Запоминание словарных слов при помощи приёмов мнемотехники
Максимова Т.В., учитель начальных классов,
первая категория
Русский язык считается одним из труднейших школьных предметов. Основа грамотности – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных. Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова.
В русском языке их достаточно много, именно поэтому, оказывается, словарные слова являются одной из главных проблем начальной школы. Именно поэтому, словарные слова недостаточно усваиваются, и написание их вызывает значительное затруднение у нас.
В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих
прочному запоминанию правильного написания. Я и выбрала и применила метод ассоциации (мнемотехнику).
Почему же написание словарных слов вызывают затруднения учеников? Написание всех словарных слов знать невозможно. Вполне естественно периодически пользоваться словарем. Но минимум, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому из учеников. Классическая форма проведения словарного диктанта известна всем – наш учитель диктует слова, ученики записывают их. Перед диктантом ведется подготовительная работа. Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в начальной школе в «словарном порядке», т. е. нам рекомендуется просто писать и запоминать словарные слова. Механическое заучивание слов утомляет и не формирует у детей интереса к языку. Проведенные исследования показывают, что классическая форма проведения словарных диктантов недостаточно эффективна.
Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ученикам отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Предлагается лишь списать слово и заучить его. Ну, и так же предлагается составить предложение со словарным словом. Однако, механическое заучивание слов утомляет детей и не формирует у них интереса к языку. Столь же неэффективно механическое
выписывание слов. Недостаточно, чтобы я познакомилась с грамматическим явлением, как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ребята могли “переносить” их на другие явления языка. Необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли их внимание, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль. Именно поэтому я предлагаю для изучения словарных слов наиболее эффективный способ запоминания.
Что мы знаем о видах памяти.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. В зависимости от длительности хранения информации выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с
Кратковременная память сохраняет избирательно в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы, которые соответствуют актуальным потребностям и интересам человека, привлекают к себе его повышенное внимание.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, (осязательную, обонятельную, вкусовую), эмоциональную и другие виды памяти.
За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок. По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.
В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании. Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает. Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Ассоциативный информационный блок, к тому же, должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше улыбку и смех, потому что смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.
На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании.
Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает. Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Ассоциативный информационный блок, к тому же, должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше улыбку и смех, потому что смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам.
Что такое мнемотехника? Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Слово «мнемотехника» происходят от греческого слова «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Техника мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание, и то в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Классическая мнемотехника
Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен. Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве опоры для запоминаемых сведений.
Классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация.
Всем известна древняя истина: «Повторение – мать учения». Ученики вынуждены тоже признать эту истину: не запоминается материал с первого раза — приходится повторять; забывается материал на следующий день или чуть позже — приходится повторять. Ученик снова и снова перечитывает информационный блок, например, правило, пытаясь запомнить его. Таким образом, повторение у него зачастую сводится к зубрежке! Это быстро утомляет мозг, вызывает отрицательные эмоции и образование стойкого условного рефлекса: повторение — это плохо, это скучно. А отсюда недалеко и до другого условного рефлекса: всякое учение — это плохо, это скучно до головной боли! Но ведь на самом деле все это не так: учение способно доставить настоящее наслаждение, просто ученик еще не научился извлекать из этого процесса положительные эмоции, а его уже оглушил водопад отрицательных, вызванных нудным повторением! Конечно, многие ученики постепенно преодолевают этот барьер по принципу «терпение и труд всё перетрут», но, к сожалению, далеко не все из этих «многих» находят за этим барьером радость познания. Для большинства из нас все ограничивается пониманием слова «надо»… А ведь ученик, почувствовавший эту радость — каждый день узнавать и понимать что-то новое — это уже совсем другой человек! Это полноценный сотрудник, который сам помогает учителю в процессе своего обучения, сам ищет и находит новые способы усвоения знаний.
Метод графических ассоциаций больше других нравится мне. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки. Ассоциативная проверка подходит для слов, в которых сочетания отдельных букв чем – то напоминают о каком – то другом предмете приложение.
Метод графических ассоциаций один из самых простых и эффективных способов запоминания словарных слов. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть по:
-цвету;
-форме;
-действию;
-назначению;
-вкусу;
-месту расположения;
-материалу;
-звучанию;
-количеству и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове Запоминание непроверяемых написаний – долгий, утомительный, трудоёмкий процесс. Чтобы избежать этого при изучении словарных слов, нужно использовать мнемотехнику – совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциаций.
Я ознакомила своих учеников с этими методами. Рассказала о наиболее эффективных способах запоминания слов, показала эти приемы на практике. Ребята заинтересовались и самостоятельно попробовали применить мнемотехнические приемы. У нас уже собрано небольшое количество слов. При изучении каждого нового слова, мы ищем способ его легкого запоминания. Это весело и интересно.
Надеюсь, что такой способ запоминания словарных слов пригодится как учащимся, испытывающим трудности при запоминании словарных слов, так и педагогам, заинтересованным во внедрении в процесс обучения новых технологий. А при рисовании ассоциаций к словарным словам дети развивают мелкую моторику пальцев рук, повысилась активность работы на уроках русского языка.
20.11.2024
ПРИЛОЖЕНИЕ