СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словесные методы. Виды словесных методов и их характеристика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словесные методы. Виды словесных методов и их характеристика.»

Тема: Словесные методы. Виды словесных методов и их характеристика.

План:

  1. Значение словесных методов.

  2. Виды словесных методов и их характеристика.

  3. Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах.

  1. Значение словесных методов.

Словесные методы опосредованно знакомят детей с природой, поэтому их необходимо сочетать с методами непосредственного ознакомления с природой (наблюдение, игра, труд, опыт). Необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их.

Значение:

  1. Дают возможность сформировать новые знания, которые выходят за рамки опыта детей, расширяют кругозор.

  2. Углубляют, закрепляют знания детей об уже знакомых детям объектах и явлениях природы, полученных непосредственным путём.

  3. Систематизируют, обобщают знания, формируют природные понятия, выделяют правила поведения в природе.

  4. Обогащают речь, делают её образной и выразительной.

  5. Слово воздействует не только на разум, но и на чувства детей, формируются эмоционально – положительные отношения к природе.

  1. Виды словесных методов и их характеристика.

Словесные методы:

- рассказ о природе;

- беседа;

- чтение художественной природоведческой литературы.

Разновидности рассказов:

- рассказ воспитателя;

- рассказ детей.

Виды детских рассказов о природе:

- рассказ описание (короткий)

- рассказ – объяснение («Почему деревья скидывают листву?»)

- сюжетный рассказ («Проделки нашего хомяка»)

- словесные логические задачи (рассказ – загадка о природе, ответ на которую требует от детей установления некоторых связей и закономерностей (Виноградова)). Используется со средней группы, дети ставятся в ситуацию активизации умственной деятельности. Содержание логических задач усложняется от группы к группе.

Цель: создать точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент, увиденном ранее объекте, явлении природы, или сообщить новые, неизвестные детям факты. Тема рассказа выбирается с учётом объёма знаний выделенного программой, возрастными особенностями детей.


Типы рассказов:

- закончи рассказ воспитателя;

- найди ошибку и исправь её.

Формы организации рассказов:

  1. На занятиях:

Как метод обучения – со второй младшей группы, но более широко со средней. Как приём занимает часть занятия – во время наблюдения, экскурсии, во время беседы.

  1. В повседневной жизни:

Рассказ воспитателя строится с учётом восприятия детьми разного возраста.

Младшая группа: рассказы короткие, тесно связаны с жизненным опытом детей.

Старшая группа: рассказы усложняются по содержанию и увеличиваются по объёму.

Усложнения рассказов детей о природе.

  1. Рассказ с опорой на предметные модели (картинка с изображением зайчика)

  2. Составление детьми описательных рассказов с опорой на схему.













а) пятна разного цвета

б) форма

в) размер

г) вкус

д) где растёт

е) употребление в пищу

+ наглядность, план рассказа

Схема описания поры года.







Солнце

Небо

Земля

Деревья

Одежда людей

Звери

Птицы

Занятия на улице

  1. Составление рассказов по памяти

  2. Коллективный рассказ описание

Требования к рассказу воспитателя:

  • Рассказ должен быть биологически вероятным, научным, давать реальные знания о природе.

  • Должен быть доступным пониманию детей дошкольного возраста.

  • Должен быть занимательным, включать в себя наиболее интересные сведения о живой природе.

  • Речь должна быть эмоциональная, образная, логическая.


Методика обучения детей сюжетному рассказыванию о природе.

  1. Этап в обучении сюжетному рассказыванию.

А) Узор рассказа воспитателя. Сначала строго придерживается узора, почти копирует его. Необходимо своевременно отвести детей от копирования, больший акцент на самостоятельное выполнение заданий, поэтому не целесообразно давать узор в старшей группе и в начале занятия. Узор можно давать в середине или в конце занятия, чтоб его завершить.

Б) Анализ узора воспитателя. После прослушивания рассказа – узора дети должны ответить на вопросы: «О чём я рассказала?», «Как закончила рассказ?», «О чём рассказывала больше?»

  1. Этап в обучении сюжетному рассказыванию.

А) План и указания на самостоятельную работу. Выделяется последовательность сюжетной линии, однако последовательно отступает от указаний, предоставляя возможность детям самим решать вопросы в плане и последовательности преподаваний.

Б) Приём «Закончи рассказ»

Средняя группа: составляют коллективный рассказ. Самой простой формой коллективного рассказа является то, когда воспитатель даёт готовую фабулу рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения.

Старшая группа: воспитатель учит детей дополнять сюжетный рассказ описанием, для этого просит рассказать, когда это было, какая была погода, даёт узор описания.

  1. Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах.

Общее для всех возрастных групп требование к методике использования произведений о природе

  • сочетание чтения с наглядностью.

  • повторность чтения произведения

  • алгоритм построения занятия:

- в начале занятия актуализируется опыт общения детей с объектами или явлениями природы, загадываются загадки, показываются картинки и проводится краткая беседа, в которой сообщается о произведении, авторе и о том, что дети должны усвоить, слушая данное произведение

- в основной части занятия – чтение художественного произведения о природе с использованием приемов облегчающих его понимание (показ иллюстраций, игрушек, прослушивание звукозаписей и т.д.), беседа о прочитанном, повторное чтение (небольших произведений) или выборочное чтение (объемных произведений)

- в конце занятия – закрепление представлений детей, полученных в результате чтения произведения.

В каждой возрастной группе методика чтения произведений о природе имеет свою специфику.

Младший дошкольный возраст

  • Для чтения произведений о природе группу детей 2-3 лет лучше разбить на подгруппы, а детям 3-4 лет можно читать всем сразу.

  • Перед началом чтения следует приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал.

  • Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.

  • Педагог подбирает небольшие по объему произведения о природе с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия.

  • Рекомендуется повторное чтение художественного произведения, во время которого педагог должен следить за восприятием его детьми.

  • В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь внимание малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.п.

  • Прерывать чтение произведения не рекомендуется.

Средний и старший дошкольный возраст

  • Перед чтением произведения педагог обращается к опыту детей, настраивает их на восприятие произведения. Например, «Вспомните, дети, куда мы с вами ходили вчера и что видели, - обращается педагог к детям после наблюдения за одуванчиками. – Послушайте, что однажды увидел писатель С.М. Пришвин. И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям еще раз пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять

  • Чтение произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача педагога – вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, к водоему. Часто в тексте уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

  • Чтение художественных произведений может сопровождать наблюдение в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

  • Чтение природоведческих произведений может использоваться и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое произведение педагог читает несколько раз. Большое - вначале целиком, а затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

  • Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений детей старшего дошкольного возраста является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т.д.)

  • После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных произведений. Цель беседы о прочитанном – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Как показывает практика у педагогов возникают затруднения в ходе организации беседы о прочитанном:

- педагоги затрудняются устанавливать связь между новыми знаниями ребенка и ранее накопленными для более глубокого понимания детьми произведений о природе.

- педагоги затрудняются раскрывать логические связи между фактами и явлениями, сохраняя при этом у детей эмоционально-непосредственное отношение к событиям, изображенным в произведении.

- отклонение беседы от конкретного содержания произведения, т.к. содержанием беседы становится не содержание конкретного произведения, а материал непосредственных наблюдений детей. Причина этого является то, что педагог не направляет последовательно детей на воспроизведение прочитанного, а следует за содержанием ответов детей.

- ошибкой при проведении бесед о прочитанном является то, что беседа превращается в пересказ по вопросам: дети дают односложные ответы, интерес к произведению у них снижается.