Урок русского языка в 7 классе
Щербакова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка ...
(Телега жизни)
Определите, какой частью речи является выделенное слово.
И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь .
(Медный всадник)
«Эй! Пошел, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин, тяжело ...»
(Бесы)
Урок русского языка по теме «Слова категории состояния»
7 класс
Цель урока: сформировать знания о словах категории состояния, их отличии от наречий.
Задачи:
образовательная: актуализировать знания по теме «Наречие», раскрыть основные черты слов категории состояния, научить отличать слова категории состояния от омонимичных им кратких форм прилагательных и наречий.
воспитательная: привить интерес к изучению родного слова, воспитать бережное отношение к русскому языку, приобщить учеников к нормам речевого этикета;
развивающая : развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности;
Виктор Владимирович
Виноградов
(1895-1969), русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).
Лев Владимирович
Щерба
(1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам.
Алгоритм определения слов категории состояния в предложении
- Найти односоставное предложение с главным членом в форме сказуемого.
- Определить, лексическое значение данного слова. Если оно обозначает душевное состояние, оценку состояния, состояние природы или физическое состояние человека, то это категория состояния.
Очень часто СКС можно встретить в художественных произведениях. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Но прежде чем самостоятельно попробуем найти в примерах СКС, мы послушаем отрывок из аудиокниги «Антоновские яблоки» И.А.Бунина. Его произведения всегда отличались особым лиризмом, слова и выражения автор подбирает таким образом, что мы, читая их, слышим запахи, звуки, ощущаем вкусы. Прослушайте отрывок, определите на слух СКС и подумайте, для чего автор использует эту часть речи, какова ее функция в художественном тексте.
Лингвистический анализ текста
Андрей Платонович Платонов
«Неизвестный цветок»
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Попробуйте подобрать СКС к картинкам!
Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние.
Найди СКС
1) Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему в окно… (Пушкин)
2) Было душно, жарко, шумно. Пахло борщом, подгорелым маслом (Коновалов)
3) Сейчас рокотание трактора показалось бы мне слаще самой светлой музыки. Но тихо было вокруг (Солоухин)
4) – Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где весело, – сказала Анна (Л. Толстой)
5) На дворе накрапывал дождь, было очень темно (Чехов)
6) У меня зимой в избушке сыро, холодно (Никитин)
7) Ах, няня, няня, я тоскую, / Мне тошно, милая моя… (Пушкин)
8) Стало горячо сердцу (А. Толстой)
9) Охота вам было ввязываться? (А. И. Куприн)
Проверочное тестирование
Укажите верное определение .
Категория состояния – это часть речи, которая обозначает:
А. проявляющийся во времени признак предмета по действию
Б. состояние природы, окружающей среды, человека
В. признак действия
Г. добавочное действие при основном
Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?
□ 1) причастие
□ 2) деепричастие
□ 3) наречие
□ 4) категория состояния
В каком примере выделенное слово является категорией состояния?
- Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.
- Ему было ВЕСЕЛО.
- Лицо его было ВЕСЕЛО.
- Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.
А теперь сыграем в игру . Я произношу слово, вам нужно добавить к нему слово категории состояния (одно или в сочетании с инфинитивом глагола), чтобы получилось безличное предложение. Можно использовать слова всех групп по значению:
мне...
моему соседу (соседке)…
в классе…
на улице…
сегодня...
на уроке...
на перемене...
на душе...
моим одноклассникам...
5. Цифровой диктант. Если в словосочетании или предложении вы слышите СКС, то ставите цифру 1, если в примерах нет СКС, то 0. Работа индивидуальная, один человек у доски.
1 – Мне грустно.
2 – Тихо льётся.
3 - Ночь светла и прекрасна.
4 – Легко на душе.
5 – Мерцают загадочно и таинственно.
6 – Воздух свеж и прохладен.
7 – Было весело и печально одновременно.
8 – Месяц величественно плывёт над землёй.
9 – Стало холодно
10 – Жизнь удивительна.
Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет - топаете.
1.СКС не изменяются.
2.СКС отвечают на вопрос что.
3.СКС является в предложении обстоятельством.
4.СКС употребляется в безличном предложении.
5.СКС обозначает предмет.
6.СКС является сказуемым.
Домашнее задание:
создайте свою лирическую зарисовку на тему «Поздняя осень», используйте для выражения своих чувств и впечатлений слова категории состояния.