СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словари - наши друзья и помощники !

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать и на уроках русского языка и на внеурочных мероприятиях .

Просмотр содержимого документа
«Словари - наши друзья и помощники !»

Внеклассное мероприятие

«День словарей»


Эпиграф:

Словарь — это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.

Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков. Подумайте, что все собранные вместе слова — дело плоти, крови и души человечества.

Анатоль Франс

Ход мероприятия

Ведущий1 - Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?

Ученики С.Я.Маршака «Словарь»:

1.Усердней с каждым днём смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз зайдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.


2.На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Век заживать чужой.


3.В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.


Ведущий 2:

Итак, ребята, мы хотим рассказать о том , что праздник – День словарей и энциклопедий отмечается в нашей стране в день рождения В.И.Даля - 22 ноября.

Отмечается он во всех учебных заведениях, библиотеках, музеях, культурных центрах, книжных магазинах . Наша школа не исключение.

Е сть праздник слов, когда они, лучась,

Исторгнут семицветное свеченье.

Их достигают люди в светлый час,

Огромный смысл их — высшее значение.


Сценка

На сцене появляется Денис со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ярослав и Дилия с тетрадками в руках.


Ярослав: Денис, привет! Что это ты так нагрузился?

Денис: Да по русскому языку задание дали– написать творческую работу о словаре Даля.

Ярослав: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости, кладезь мудрости»?

Денис: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Дилия: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Денис: Странно… Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ярослав (открывает тетрадь): В толковом словаре В.И Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы.

Дилия: И у меня то же самое. Только я еще написала, что ко многим словам автор в качестве примеров подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (печь, огонь, дым).

Ярослав: Вот и все. Что тут сложного? Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.

Денис: Говоришь, как кошка с котятами? А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что по-вашему, оно означает?

Ярослав (смеется): Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!

Наташа: Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Денис: А все-таки?

Ярослав (растягивает слова): Кошка – это домашнее животное.

Денис: И только?

Дилия: А что же еще?

Денис: А ведь Владимир Иванович Даль дает девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который весят на поясе. И еще клетка с несколькими хвостами, рыбачий сачок, растение.

Ярослав (задумчиво): Да… А что там еще про кошку?

Денис: Пословицы. «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка свое лукошко».

Дилия (тоже заглядывает в книгу): Тут и загадка про кошку есть: «Две кувырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ярослав (присоединяется к ним): А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко?» Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Денис и Дилия (вместе): Три!

Дилия (Ире): Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдем – давай лучше работу

переписывать.

Ярослав: Денис ,Дилия , а что мы знаем о словарях?


Ведущий1: Я приглашаю вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка. Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Ребята! А какие словари русского языка вам известны? К каким из них мы обращаемся чаще всего? В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Ведущий 2: Сегодня некоторые Словари тоже пожаловали к нам в гости. А вот какие, вы должны отгадать.

Загадка 1.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами..

(ответ: толковый словарь)

Я словарь толковый, я объясняю значения слов. Впервые я появился на свет в XIII веке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В XVI-XVII веках создавались рукописные словари, которые назывались “Азбуковниками”, Алфавитами”, а позднее - “Лексиконами

Раскрываю тайны слов.

Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Попробуйте отгадать слова .

1 Высокий колючий кустарник или дерево со съедобными кисловатыми ягодами жёлтого или оранжевого цвета. (Облепиха)

2.Пятый самый маленький палец руки. (Мизинец)

3 Металлический денежный знак. (Монета)

4 Небольшой ресторан, где подают кофе, чай, закуски. (Кафе)

5 Сооружение, на котором качаются для забавы.(Качели)

6 Вращающаяся

модель земного шара. (Глобус).

7 Сильный проливной дождь. (Ливень)

8 Старинная медная монета достоинством в четверть копейки. (Полушка)

9 Цитрусовое дерево с крупными сочными плодами жёлтого цвета, имеющими

кислый вкус. (Лимон)

(Тому, кто первый правильно ответил жетон( медаль)



Я, толковый словарь, всегда к вашим услугам!







Загадка 2.

Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки.

(ответ: фразеологический словарь).

Выходит фразеологический словарь.

Я – фразеологический словарь, во мне даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.

На мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

Что это значить?

Бить баклуши – бездельничать или заниматься пустяками.

Это выражение с тех давних времён, когда простые люди ели деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части – рубить чурки для будущих ложек. Эти – то чурки и назывались баклуши, и дело это считалось лёгким по сравнению с изготовлением самих ложек. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши. «Пора нам делом заниматься, довольно тебе баклуши бить».

