. 6.СКС является сказуемым.

Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет - топаете.

1.СКС не изменяются.

2.СКС отвечают на вопрос что.

3.СКС является в предложении обстоятельством.

4.СКС употребляется в безличном предложении.

5.СКС обозначает предмет.

6.СКС является сказуемым.

Домашнее задание: создайте свою лирическую зарисовку на тему «Поздняя осень», используйте для выражения своих чувств и впечатлений слова категории состояния.

Домашнее задание:

создайте свою лирическую зарисовку на тему «Поздняя осень», используйте для выражения своих чувств и впечатлений слова категории состояния.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!