СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова, называющие признаки предметов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык, 2 класс УМК «Начальная школа XXI века» Раздел. Как устроен наш язык. Тема. Слова, называющие признаки предметов. Тип урока. Урок введения нового знания Цель: – организация деятельности учащихся по наблюдению над словами-названиями признаков, развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.

Просмотр содержимого документа
«Слова, называющие признаки предметов.»

school5.at.ua


МБОУ ГИМНАЗИЯ № 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5 г. Усть-Лабинска муниципального образования

Усть-Лабинский район



352330, Россия, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, Красная, 309,

e-mail: [email protected], тел/факс: (86135) 5-23-25



















СЛОВА, НАЗЫВАЮЩИЕ

ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ





Разработку урока русского языка во 2 классе

подготовила учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 5 г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Панкратова Наталья Александровна

Русский язык, 2 класс

УМК «Начальная школа XXI века»


Раздел. Как устроен наш язык.

Тема. Слова, называющие признаки предметов.


Тип урока. Урок введения нового знания


Цель:

– организация деятельности учащихся по наблюдению над словами-названиями признаков, развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.


Задачи урока:

Воспитательные:

- учить детей пользоваться правилами работы в парах постоянного состава, планировать свою деятельность;

- ориентировать учащихся на мотивированную учебную деятельность;

- учить адекватно относиться к мнению партнера.

Развивающие:

- показать необходимость использования имен прилагательных в речи;

- создать условия для формулировки цели урока; организовать рефлексивную деятельность учащихся;

- развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.

Образовательные:

- познакомить с именами прилагательными и их существенными признаками;

- формировать умение у учащихся распознавать имена прилагательные в тексте и в речи;

- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного.


Оборудование: 1. Компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись музыкальной физкультминутки.

2. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / Под ред. С.В.Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(Слайд № 1)

Всем известно мы – способные ученики!
Любая тема нам по плечу,
С проблемой справимся любой –
Ведь мы – исследователи, друг мой!

- Сегодня мы будем исследователями на уроке русского языка.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение ставить учебные задачи

2. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.











Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.













Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.







Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


















IΙ. Актуализа-ция знаний и фиксирование индивидуаль-ных затруднений












Словарный диктант.

(Слайд № 2)

На слайде изображены рисунки животных: медведь, лиса, петух, корова, комар, заяц, сорока.

- Кого из этих животных можно встретить в русской народной сказке «Колобок»? А в сказке «Теремок»?

- Каких животных мы не назвали ни разу? В каких сказках их можно встретить?

- На какие группы можно разбить все слова, которые вы назвали, перечисляя изображенных на слайде животных? (1. Дикие и домашние животные. 2. Звери, птицы и насекомые. 3.Слова, состоящие из двух и трех слогов. 4. Слова с ударным первым и вторым слогом и т.д.)

- Назовите в каждом слове опасное место, там, где можно ошибиться. (На слайде появляются записи слов-названий животных)

- Рассмотрите внимательно картинки и запомните, кто здесь изображен.

Далее изображение закрываем, а дети по памяти записывают слова.

- В написанных словах поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного.

- Проверьте, все ли слова вы написали? (Дети осуществляют взаимопроверку, работая в парах)

- К каким словам можно подобрать проверочные?

- Какую работу мы сейчас выполняли? Для чего это нужно?


- На какой вопрос отвечают все записанные слова? (кто?)

- Как называются такие слова? (имена существительные)

- На какой еще вопрос отвечают имена существительные? (что?)

Игра «Цепочка»: Один ученик задает вопрос «кто?» или «что?», тот, на кого он укажет, подбирает подходящее к вопросу слово, затем сам задает вопрос кому-либо из класса и т.д.


Проблемный вопрос.

- Продолжим работу по учебнику. Обратимся к рубрике «Давай подумаем» и ответим на вопрос.

