СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа на уроках русского языка ( презентация )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа на уроках русского языка ( презентация )

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка ( презентация )»

Выполнила Шпилева С.И. , учитель начальных классов

Выполнила Шпилева С.И. , учитель начальных классов

Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно подвести под известные учащимся правила. Поэтому из урока в урок при написании таких слов дети допускают очень много ошибок.  Научить писать эти слова грамотно – одна из задач, стоящих перед учителем.
  • Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно подвести под известные учащимся правила. Поэтому из урока в урок при написании таких слов дети допускают очень много ошибок.
  • Научить писать эти слова грамотно – одна из задач, стоящих перед учителем.
Все словарно-орфографические упражнения можно разделить на три группы с точки зрения цели работы над словом: 1 группа – упражнения направленные на изучение правописания трудных слов . 2 группа – для закрепления правописания слов (предупреждения возможных ошибок) 3 группа – контрольные упражнения, имеющие цель проверки и оценки правильности написания «трудных» слов.
  • Все словарно-орфографические упражнения можно разделить на три группы с точки зрения цели работы над словом:
  • 1 группа упражнения направленные на изучение правописания трудных слов .
  • 2 группа для закрепления правописания слов (предупреждения возможных ошибок)
  • 3 группа контрольные упражнения, имеющие цель проверки и оценки правильности написания «трудных» слов.
При знакомстве со словом должно быть осмыслено его значение, привлечена слуховая память, потом зрительная и, наконец, моторная память. Чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается. Чтобы эти этапы усвоения были более эффективны, приходится использовать разнообразные приёмы и методы работы.
  • При знакомстве со словом должно быть осмыслено его значение, привлечена слуховая память, потом зрительная и, наконец, моторная память.
  • Чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается.
  • Чтобы эти этапы усвоения были более эффективны, приходится использовать разнообразные приёмы и методы работы.
Создание игровой ситуации   Игра способствует активизации процесса обучения. Такая ситуация может быть создана путем внедрения в учебный процесс загадок. Загадки  оживляют урок, расширяют кругозор учащихся, их творческое воображение, образное мышление, приучают к наблюдательности. Учат рассуждать.

Создание игровой ситуации

Игра способствует активизации процесса обучения.

  • Такая ситуация может быть создана путем внедрения в учебный процесс загадок.
  • Загадки оживляют урок, расширяют кругозор учащихся, их творческое воображение, образное мышление, приучают к наблюдательности. Учат рассуждать.
 Кланяется, кланяется,  Придёт домой растянется. (топ о р) Без рук, без ног, А под окном стучится, В дом просится. (вет е р) Ручка есть, а не грабли. Землю роет, а не плуг.  (л о пата)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой растянется. (топ о р)

Без рук, без ног,

А под окном стучится,

В дом просится. (вет е р)

Ручка есть, а не грабли.

Землю роет, а не плуг.

(л о пата)

Приемы работы с загадкой Когда загадка отгадана, следует спросить, по каким признакам догадались, что это за слово. Слово проговаривается хором, выделяется ударный и безударный слог. Ученики знакомятся с его правильным написанием, записывают его в тетрадь, ставят ударение, выделяют орфограмму. Составляют с данным словом предложение или словосочетание.

Приемы работы с загадкой

  • Когда загадка отгадана, следует спросить, по каким признакам догадались, что это за слово.
  • Слово проговаривается хором, выделяется ударный и безударный слог.
  • Ученики знакомятся с его правильным написанием, записывают его в тетрадь, ставят ударение, выделяют орфограмму.
  • Составляют с данным словом предложение или словосочетание.
Эффективной эта работа будет тогда, когда ученики не только отгадывают загадки, но и составляют их самостоятельно  Быстрый, но не конь. Мягкий, но не вата.  Трусливый, но не мышь .  (за я ц)
  • Эффективной эта работа будет тогда, когда ученики не только отгадывают загадки, но и составляют их самостоятельно

Быстрый, но не конь.

Мягкий, но не вата.

Трусливый, но не мышь .

