СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальное образование  – первичная ступень обучения ребенка, предоставляющая  знания для  применения их в его дальнейшей жизни. Условия обучения хорошей устной и письменной речи предполагают целесообразность ознакомления детей со словесным богатством родного языка и формирования у них способности толково, верно и свободно излагать свои мысли.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. Соответственно у большинства школьников преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемых, легко забываемых слов) тоже не способствует овладению детьми твёрдыми навыками овладения орфографией.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 


Начальное образование  – первичная ступень обучения ребенка, предоставляющая  знания для  применения их в его дальнейшей жизни. Условия обучения хорошей устной и письменной речи предполагают целесообразность ознакомления детей со словесным богатством родного языка и формирования у них способности толково, верно и свободно излагать свои мысли.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. Соответственно у большинства школьников преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемых, легко забываемых слов) тоже не способствует овладению детьми твёрдыми навыками овладения орфографией.

Именно поэтому необходимо серьезно работать над обогащением лексического запаса обучающихся с привлечением продуктивных методик словарной работы.

Вопрос об изучении методики словарной работы в начальной  школе был еще в прошлом  веке поставлен крупнейшими  методистами: Ф. И. Буслаевым, И. И. Срезневским, К. Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым. В частности, Ф. И. Буслаев обращает внимание на необходимость  словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для понимания учащимися лексического значения слов (2, с. 256).

Упражнения со словарем подготавливают учащихся к овладению орфографией, а также помогают  детям перевести слова в активный словарный запас.

Указанная проблема не теряет своей актуальности до настоящего времени. Обусловлено  это, прежде всего, достижениями современной  психологии и психолингвистики в  области речевого развития ребенка  (А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, А. К. Маркова). Не секрет, что и школа претерпела большие преобразования.

Необходимость развития у школьников всех видов памяти (слуховой, зрительной, чувственной) подчеркивает Д. Н. Богоявленский, считая важным для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: «Для орфографии имеют значение зрительные, слухо - артикуляционные ощущения, поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием» (1, с. 249).

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых  не подчиняется  правилам проверки. Известно, что непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами.

Задача сделать интересным и познавательным для детей процесс изучения словарных слов и снизить их тревожность перед написанием словарного диктанта остается актуальной до настоящего времени. Очевидно, что необходимым элементом обучения младших школьников словарной работе на уроках русского языка является перевод слов из их пассивного словаря в активный и грамотное изложение своих мыслей в письме.

Слово не может быть усвоено без сочетания с другими словами, без употребления его в речи. Учить детей правильному и точному употреблению слова нужно именно с помощью контекста.

Орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Необходимо еще при этом обращать внимание на значение слова, его сочетание с другими словами.

Словарно – орфографические  упражнения будут эффективными и  обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если будут применены разнообразные приемы изучения и закрепления как их лексического значения, так и правописания.

Полезными будут задания, направленные на усвоение орфографии, орфоэпии, на правильное построение лексических форм, активизацию детского словаря и  развитие связной речи. Например, выделение в слове корня позволит глубже понять основное значение слова, найти главный внутренний смысл  слова.

Традиционно слова с непроверяемым написанием, так называемые словарные  слова, усваиваются младшими школьниками  путем механического, формального заучивания их графического облика, что не может обеспечить прочного их запоминания. Однако, проанализировав достаточное количество материала по данной теме, мы пришли к выводу о том, что при изучении написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать  особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти детей.

В большинстве случаев словарная  работа становится лишь эпизодически появляющимися упражнениями в общей массе заданий, что непосредственно  сказывается в будущем на словарном  запасе и грамотном написании слов детьми. По мнению исследователей, такая работа должна присутствовать постоянно в  практике преподавания русского языка младшим школьникам. Каждый учитель  должен выбрать для своего класса наиболее понятную, удобную и продуктивную методику работы. Результатом этого будет четко структурированная и систематизированная работа со словами из словаря.

Современный русский язык располагает огромным словарным  запасом. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова содержится более пятидесяти семи тысяч слов, в «Словаре современного русского литературного языка» их сто тридцать тысяч. Усвоение такого огромного лексического запаса не может стихийным. Поэтому одной из важнейших задач развития речи детей является упорядочение словарной работы, выделение ее основных направлений, управление процессами обогащения словаря обучающихся.

Значение словарной работы велико, проводить ее надо на уроках русского языка в течение всего учебного года попутно с изучением основного материала, выделяя отдельные уроки или их часть для изучения слов с непроверяемым написанием

В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемым написанием должна быть положена активная учебная работа обучающихся. Учитель вправе руководить этой работой, обеспечивая и повышая ее эффективность. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Нужно отметить, что упражнения лексического характера должны занимать значительное место в системе словарно-орфографической работы, чтобы обучающиеся понимали, что изучаемое слово и однокоренные с ним слова можно использовать в речи в соответствующем значении. Например, при изучении грамматики можно рассмотреть лексические упражнения, которые предлагают объяснить как прямые, так и переносные значения слов, составить с ними предложения. Используя материалы предложенных текстов, дети находят слова с трудным написанием, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения.

В работе над словарными словами следует использовать и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и несложной.

Чтобы работа над словами с трудным написанием была более разнообразной, учителю нужно использовать литературу с описанием опыта работы других учителей и ученых-методистов. Автор многих пособий для учителей начальной школы В. В. Волина собрала богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который может быть использован на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др.

Систематически проводимая работа над словами с трудным написанием формирует у младших школьников орфографическую зоркость, повышает грамотность, развивает мышление, память. Такая работа дает неплохие результаты: ошибок при написании слов становится значительно меньше, речь становится более грамотной, формируется достаточный словарный запас.

Сравнительно недавно при проведении словарно-орфографической работы передовые педагоги стали использовать этимологический анализ, что позволило рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка, тем самым расширяя общий и лингвистический кругозор школьников.

К сожалению, этот интересный и эффективный приём используется в начальной школе довольно редко, так как учебники русского языка для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии «трудных» слов.

При обучении младших школьников письму непроверяемых слов возможно также использование занимательных форм работы, т.е. включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы.   

Таким образом, словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одной из основных форм разнообразной работы по развитию речи обучающихся. Такая целенаправленная и систематически проводимая работа вызывает у младших школьников интерес и способствует прочному и успешному запоминанию слов с трудным написанием.


Литература


  1. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - М.: Просвещение, 1966.

  2. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка. Этимология. Серия «Лингвистическое наследие ХIХ века» / Ф. И. Буслаев. – 2006.

  3. Головина, Л. И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах / Л. И. Головина // Начальная школа. - 2006. - № 7.

  4. Конкина, Ю. А. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка / Ю. А. Конкина // Начальная школа. - 2004. - № 7.

  5. Мишина, А. П. Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка / А. П. Мишина // Начальная школа. - 2007. - № 8.

  6. Ярославцева, С. В. Работа над словарными словами в начальной школе: Методическое пособие / С. В. Ярославцева. – М., 2004.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!