Сельская малокомплектная школа, в которой я работаю, по сравнению с городскими, имеет ряд объективных особенностей. Это отсутствие параллелей, наполняемость в классах до 5 человек. 80 % детей – жители, с детства говорящие на диалектном языке. Они испытывают особые трудности в усвоении понятийной лексики при отсутствии соответствий в родном языке. Школьная и сельская библиотеки очень бедны, основной их фонд устаревает. Словарей и другой справочной литературы недостаточно Низка техническая оснащённость. Вместе с этим к особенностям можно отнести наличие единого школьного разновозрастного коллектива. Так как большинство детей знакомы и общаются почти с рождения, во внеклассной работе не возникает проблем со взаимодействием учащихся разных классов.
В этих условиях моя задача как учителя состояла в том, чтобы заинтересовать и вовлечь в работу по составлению школьного словаря исторической и обшественно-политической лексики как можно большее количество учащихся, разжечь дух соревновательности и продумать условия работы.
Каковы же виды словарной работы мы можем устроить на уроке?
Задание на соответствие используется мною практически на каждом уроке истории и обществознания. Его можно выполнять как у доски, так и письменно. Например, при изучении темы «Первый русский царь Иван IV Грозный» (8 класс) оно имеет следующий вид:
Царь собрание представителей всех русских земель.
Земский собор воины царской армии.
Судебник правитель России.
Церковный собор новый сборник законов, принятый при Иване Грозном.
Стрельцы собрание высшего духовенства России.
Словарный диктант чаще всего применяю при повторении пройденного материала, либо при изучении темы с большим количеством важных терминов. Работа выполняется следующим образом: учитель читает определение, а учащиеся в тетрадях записывают слово, которое ему соответствует. Например, закончив изучение тем, посвященных эпохе Александра II (8 класс), ученикам дается такой словарный диктант:
Царский указ… (манифест).
Участок земли для крестьян помещичьих угодий… (надел).
Общее собрание крестьян одного сельского общества… (сельский сход).
Крестьянин, не выкупивший свой земельный надел у помещика… (временнообязанный крестьянин).
Руководитель сельского общества… (сельский староста).
Объединение нескольких сельских обществ… (волость).
Чиновник, назначаемый Сенатом для контроля за проведением крестьянской реформы… (мировой посредник).
Судебное разбирательство с участием представителей от всех сословий… (суд присяжных).
Уездные и губернские собрания представителей от всех сословий… (земские собрания).
Игра «Историческая азбука» больше подходит для повторения пройденного раздела. Я называю букву, а ребята должны назвать как можно больше словарных слов, которые с нее начинаются. Например, при закреплении знаний учащихся по разделу «Распад Киевской Руси» (7 класс), им предлагаются следующие буквы:
К – князь, княжество, Киев, купцы и др.
С – собор, скань, совет и др.
Расшифруйте анаграммы. Данное задание является сложным, однако вызывает у учеников большой интерес. Ребятам нужно поменять местами буквы, чтобы получилось словарное слово. Тема «Крещение Руси при князе Владимире» (7 класс):
Лирегия – религия.
Щениекре – крещение.
Тсерк – крест.
Свяникщен – священник.
Литвамо – молитва.
Вставь пропущенные буквы. При повторении раздела «Россия в начале XX века» (9 класс) учащимся раздаются карточки, в которых записаны словарные слова с пропущенными буквами, которые им нужно вставить. Затем они записывают получившиеся слова в тетради.
Г.ар.ия, .рейсе., д.м.к.атия, соци….м, ….ция, бар.ика.., п.р.и., кон…туц.., кри..с, ф…т
Задание к темам «Понятие уголовного права», «Преступление. Наиболее опасные преступления» (обществознание 9 класс). Ученикам раздаются индивидуальные карточки. Им нужно, прочитав определение, записать в тетради слово, которое ему соответствует:
а) совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества - ……… (уголовное право)
б) мера государственного принуждения, назначаемая по суду - ………. (наказание)
в) общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания - ……………….. (преступление)
г) могут состоять в нанесении ударов руками, какими-либо предметами, в пинках и т.д. - ……………… (побои)
д) причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями - …………………. (истязание)

Кроссворд к теме «Таштагол сегодня (часть 2)» (история родного края 7 класс). В вопросах даны определения словарных слов. Ученикам нужно записать в кроссворд эти слова.



