Урок русского языка
в 6 классе
"Слова
с полногласными и неполногласными
сочетаниями"
«Найди пару»
прокачусь
кормить
готовлюсь
ездить
таскать
осмотреть
кормлю
мрачный
готовиться
тащит
извещать
осматривать
блестеть
езжу
мрак
весть
прокатился
блистать
Проверка пары слов с чередованием
Та ск ать - та щ ит
Прока ч усь - прока т ился
Кор м ить - кор мл ю
Гото вл юсь - гото в иться
Ез д ить - ез ж у
Мра ч ный - мра к
Осм о треть - осм а тривать
Изве щ ать - ве ст ь
Бл е стеть - бл и стать
Чем отличаются слова?
Влачить
Гражданин
Град
(буквосочетаниями в корне и сферой употребления)
Златой
Брег
Исторические изменения в языке
Старославянский язык
(здравие)
Восточно-славянский (здоровье)
Южно-славянский (здравие)
Западно-славянский (здро́вие)
Слова по происхождению
Заимствованные (старославянизмы)
Исконно русские
Здравие
Здоровье
Древо
Дерево
Глава
Голова
Плен
Полон
Назовите слова с полногласием
Слова по происхождению
Заимствованные (старославянизмы)
Исконно русские
Зд ра вие
Зд оро вье
Д ре во
Д ере во
Г ла ва
Г оло ва
П ле н
П оло н
Составьте модель фрейма «Полногласие - неполногласие»
Обозначьте морфемы в словах и выделите чередующиеся сочетания звуков:
Сторона – страна
сторож – страж
заголовок – заглавие
питать молоком – млекопитающее
привередливый – вредный
поворот – возврат
бережливый – небрежный
Различаются ли эти слова по значению и употреблению?
Какие из орфограмм можно объяснить чередованием полногласных и неполногласных сочетаний?
Замените вышедшие из употребления исконно русские слова заимствованиями из старославянского языка, привычными для употребления:
- веремя веред ворог хоробрый солодкий сором
- веремя
- веред
- ворог
- хоробрый
- солодкий
- сором
время
вред
враг
храбрый
сладкий
срам
10
Вставьте пропущенные буквы:
Охл_ждать, х_л_дильник, г_р_да, огр_ждать, гр_жданин, зд_р_вье, др_весина, поздр_вление, заг_р_дить, др_гоценный, д_р_гой, огл_вление
Сформулируйте правило правописания гласных а, о, е в данных словах
Придумайте и запишите предложения с данными фразеологическими оборотами
кладезь мудрости, глас вопиющего в пустыне, на страже границ, прохладительный напиток, драгоценный дар, врата в рай, кратчайший путь.
Подберите к этим словам соответствия с полногласием.
Найдите соответствия
Я Лилу слушал у клавира
Здесь будет город заложен
Ее прелестный томный глас
Назло надменному соседу.
Волшебной грустью нежит нас…
Прошло сто лет, и юный град,
И я сказал певице милой:
Полнощных стран краса и диво,
«Волшебный голос твой унылый»
Из тьмы лесов, из топи блат
(«Слово милой»)
Вознесся пышно, горделиво…
(«Медный всадник»)
Найдите соответствия
На берегу пустынных волн
У Лукоморья дуб зеленый
Стоял он дум великих полн…
Златая цепь на дубе том…
Поутру над её брегами
(«Руслан и Людмила»)
Теснился кучами народ.
(«Медный всадник»)
Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Отгадайте загадку
Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.
Назовите слова с полногласными сочетаниями в корне, подберите к ним соответствия с неполногласием.
Подведем итоги урока
«Старославянский язык»
Закончите фразы:
- Сочетаниями в корне -оро-, -оло-, -ере- называются...
- Если в корне есть сочетания ..., ..., ..., ..., они называются неполногласными.
- Слова глас и голос – братья, потому что...
- В слове охл..дить в корне надо писать гласный ..., так как...
- Приметой старославянизмов являются …..сочетания, а приметой исконно русских слов являются….. сочетания.
- Слова брат, трава не имеют неполногласия, так как…
Отчего, обжигая горло, Разбирая часами подряд Сочетания «оло»и «оро» - «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? «Человек некий име два сына…» Я прислушиваюсь к словам. Открывается в них Россия, Легендарная быль славян… Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твёрдо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык!
Сергей Крыжановский
Спасибо за внимание!
Всем желаем здоровья!