Засучив рукава (работать) – трудиться усердно и много, не жалея сил. В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывали кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава работать удобнее, а значит сделать можно больше и лучше. Отсюда понятно выражение – антоним «спустя рукава» что-то делать, т.е. плохо, кое – как работать или учиться.

«В прошлом году мы решили вырастить на пришкольном участке богатый урожай тыквы. Все ребята работали засучив рукава».

Рук не покладая – трудиться старательно, не преставая.

Так работал Иванушка, торопясь к сроку построить летучий корабль.

«Иван за дело принялся: три дня и три ночи рук не покладал, глаз не смыкал».

Почему мы так говорим о труде без отдыха? Подумаем, ведь если бы Иванушка остановился, присел передохнуть, то что бы он сделал с руками? Он положил бы их на колени, и они отдохнули бы. Но он работал без отдыха, а значит рук не покладал.

Сложа руки – ничего не делать.

Если всё время сидеть сложа руки, то много ли сделаешь? А вот если не сидеть сложа руки можно переделать много дел, принести большую пользу и получить заслуженную похвалу.

«Петя весь день просидел сложа руки, а к вечеру сильно заскучал и загрустил».

2 конкурс. 1 конкурс. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят …

- о кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- о чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- о человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.

- о том, кто (что) Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:

- усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);

- много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);

- мало (кот наплакал, всего ничего)

3 конкурс. Подберите синонимичные фразеологизмы:

- кот наплакал – (с гулькин нос)

- как сельдей в бочке – (яблоку негде упасть)

- во весь дух – (на всех парусах)

- рукой подать – (в двух шагах)

А теперь следующая загадка

Загадка 3

Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды , неудач,

Догадались? Это …

Я –антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь… Входит словарь антонимов

Я словарь антонимов, составленный Михаилом Ростиславовичем Львовым. Антонимы- слова с противоположными значениями. В этом словаре их более двух тысяч пар.

Словарь антонимов:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь ___________

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты ___________

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай _____________.

А теперь загадка 4


Загадка 4

Теперь  попрошу вас выполнить мои задания: на загадку дай отгадку.

1.     Я – синоним осьминога,

А без с – в метле нас много.

(Спрут.)  

 

2.     Я –то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я …… (тайфун).

3.     Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все … (антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим … (передышку).

После урока непременно

Нужна ребята …. (перемена). Появляется словарь синонимов.

Словарь синонимов. Слова, которые живут  во мне, обогащают  речь, делают ее ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из рядя других, близких по значению. Словарь же ребят часто беден. Особенно режет слух посторенние слова «сказал». А между тем язык очень богат глаголами речи (около 200 слов) : говорить, излагать, промолвить, обсудить, подтвердить, повторить, и т.д.

Загадка 8.

И среди своих законных
Слов, в отечестве рождённых,
Есть под властью Словаря
Много слов иноплемённых.
Много слов родили греки.
К нам от них в далёком веке
Математика пришла,
С ней грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей.
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт. (Я.Козловский)


-О каком словаре эти строки?

(ответ: этимологический словарь)

Я- Этимологический словарь. Позволяю узнать, где родилось слово и откуда пришло в русский язык. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – «истина»).

Примеры этимологии слова:

Земля – третья от Солнца планета, мы на ней живём. Землёй также называют сушу и почву. Слово родилось в древнем языке от слова зем, что и значило «земля».

Хулиган

Слово хулиган — английского происхождения. По одной из версий, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.

Сланцы

В Советском Союзе известным производителем резиновых шлёпанцев был завод «Полимер» в городе Сланцы Ленинградской области. Многие покупатели полагали, что выдавленное на подошвах слово «Сланцы» это название обуви. Далее слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова «шлёпанцы».

Апельсин

До XVI века европейцы вообще никакого понятия об апельсинах не имели. Русские — тем более. У нас ведь апельсины не растут! А потом португальские мореплаватели завезли из Китая эти оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. По-голландски «яблоко» — appel, а «китайский» — sien. Заимствованное из голландского языка слово appelsien, является переводом французского словосочетания Pomme de Chine — «яблоко из Китая».

Ведущий1: Спасибо Вам, Словари, за своё представление. Присаживайтесь к нашим ребятам, пообщайтесь, на мои загадки дайте, пожалуйста, отгадки.

Эрудиты.

