СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарный урок во 2 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - научить учащихся находить дополнительную информацию в словарях.

Словари:

1.С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

2. С.И. Ольгович. Этимология и орфография.

3.С.Н. Борунова. Орфоэпический словарь русского языка.

4.М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка.

5. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.

 

Просмотр содержимого документа
«Словарный урок во 2 классе.»

Словарный урок во 2 классе









Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Тема урока

Словарный урок

Тип урока

Закрепление знаний

Цель

Учить детей работать с разными видами словарей.

Закреплять умение проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • закрепить умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

  • расширить словарный запас учащихся;

  • находить необходимую информацию в дополнительных источниках (словарях).

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • формирование умения пользоваться различными видами словарей;

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.


Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.


Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки:

1.задание для самостоятельной работы

2.домашнее задание

3. «Рефлексия урока»

Словари:

1.С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

2. С.И. Ольгович. Этимология и орфография.

3.С.Н. Борунова. Орфоэпический словарь русского языка.

4.М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка.

5. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.






ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



(Слайд 2 )

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. «С малой удачи начинается большой успех».

Я желаю вам всем удачи на сегодняшнем уроке.

(Слайд 3)

- Составьте предложение. Прочитайте выразительно, по-разному. (Сегодня у нас всё получится.)

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания. Самопроверка.

  • Запишите букву, которая стоит в алфавите перед буквой М. (л)

  • Вторая буква состоит из короткой наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (п )

  • Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)

  • Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)

  • Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)

  • Буква, с которой начинается алфавит. (а)



- Какие буквы записали? (л, п, е, ь, к, а). Сравните.

(Слайд 4)

-Какие задания для работы с этими буквами вы бы предложили? (Разделить на группы, составить слова)

- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука)

-Подчеркните гласные - одной чёртой, согласные - двумя, а буквы, не обозначающие звука, возьмите в кружок.



Постановка учебной задачи



Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.



Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.



2) Работа в парах

- Составьте слова, используя только эти буквы. (лепка, капель ,пел ). Проверьте.

(Слайд 5)

- Запишите слова. Придумайте задание со словами.

-Исключите лишнее слово. (пел – глагол, односложное слово)

- Какие общие грамматические признаки имеют оставшиеся слова? (это им. сущ-ые ж.р., нариц., неодуш., ед.ч.)


3) Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Работа со словарём.

-Выполните тест (на карточках). Вариант ответа записывайте в таблицу.

1.Имя существительное обозначает:

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

А) что делает?

Е) кто? что?

Б) какой? какая?


3. Имена существительные бывают:

А) м.р. и ж.р.

Б) ж.р. и с.р.

С) м.р., ж.р. и с.р.

4.Имена существительные изменяются:

А) по родам

Н) по числам и падежам (по вопросам)

В)по числам

5. Имя существительное в предложении:

А) подлежащее и второстепенный член

В) сказуемое



1

2

3

4

5






(Слайд 6)

-Какое слово получилось? Расскажите всё о нём. (это имя сущ-ое, ж.р., ед.ч., нариц., неодуш.)

-Запишите. (лепка капель весна)

(Слайд 7)

-Предложите задание со словами. (Выделить лишнее)

-Какое слово лишнее? (лепка) Почему? (Лепка – вид ручного труда. А слова «весна» и «капель» связаны между собой по смыслу: весной мы можем наблюдать капель, т.к. пригревает солнышко и сосульки тают. Так же эти слова имеют общую орфограмму – безударная гласная в корне слова)

-В каком источнике можно узнать точное толкование слова «лепка»? (Толковый словарь русского языка)

-Найдите в словаре, что обозначает слово «лепка». Работайте в паре. (Лепка - вид пластики - создание скульптурных произведений из пластичного материала.)

(Слайд 8)

- Определите тему урока. (Слова безударной гласной в корне)

(Слайд 9)

- Какую цель ставим? (Учиться правильно писать слова с безударной гласной в корне)

(Слайд 10)

-Определите задачи урока.

