Тема. Слова, обозначающие признак предмета
Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета Формировать умение выделять в речи слова-признаки. Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам.
Ход з а н я т и я .
Вводная часть
Кинезиологические упражнения (Колечки. Цветок.)
II. Основная часть
2.1 Повторение материала предыдущих занятий.
Учитель . Отгадайте загадки, поставьте вопросы к отгадкам и словам в загадках, объясните, что обозначает каждое слово.
Летит, жужжит — ... . Мычит, жует — ... . Скачет, ржет — ... . Лакает, мяукает—... . Сторожит, лает — ... . Плавает, молчит — . . . . Блеет, жует — . . . . Хрюкает, чавкает — . . . .
2.2 Фомирование новых умений и навыков
Работа со словами, обозначающими признак предмета.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть огурец, репу, яблоко. Поочередно указывая на огурец, репу, яблоко, спрашивает их:
К а к о й по форме, ц в е т у , на вкус? (Овальный, зеленый, вкусный.)
К а к а я по форме, цвету, на вкус? (Круглая, желтая, вкусная.)
К а к о е по форме, цвету, на вкус? (Круглое, красное, вкусное.)
Учитель следит за правильным проговариванием окончаний имен прилагательных.
Вы назвали много слов, и все они обозначают признак предмета, а теперь повторите слова-признаки, подходящие к словам огурец, репа, яблоко. Вспомните, какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальный, зеленый, круглое, красное.
1) Поставьте вопросы к словам зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное. (Поочередно спрашивает каждого ученика.)
2.) К словам-предметам ландыш, березка, настроение подберите подходящие по смыслу слова-признаки.
3) Подумайте и ответьте, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: к а к о й ? к а к а я ? какое?
Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.
Из услышанного ряда слов назовите только те, которые обозначают признаки предмета: смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш, вышивает, умелый, помогает, младший, строит, послушный.
2.3 Этап самостоятельной работы Прочитайте стихотворение В. Берестова. Выпишите слова- признаки, говорящие о характере человека. Скажите, положительные эти черты характера или отрицательные.
...Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха.
Учитель Объясните выражение берегись подвоха.
3. заключительная часть
С какими новыми словами вы познакомились? Что вы о них узнал