  • Кто под проливным дождём не намочит волосы? (лысый)

  • Как удвоить количество ваших денег? (посмотреть на них в зеркало)

  • Что самое первое мы делаем утром (проеыпаемся)

  • Какой человек может одной рукой остановить мчащийся автомобиль? (инспектор ГИБДД)

  • Почему ковбои ездят на лошадях? (потому что лошадь тяжёлая, чтобы её нести)

  • В какой школе вас сначала выкидывают, а потом дают диплом о её окончании? парашютной)

  • Какие слова не любил Вини-Пух? (длинные)

  • Яйцо плывёт вниз по Волге. Откуда оно начало свой путь? (из курицы)

  • Что общего у рыб и болтунов? (без конца разевают рот)

  • Как проще добиться того, чтобы ваши капиталы выросш?(положить их под увеличительное стекло)

  • Кто работает спустя рукава? (пожарники)

  • Что такое показуха? (иосещение врача ухо-горло-нос)




Школьный толковый словарик

  • Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Азбука)

  • Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

  • Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторно го прохождения программы. (Второгодник)

  • Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. (Глобус)

  • Постоянно неуспевающий ученик. (Двоечник)

  • Самая низкая школьная учебная отметка. (Единица)



  • Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности

каждого ученика. (Журнал)

  • Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

  • Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять. (Интерес)

  • Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

  • Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

  • Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

  • Один из принципов обучения, основанный на показе. (Наглядность)

  • Принятая в учебной системе оценка знаний. (Отметка)

  • Коробка для ручек, карандашей. (Пенал)

  • График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности

проведения уроков. (Расписание)

  • Вид письменной школьной работы — изложение своих

мыслей на заданную тему. (Сочинение)

  • Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

  • Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету. (Урок)

  • Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения, общие закономерности явлений природы. (Физика)


  1. Фразеологическая дуэль

Ребятам предлагается вспомнить фразеологические выражения, связанные с понятиями уши, глаза.

«Уши». «В одно ухо влетело — в другое вылетело»; «пропускать мимо ушей»; «держать ушки на макушке»; «и у стен есть уши»; «медведь на ухо наступил»; «ухо режет»; «лапшу на уши вешать»; «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; «не видать как своих ушей»; «туговат на ухо»; «хлопать ушами»; «уплетать так, что за ушами трещит»; «уши вянут»; «увяз по уши».

«Глазаж «Глаза разбегаются»; «глаз наметан»; «глаза разгорелись»; «раскрыть на что-либо глаза»; «строить глазки»; «стрелять глазами»; «вырасти в глазах»; «глаза на лоб лезут»; «глаза на мокром месте»; «пустить пыль в глаза»; «идти куда глаза глядят»; «с глаз долой»; «сказать в глаза»; «мозолить глаза»; «смотреть правде в глаза»; «смерить глазами»; «не моргнув глазом».

  1. Необычный вернисаж

Демонстрируются слайды, по которым необходимо восстановить и назвать фразеологизм: филькина грамота, заблудиться в трех соснах, сидеть между двумя стульями, орлиный взгляд, льет как из ведра, как рыба в воде, как с гуся вода, мало каши съел, с высоты птичьего полета.

  1. Хотите - верьте, хотите - нет



Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений:

    • Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»? (Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках)

    • Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за словом «бумага»? (Нет, слово «бумажник» пришло в русский язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных и хлопчатобумажных тканей, а позднее этим словом стали обо­значать бумагу писчую)

    • Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум»)

    • Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьной тематикой? (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца - значит прочитать ее от доски до доски)

    • Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил? (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением)

    • Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок» восходит к тем временам, когда требовали так превосходно затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов? (Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать назубок буквально означало получать необходимые знания с по мощью собственного зуба)

    • Верите ли вы, что слово «каникулы» для немцев, англичан и французов в буквальном выражении означает «собачья жара»? (Да. Можно утверждать, что слово «каникулы» имеет звездное происхождение. Латинское название звезды Сириус — Каникула. Эта звезда находится в созвездии Пса, а пес по-латински— «канис». Солнце в созвездии Пса пребывает с 22 июля по 23 августа. В это время в Риме стояла сильная жара и все школьники вынуждены были прерывать занятия. Считалось, что эта нестерпимая жара происходит не от Солнца, а от звезды Сириус, поэтому о ней говорили не просто жара, а «собачья жара», т.е. «каникулы»)

    • Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья, пеленка»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочокбумаги. А жители других цивилизованных стран соотносят шпаргалку, принесенную на урок или экзамен, с грязной детской пеленкой)

    • Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок? (Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова — «балбес»)

    • Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет, конечно. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом)




Ведущий 1:

Вот и подходит к концу наше мероприятие знакомства со словарями. Хочется верить, ребята, что знакомство состоялось и оно перерастёт в крепкую дружбу. Пользуйтесь словарями русского языка, они помогут сделать вашу речь богатой, выразительной, меткой.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянуться словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

(Я. Козловский).


Словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведём дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания. они ждут нас на полках школьной библиотеки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!