(Слайд 11)

(1)уметь распознавать безударную гласную в корне,

2)учиться проверять б/ударную гласную в корне,

3)закрепить умение пользоваться алгоритмом проверки б/ударной гласной в корне)


Реализация построенного проекта


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.



Работают в соответствии с составленным планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.


4) Повторение изученого.

- Повторим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

(Слайд 12)

1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

3. Подбираю проверочное слово, изменяя форму слова, или подбираю однокоренное слово

4. Пишу гласную.

-Согласно алгоритму устно объясните написание слов «капель» и «весна». (капелька, капает, капля, вёсны)

Физкультминутка для глаз


Всё оживает весной, всё тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек, вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Он называется (подснежник).

Полина Л. прочтёт для нас стихотворение о нём.

(Слайд 13)

-Запишите предложение из стихотворения, вставляя пропущенные буквы.

(Слайд 14)

И вдруг пошёл пуш...стый, белый х..лодный мартовский сн..жок.

-Докажите правильность написания пропущенных букв.

(Слайд 15)

- Ещё какое задание можно выполнить? (выделить грамматическую основу)

(фронтальная проверка)



Физкультминутка


Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Организует деятельность по применению новых знаний, выполнение уровневых заданий

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Выполняют самостоятельно уровневые задания.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.



5) Самостоятельная работа по уровням. Самопроверка.

(Слайд 16 )





На карточках слова:

1уровень - оценка «3» Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Тр…ва


Цв..ты


Д..ревья


Л..сточки


Р..ка



2уровень - оценка «4» Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Составить словосочетания

прилаг. + сущ-ое, используя имена существительные из варианта 1.



Им. прилаг-ое

Проверочное слово

Им. сущ-ое

Проверочное слово

Уд..вительные




З...лёная




М..лоденькие




Т..инственные




Х..лодная




3уровень - Составьте и запишите предложения, используя слова из вариантов 1 и 2.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


-Как проверяли б/ударные гласные в корне? Проверьте и оцените свою работу.

(Слайд 17,18)


-Что может объединить все предложения? (тема «Весна»)


(Слайд 19)

6)Работа в группах. Исследование слова «весна». Работа со словарями.

Класс делится на 5 групп. Каждая группа выбирает ответственного, который будет представлять работу своей группы. Ответственный выбирает словарь. Информацию о слове участники группы оформляют на бумаге (А3)


1.С.И. Ожегов. Словарь русского языка. (Время года, следующее за зимой и предшествующее лету)

2. С.И. Ольгович. Этимология и орфография. (Время года между зимой и летом. Очень древнее слово, восходит к общеиндоевропейскому праязыку. Родственные образования обнаруживаются в древнеиндийском, балтийских, армянском и др. языках. Значение древнейшего корня – «светить», «сиять». С орфографической точки зрения слово не представляет трудности, т.к. корневой безударный Е в нём является проверяемым: ВЕШНИЙ, ВЁСЕН. )

3.С.Н. Борунова. Орфоэпический словарь русского языка. (Весна, -ы, вёсны, вёсен, вёснам, весне. Весной, весною, наречие)

4.М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка. (Весна-осень. Готовь сани с весны, а колёса с осени. Пословица. Весенний – осенний.)

5. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. (Весн(а) – весн-ушка, веснушеч-ка, веснушч-ат-ый. Весен-н(ий) – по-весенн-ему, пред-весен-н-ий.)


(Слайд 20)




Рефлексия деятельности



Организует рефлексию


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.


8)Итог урока. Рефлексия.

(Слайд21 )

- Какую цель ставили на уроке?

- Назовите способы проверки безударной гласной в корне слова? Приведите примеры.

- Ребята, оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

9)Домашнее задание.

(Слайд 22 )


-Всё оживает весной, всё тянется к свету, солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек. Вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим весенним делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Всё для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чё1м думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?