(за я ц)

Картинный словарь Привлекает внимание учащихся, оживляет работу, облегчает запоминание слов. Эту работу дополняют слова на отдельных карточках со знаком ударения и с выделенной орфограммой – помогающие запоминать их написание.

Картинный словарь

  • Привлекает внимание учащихся, оживляет работу, облегчает запоминание слов.
  • Эту работу дополняют слова на отдельных карточках со знаком ударения и с выделенной орфограммой – помогающие запоминать их написание.
 / к о рова  / за я ц

/

к о рова

/

за я ц

Игра «Волшебные яблоки» К…ПУСТА М…РКОВЬ ...ГУРЕЦ К…РТОФЕЛЬ П…М...ДОР О О  А Я И А Я О Эта яблоня необычная. Сорвать яблоко может тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово

Игра «Волшебные яблоки»

К…ПУСТА М…РКОВЬ

...ГУРЕЦ К…РТОФЕЛЬ

П…М...ДОР

О

О

А

Я

И

А

Я

О

Эта яблоня необычная. Сорвать яблоко может тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово

Игра «Собери слово» Слово спряталось и ждет: «Кто его быстрей найдёт?» нал ран  у ник пе че даш ка Помоги сказочным героям собрать яблоки, чтобы получились слова.

Игра «Собери слово»

  • Слово спряталось и ждет: «Кто его быстрей найдёт?»

нал

ран

у

ник

пе

че

даш

ка

Помоги сказочным героям собрать яблоки, чтобы получились слова.

«Узнай слово» КРНДШ  ПНЛ  ГРХ  МДВДЬ  ПМДР  К А Р А НДАШ  П Е НАЛ  Г О Р О Х  М Е ДВЕДЬ  П О М И ДОР

«Узнай слово»

КРНДШ

ПНЛ

ГРХ

МДВДЬ

ПМДР

К А Р А НДАШ

П Е НАЛ

Г О Р О Х

М Е ДВЕДЬ

П О М И ДОР

Кроссворды и ребусы М о сква У ул и ца

Кроссворды и ребусы

М о сква

У

ул и ца

 д   о  р  о   г

д

о

р

о

г

гор о д

гор о д

Кроссворд №1 по горизонтали: по вертикали: 3 1 2 г м к о о 2 а о г д р р р р 1 о а к т с у п а 1 1 2 3 2 х о о в ф е ь л ь

Кроссворд №1

по горизонтали:

по вертикали:

3

1

2

г

м

к

о

о

2

а

о

г

д

р

р

р

р

1

о

а

к

т

с

у

п

а

1

1

2

3

2

х

о

о

в

ф

е

ь

л

ь

Упражнения с элементами логического анализа  Способствуют не только усвоению словарных слов, но и развитию умения точно употреблять их в речи.  1 . Замени данные словосочетания одним словом:  шестой день недели (су бб ота) перемещение воздушных масс (вет е р) крупный населенный пункт (гор о д) главный город в стране (ст о лица) жители страны (н а род)

Упражнения с элементами логического анализа

  • Способствуют не только усвоению словарных слов, но и развитию умения точно употреблять их в речи.

1 . Замени данные словосочетания одним словом:

  • шестой день недели (су бб ота)
  • перемещение воздушных масс (вет е р)
  • крупный населенный пункт (гор о д)
  • главный город в стране (ст о лица)
  • жители страны (н а род)
 2.Подбери подходящие словарные слова, запиши словосочетания:   Жареный (к а ртофель) солёный ( о гурец) тракторный (з а вод), вкусный (п о м и дор) , восточный (вет е р) , зелёное (ябл о к о ) .  3.Определи закономерность и узнай новое слово:  М..газин –прод..вец, б..льница – врач, т..атр -..ктёр, космический к..рабль -…?

2.Подбери подходящие словарные слова, запиши словосочетания:

Жареный (к а ртофель) солёный ( о гурец) тракторный (з а вод), вкусный (п о м и дор) , восточный (вет е р) , зелёное (ябл о к о ) .

3.Определи закономерность и узнай новое слово:

М..газин –прод..вец, б..льница – врач, т..атр -..ктёр, космический к..рабль -…?

