СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слова обозначающие предмет, действие и признак

Категория: Русский язык
Тема: Слово 18

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит детей со словами обозначающими предмет, действие и признак. Нахождение этих слов в речи.

Просмотр содержимого документа
«Слова обозначающие предмет, действие и признак»

19.03.2018г. Конспект урока русского языка

Тема: «Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов

деятельности. Урок с использованием технологии развития критического мышления.

Цель : 1) познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов,

действий предметов; развивать речь;

2) формировать умения находить в речи названия предметов, признаков

предметов, действий предметов.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся:

- Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

- Хочу пожелать вам старания и терпения в вашей работе!


Мотивация

- К нам на урок пришла гостья. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку: Слайд 2

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

- Кто эта гостья?

- Правильно, это весна. Это замечательное время года. Весна всегда представляется молодой девушкой, с длинной косой, румяной, в длинном красивом сарафане с цветами. Так как весна – это символ молодости, расцвета. Солнышко пригреет, и всё вокруг оживёт, зазеленеет, расцветёт.


2.Минутка чистописания. Слайд 3.

- Минутка чистописания. Откройте тетради и пропишите буквы, которые у вас написаны.

Затем число, классная работа. А на следующей строке слова: весна, вода, ветер.

- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями.

- И вот её первый друг:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

- Правильно, дерево.

- Ребята, обратите внимание, какое дерево у нас сейчас, и потом посмотрим, какое оно станет концу урока.

- Представим наше дерево в виде схемы – кластера, который мы будем заполнять во время своей работы.

- Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о речи, предложении и поиграем

в игру «Закончи предложение»: Слайд 4. (кластер)

Речь – это… - средство общения между людьми

Речь бывает… - устная и письменная

Речь состоит из… - предложений

Предложение содержит… - законченную мысль

Предложение состоит из… - слов


3. Актуализация знаний.

-Ребята, встречайте следующих друзей: Слайд 5.

По тонкой нитке ручейка сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок раскрылся раньше всех. (Подснежник)

- Почему эти цветы так называются? (Это весенний цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.)

Когда тепла так для цветенья мало, Слайд 6.
Когда снега не полностью сошли,
Пробив заснеженное покрывало,
Подснежники неярко зацвели.

- Составьте предложение о подснежнике, используя слова, на экране. Слайд 7.

Расцвёл первый весенний подснежник.

- О чем говорится в предложении? (О подснежнике)

- Задайте вопрос к слову подснежник. Что обозначает это слово?

- Какие слова описывают подснежник?

- На какой вопрос отвечают слова первый, весенний? Что обозначают эти слова?

-Что мы можем сказать о слове - расцвёл? На какой вопрос отвечает это слово?

Что оно обозначает?


4. Постановка учебной задачи.

На какие три группы можно разделить эти слова?

- Значит, о каких словах мы сегодня будем говорить?

- Правильно, сегодня мы поговорим о словах, обозначающих предметы, признаки и действия предметов и задумаемся над их ролью в нашей речи.


5. «Открытие» нового знания.

- С приходом весны не только цветы распускаются, но и прилетают птицы.

На доске записаны слова, прочитайте их.

Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, тюльпаны, жаворонки. Слайд 8.

На какие группы можно разделить слова?

(Названия птиц: скворцы, грачи, жаворонки.

Названия цветов: ландыши, одуванчики, тюльпаны.)

- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (кто?) Почему?

- А в правом столбике? (что?) Почему?

- Что они обозначают? (предметы)

- Слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? Называют предметы и явления.

- Ребята, обратимся к нашему дереву-схеме-кластеру. На нем появилась первая запись - вопросы кто? что? Слайд 9.

- А теперь запишем эти слова в два столбика.

Записывают слова:

Кто? Что?

Скворцы ландыши

грачи одуванчики

жаворонки тюльпаны


6. Беседа. Слайд 10.

- Ландыши, подснежники, тюльпаны являются первоцветами. Многие первоцветы сегодня стали редкими. Они записаны в Красную книгу. Недаром говорится: “Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

- Так давайте же не будем срывать цветы, ловить бабочек. Пусть они цветут, летают и радуют нас.


7. Физкультминутка. (по тренажёру на потолке)

- Весной вместе с цветами просыпаются и бабочки. Сейчас мы проведём физкультминутку «Бабочка».

Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела, и к цветочкам полетела.


8. Продолжение изучения нового материала.

- Чтобы подчеркнуть красоту природы, какие слова мы можем использовать в описании?

- Для ответа на этот вопрос выполним следующую работу в парах.

- Перед вами предложения с текста. Слайд 11.

- Вставьте в текст пропущенные слова.

Светит…. солнышко. Журчит … ручеёк. Капает … капель. Появляется …травка.

(яркое, зелёная, говорливый, звонкая)

- Какие предложения получились? Слайд 12.

- На какие вопросы отвечают слова, вставленные в предложения? Что они обозначают?

- Такие слова называют признаки предметов и явлений.

- Продолжим заполнять дерево- кластер. Слайд 13.

- А сейчас запишите полученные предложения.

- Давайте вспомним, как пишутся слова в предложении? (отдельно)

- Что ещё необходимо помнить при написании предложения?

- Какие слова в наших предложениях остались без внимания?

( светит, журчит, капает, появляется)

- На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают?

- Эти слова называют действия предметов и явлений.

- На нашем дереве появились новые листики-вопросы. Слайд 14.

9.Закрепление изученного.

Работа в тетради с печатной основой. С.5

III. Итог урока.

- Ребята, посмотрите на наше дерево-кластер. Как изменилось наше дерево?

- Так с какими словами мы познакомились сегодня на уроке?

- На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что они обозначают.

- На какие вопросы отвечают глаголы? Что они обозначают?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!