Выполнила Шпилева С.И. , учитель начальных классов
- Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно подвести под известные учащимся правила. Поэтому из урока в урок при написании таких слов дети допускают очень много ошибок.
- Научить писать эти слова грамотно – одна из задач, стоящих перед учителем.
- Все словарно-орфографические упражнения можно разделить на три группы с точки зрения цели работы над словом:
- 1 группа – упражнения направленные на изучение правописания трудных слов .
- 2 группа – для закрепления правописания слов (предупреждения возможных ошибок)
- 3 группа – контрольные упражнения, имеющие цель проверки и оценки правильности написания «трудных» слов.
- При знакомстве со словом должно быть осмыслено его значение, привлечена слуховая память, потом зрительная и, наконец, моторная память.
- Чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается.
- Чтобы эти этапы усвоения были более эффективны, приходится использовать разнообразные приёмы и методы работы.
Создание игровой ситуации
Игра способствует активизации процесса обучения.
- Такая ситуация может быть создана путем внедрения в учебный процесс загадок.
- Загадки оживляют урок, расширяют кругозор учащихся, их творческое воображение, образное мышление, приучают к наблюдательности. Учат рассуждать.
Кланяется, кланяется,
Придёт домой растянется. (топ о р)
Без рук, без ног,
А под окном стучится,
В дом просится. (вет е р)
Ручка есть, а не грабли.
Землю роет, а не плуг.
(л о пата)
Приемы работы с загадкой
- Когда загадка отгадана, следует спросить, по каким признакам догадались, что это за слово.
- Слово проговаривается хором, выделяется ударный и безударный слог.
- Ученики знакомятся с его правильным написанием, записывают его в тетрадь, ставят ударение, выделяют орфограмму.
- Составляют с данным словом предложение или словосочетание.
- Эффективной эта работа будет тогда, когда ученики не только отгадывают загадки, но и составляют их самостоятельно
Быстрый, но не конь.
Мягкий, но не вата.
Трусливый, но не мышь .
(за я ц)
Картинный словарь
- Привлекает внимание учащихся, оживляет работу, облегчает запоминание слов.
- Эту работу дополняют слова на отдельных карточках со знаком ударения и с выделенной орфограммой – помогающие запоминать их написание.
/
к о рова
/
за я ц
Игра «Волшебные яблоки»
К…ПУСТА М…РКОВЬ
...ГУРЕЦ К…РТОФЕЛЬ
П…М...ДОР
О
О
А
Я
И
А
Я
О
Эта яблоня необычная. Сорвать яблоко может тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово
Игра «Собери слово»
- Слово спряталось и ждет: «Кто его быстрей найдёт?»
нал
ран
у
ник
пе
че
даш
ка
Помоги сказочным героям собрать яблоки, чтобы получились слова.
«Узнай слово»
КРНДШ
ПНЛ
ГРХ
МДВДЬ
ПМДР
К А Р А НДАШ
П Е НАЛ
Г О Р О Х
М Е ДВЕДЬ
П О М И ДОР
Кроссворды и ребусы
М о сква
У
ул и ца
д
о
р
о
г
гор о д
Кроссворд №1
по горизонтали:
по вертикали:
3
1
2
г
м
к
о
о
2
а
о
г
д
р
р
р
р
1
о
а
к
т
с
у
п
а
1
1
2
3
2
х
о
о
в
ф
е
ь
л
ь
Упражнения с элементами логического анализа
- Способствуют не только усвоению словарных слов, но и развитию умения точно употреблять их в речи.
1 . Замени данные словосочетания одним словом:
- шестой день недели (су бб ота)
- перемещение воздушных масс (вет е р)
- крупный населенный пункт (гор о д)
- главный город в стране (ст о лица)
- жители страны (н а род)
2.Подбери подходящие словарные слова, запиши словосочетания:
Жареный (к а ртофель) солёный ( о гурец) тракторный (з а вод), вкусный (п о м и дор) , восточный (вет е р) , зелёное (ябл о к о ) .
3.Определи закономерность и узнай новое слово:
М..газин –прод..вец, б..льница – врач, т..атр -..ктёр, космический к..рабль -…?
4.Составь слово по начальным буквам:
УТКА ЧАЙНИК ЕЛЬ НИТКИ ИГЛА КОТ
(УЧ Е НИК)
1
Упражнения с синонимами и антонимами
- подбери антонимы из словаря
Белый – (чёрный), юг – (север) , запад – (восток), грустно – (весело) , плохо – (хорошо) .
Холод – (мороз), труд – (работа), дети – (ребята), друг –(товарищ), машина – (автомобиль).
Упражнения грамматико-семантического характера :
- найди однокоренные слова, выдели корень :
1. Вот и лето подоспело – земляника покраснела. 2. Земляника, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
- образуй от данных слов имена прилагательные:
Сахар - …., восток - ……., комната - ……, морковь - ……., герой - ….. .
- выпиши из словаря 5 имен существительных 1 склонения
Упражнения по развитию речи:
- Составьте по опорным словам рассказ и озаглавьте его:
1. Вокзал, вагон, город, пассажир, билет.
2. Урожай, огород, ребята, морковь, капуста, помидор.
Контрольные упражнения
Проверь себя
а
г рой,
и
а
р стение,
р сунок,
м дведь,
Пл ток,
е
е
с нтябрь,
в сток,
е
м рковь,
о
б рёза ,
д кабрь ,
е
е
о
р кета,
о
а
а
к ртина,
к мпот,
ж вотное ,
и
о
г рох,
п нал,
и
Род на,
е
т традь,
кр вать,
е
о
т релка,
птека.
а
а
Задание: запиши слова, вставь пропущенные буквы, затем по щелчку мыши в словах будут появляться пропущенные буквы, проверь, правильно ли ты написал? Поставь ударение и подчеркни буквы, которые вставил.
Всё правильно?Молодец!
- Это только ряд упражнений, которые учитель может использовать на уроках. Систематически и целенаправленно проводимая словарно-орфографическая работа вызывает у детей интерес к изучению трудных слов, способствует их лучшему запоминанию, расширяет активный словарный запас учащихся, что способствует повышению грамотности.