Дети читают в учебнике на стр.54: Серёжа сказал: «Ко всем словам можно задать вопрос «кто?» или «что?». Прав ли он? Докажите своё мнение. (Ответы детей)


III. Выявление места и причины затруднений












IV. Построение проекта выхода из затруднений









V. Реализация построенного проекта

Упр. 1, стр.54 формируется умение находить слова, которые не являются именами существительными.

- Какие имена существительные вам встретились в упражнении. Назовите их.

- Докажите, что это имена существительные.

- Какие слова вы выписали.

- Докажите, что эти слова не являются именами существительными.

- Какой вопрос можно задать к выписанным словам?

- Что называют эти слова? (какой предмет, каковы его признаки)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Слова, называющие признаки предметов)

(Слайд № 3)

- Составим план урока.


План (примерный).

1. Познакомиться со словами, называющими признаки предметов.

2. Ставить вопросы к этим словам.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Физкультминутка. Музыкальная разминка

(Слайд № 4)


Проблемная ситуация.

Работа по заданиям в учебнике: упр.2, стр.54. В малых группах (по четыре человека) дети читают пары слов и задают вопрос от имени существительного).

- Что называют слова, к которым вы задавали вопросы – предмет или его признак?

- Назовите признаки предметов, которые вас окружают.

Осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?

Открытие новых знаний.

Формируется умение устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов и ставить к ним вопросы.

(Слайд № 5)

- Прочтите на слайде тексты и сравните их.
- Первый текст:
Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
- Второй текст:
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
- Что заметили?
- О чём первый текст? О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Докажите.

- Какие слова появились во втором тексте? Что они называют?

- С какими словами они связаны?

- На какие вопросы отвечают?
- Что же отличает первый текст от второго? (второй текст ярче, красивее).

Вывод. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

- Кто знает, как называются слова, которые обозначают признак предмета?

- Давайте узнаем это, обратившись к учебнику. (Дети читают определение в рубрике «Разгадываем тайны языка»)


- Наш урок мы назвали «Слова, называющие признаки предметов». Как теперь можно назвать урок иначе? (Имя прилагательное).


- Итак, с какими группами слов мы работаем на этом уроке? (С именами существительными и менами прилагательными)

- Что называет имя прилагательное?

- Как имя прилагательное связано с именем существительным?

- На какие вопросы отвечает?

- Какую работу мы сейчас выполнили? Для чего это нам нужно?


VI. Первичное закрепление






















VII. Самостоя-тельная работа с самопроверкой

1. Работа по учебнику.

Упр. 3, стр. 55 – развивается умение ставить вопросы к именам прилагательным. Дети это упражнение выполняют самостоятельно в парах.

Вопросы к одному из учеников класса (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе составить, правильно записать предложения?

– Ты записал предложения сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.


2. Работа под руководством учителя.

– Я буду называть слова, а вы догадайтесь, о каком предмете идёт речь.

Круглый, полосатый, сладкий, красный (арбуз).

Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая (дорога).

– Почему легко было узнать предмет? (Много слов-подсказок, описывающих эти предметы.)

– Какие признаки могут называть слова, характеризующие предметы? (Цвет, форма, вкус, размер, качество.)

– На какой вопрос они отвечают? (какой? какая? ...)


3. Работа по учебнику.

Упр. 4, стр.55 – формируется умение задавать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


VIII. Рефлексия учебной деятельности


– Проверьте, как вы усвоили новые знания и умения, открытые на уроке. Работая в парах, задайте друг другу по одному вопросу об имени прилагательном и получите ответ на него.

- Поднимите руку, кто ответил правильно.

- Скажите, что называют имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Что можно описать с помощью имён прилагательных?

–Молодцы! Вы поняли и усвоили новый материал.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


IX. Домашнее задание


Выполните одно из заданий:

  1. Тетрадь «Дружим с русским языком» № 2. Стр.22, упр.4 (Вспомните, какого цвета эти растения, и ответьте на вопросы)

  2. Тетрадь «Дружим с русским языком» № 2. Стр.23, упр.5 (В названиях сказок найдите имена прилагательные и подчеркните их красным карандашом).



3