Выберите дом. задание по уровням:

1 уровень (оценка «3») - с.97 упр.197.

2 уровень (оценка «4») - Найти и записать пословицы, поговорки, загадки на тему «Весна». Подчеркнуть б/ударные гласные, в скобках указать проверочные слова.

3уровень (оценка «5») - Сочинить весеннюю историю от лица жука, муравья, цветка, ручейка, птички и т.д. что они чувствуют? О чём думают? Нравится ли им весна, солнце?


Работы выполнять на листах формата А-4. Мы их объединим их в один сборник. Подумайте над названием сборника.


















Приложение №1

ТЕСТ

1.Имя существительное обозначает:

а) признак предмета

б) действие предмета

в) предмет


2.Имя существительное отвечает на вопросы:

а) что делает?

е) кто? что?

в) какой? какая?


3. Имена существительные бывают:

а) м.р. и ж.р.

б) ж.р. и с.р.

с) м.р., ж.р. и с.р.


4. Имена существительные изменяются:

а) по родам

н) по числам и падежам (по вопросам)

в) по числам


5. Имя существительное в предложении-

а) подлежащее и второстепенный член

б) сказуемое

в) подлежащее


1

2

3

4

5








ТЕСТ

1.Имя существительное обозначает:

а) признак предмета

б) действие предмета

в) предмет


2.Имя существительное отвечает на вопросы:

а) что делает?

Е) кто? что?

В) какой? Какая?


3. Имена существительные бывают:

а) м.р. и ж.р.

б) ж.р. и с.р.

с) м.р., ж.р. и с.р.


4. Имена существительные изменяются:

а) по родам

н) по числам и падежам (по вопросам)

в) по числам


5. Имя существительное в предложении-

а) подлежащее и второстепенный член

б) сказуемое

в) подлежащее


1

2

3

4

5









Приложение 2.



КАРТОЧКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ученика(цы)__________________________

1 уровень – оценка «3».

Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

тр…ва - _____________

цв…ты - _____________

д…ревья - _____________

л…сточки - _____________

р…ка - _____________



2 уровень - оценка «4».

Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Составить словосочетания

прил. + сущ-ое, используя им. сущ-ые из 1 уровня.

уд…вительные (______________) ___________ (_________)

з…леная (______________) ___________ (_________)

м…лоденькие (______________) ___________ (_________)

т…инственные (______________) ____________ (_________)

х…лодная (______________) ____________ (_________)



3уровень - оценка «5».

Составьте и запишите предложения, используя слова и словосочетания из уровня 1 и 2.

В скобках укажите проверочные слова.

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

____________________________________________________







Приложение 3.



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.ученика(цы)_____________________

Тема урока: «Слова с безударными гласными в корне»

№п/п

Вид работы

Моя оценка

Оценка учителя

1

Минутка чистописания

а) все буквы записал(а) согласно заданию

б) разделил(а) на группы



2

Работал(а) в паре



3

Выполнил(а) списывание с заданием



4

Самостоятельная работа



5

Работа в группе

Работа со словарём.




Итого:




Рефлексия.

Закончи предложения.

  • Я узнал(а) о

  • Я могу проверять

  • Мне надо ещё поработать над

  • На уроке мне было интересно



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф.И.ученика(цы)_____________________

Тема урока: «Слова с безударными гласными в корне»

№п/п

Вид работы

Моя оценка

Оценка учителя

1

Минутка чистописания

а) все буквы записал(а) согласно заданию

б) разделил(а) на группы



2

Работал(а) в паре



3

Выполнил(а) списывание с заданием



4

Самостоятельная работа



5

Работа в группе

Работа со словарём.




Итого:




Рефлексия.

Закончи предложения.

  • Я узнал(а) о

  • Я могу проверять

  • Мне надо ещё поработать над

  • На уроке мне было интересно