 4.Составь слово по начальным буквам: УТКА ЧАЙНИК ЕЛЬ НИТКИ ИГЛА КОТ (УЧ Е НИК)

4.Составь слово по начальным буквам:

УТКА ЧАЙНИК ЕЛЬ НИТКИ ИГЛА КОТ

(УЧ Е НИК)

1

1

Упражнения с синонимами и антонимами  подбери антонимы из словаря  Белый – (чёрный), юг – (север) , запад – (восток), грустно – (весело) , плохо – (хорошо) . подбери синонимы   Холод – (мороз), труд – (работа), дети – (ребята), друг –(товарищ), машина – (автомобиль).

Упражнения с синонимами и антонимами

  • подбери антонимы из словаря

Белый – (чёрный), юг – (север) , запад – (восток), грустно – (весело) , плохо – (хорошо) .

  • подбери синонимы

Холод – (мороз), труд – (работа), дети – (ребята), друг –(товарищ), машина – (автомобиль).

Упражнения грамматико-семантического характера : найди однокоренные слова, выдели корень :  1. Вот и лето подоспело – земляника покраснела. 2. Земляника, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.  3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

Упражнения грамматико-семантического характера :

  • найди однокоренные слова, выдели корень :

1. Вот и лето подоспело – земляника покраснела. 2. Земляника, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. 3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

образуй от данных слов имена прилагательные:  Сахар - …., восток - ……., комната - ……, морковь - ……., герой - ….. . выпиши из словаря 5 имен существительных 1 склонения
  • образуй от данных слов имена прилагательные:

Сахар - …., восток - ……., комната - ……, морковь - ……., герой - ….. .

  • выпиши из словаря 5 имен существительных 1 склонения
 Упражнения по развитию речи: Составьте по опорным словам рассказ и озаглавьте его: 1. Вокзал, вагон, город, пассажир, билет. 2. Урожай, огород, ребята, морковь, капуста, помидор.

Упражнения по развитию речи:

  • Составьте по опорным словам рассказ и озаглавьте его:

1. Вокзал, вагон, город, пассажир, билет.

2. Урожай, огород, ребята, морковь, капуста, помидор.

Контрольные упражнения

Контрольные упражнения

Проверь себя а г рой, и а р стение, р сунок, м дведь, Пл  ток, е е с нтябрь, в сток, е м рковь, о б рёза , д кабрь , е е о р кета, о а а к  ртина, к мпот, ж вотное , и о г рох, п нал, и Род на, е т традь, кр вать, е о т релка,  птека. а а Задание:  запиши слова, вставь пропущенные буквы, затем  по щелчку мыши в словах будут появляться пропущенные буквы, проверь, правильно ли ты написал? Поставь ударение и подчеркни буквы, которые вставил.

Проверь себя

а

г рой,

и

а

р стение,

р сунок,

м дведь,

Пл ток,

е

е

с нтябрь,

в сток,

е

м рковь,

о

б рёза ,

д кабрь ,

е

е

о

р кета,

о

а

а

к ртина,

к мпот,

ж вотное ,

и

о

г рох,

п нал,

и

Род на,

е

т традь,

кр вать,

е

о

т релка,

птека.

а

а

Задание: запиши слова, вставь пропущенные буквы, затем по щелчку мыши в словах будут появляться пропущенные буквы, проверь, правильно ли ты написал? Поставь ударение и подчеркни буквы, которые вставил.

Всё правильно?Молодец!

Всё правильно?Молодец!

Это только ряд упражнений, которые учитель может использовать на уроках. Систематически и целенаправленно проводимая словарно-орфографическая работа вызывает у детей интерес к изучению трудных слов, способствует их лучшему запоминанию, расширяет активный словарный запас учащихся, что способствует повышению грамотности.
  • Это только ряд упражнений, которые учитель может использовать на уроках. Систематически и целенаправленно проводимая словарно-орфографическая работа вызывает у детей интерес к изучению трудных слов, способствует их лучшему запоминанию, расширяет активный словарный запас учащихся, что способствует повышению грамотности.