Словесные средства изобразительности
ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ
Цель: углубить знания о художественных средствах изобразительности;
формировать умение находить эти средства в художественном тексте и определять их роль.
Средства художественной изобразительности, основанные на особых приемах употребления слова, многочисленны и разнообразны. Рассмотрим только главные .
- Троп – обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.
К тропам относятся такие средства изобразительности, как эпитет, сравнение , аллегория, перифраз(а), эвфемизм, метафора, метонимия, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, оксюморон;
Эпитет
- Эпитет – это художественное определение, основным признаком которого является направленность на изображение предмета, явления, на показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков.
Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов. ( М. Волошин)
-Какую роль в художественном тексте играют эпитеты?
- В народной словесности часто употребляются постоянные эпитеты (т.е. постоянно сопровождающие определенные существительные): буйная головушка, добрый молодец, звери лютые, красная девица, море синее, уста сахарные…
- -Продолжите этот словесный ряд.
Сравнение
- Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак объекта сравнения .
- Сравнение чаще всего оформляется с помощью сравнительных союзов как, кабы , как будто, ровно, словно, точно..
Полны добра перед итогом года,
Как яблоки антоновские, дни ( А. Твардовский)
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
(А.Ахматова)
- В качестве сравнительного может выступать союз что:
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
(И. Северянин)
Сравнение
- Часто сравнения строятся с использованием формы творительного падежа:
Лежал закат костром багровым
(А. Ахматова)
- К сравнениям можно отнести и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия:
Графиня была бледнее своего платка (А. Пушкин)
- Сравнения бывают прямые и отрицательные. Все рассмотренные выше сравнения – прямые. В отрицательных сравнениях (с использованием отрицания –не) явления сопоставляются не прямо, а через отрицание их тождества. Отрицательные сравнения обычны в народной словесности:
Не лютая змея возвевалася,
Возвевалось лукавство великое
(«Убийство царевича Дмитрия»)
Аллегория Перифраз(а)
Аллегория – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Аллегория типична для жанра басни.
- Какие события в басне И.Крылова «Волк на псарне» изображаются аллегорически?
В литературе используются аллегорические фамилии персонажей.
-Приведите примеры из произведений Грибоедова, Фонвизина, Гоголя.
-Можно ли назвать стихотворение А.Пушкина «Арион» аллегорическим?
Перифраза, или перефраз – стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным выражением, указывая на какие-то важные свойства предмета:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
А. Пушкин «Деревня»
Эвфемизм
- Разновидностью перифразы является эвфемизм.
- Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.
- Вспомним гоголевских дам, которые не говорили я высморкалась, я вспотела , а говорили я облегчила себе нос посредством платка.
- В книжной словесности эвфемизмы, кроме случаев табу, употребляются главным образом по эстетическим, этическим и индивидуально-психологическим соображениям. Например, А. Твардовский в стихах последних лет, обращаясь к теме смерти, избегает самого слова «смерть», тем самым как бы отвергая абсолютный конец земного бытия :
По крайности – спасибо и на том,
Что от хлопот любимых нет отвычки.
Справляй дела и тем же чередом
Без паники укладывай вещички.
- По крайности – спасибо и на том, Что от хлопот любимых нет отвычки. Справляй дела и тем же чередом Без паники укладывай вещички.
Метафора
- Метафора представляет собой перенос значения по сходству.
- Метафора – скрытое сравнение:
Пустых небес прозрачное стекло (А. Ахматова)
- Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении, поэтому утратили в нашем восприятии образность:
Выходить за рамки, горячее сердце, кружится голова, любовь угасла, тяжелый характер…
-Приведите свои примеры.
- В художественной словесности метафора достигает своей цели, если она неожиданна, оригинальна и в то же время точна в смысле соотнесения явлений:
И ночи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
А. Блок)
Метонимия
- Метонимия представляет собой перенос значений по смежности явлений. Случаи таких переносов многообразны, главные из них следующие:
а) с сосуда, вместилища на содержимое:
Ковши круговые, запенясь, шипят (А. Пушкин).
К этому виду метонимии принадлежат и распространенные выражения: съел целую тарелку, выпил две чашки.
б) с человека на его одежду или какие-либо внешние признаки:
И вы, мундиры голубые (М. Лермонтов); имеются в виду жандармы.
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
в) с населенного пункта на его жителей: Весь город обсуждал это событие; Село было обрадовано этим известием;
г) с организации, учреждения на сотрудников:
НИИ был занят выполнением срочного задания. Завод принял решение о забастовке.
-Приведите свои примеры метонимии. С какой целью этот прием употребляется автором?
Синекдоха
- Синекдоха – обозначение через часть:
Все флаги в гости будут к нам (Пушкин), то есть корабли под флагами всех стран.
- Синекдоха может стать привычным фразеологическим оборотом: иметь крышу над головой, рабочих рук не хватает.
- Синекдохой является употребление форм единственного числа вместо множественного: Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин).
-Приведите свои примеры.
Ирония
- Ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение Лисицы к Ослу).
- Обратный смысл может быть придан не только отдельному слову, но и обширному контексту или целому произведению.
-Может ли служить примером употребления иронии стихотворение М. Лермонтова «Благодарность»?
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Сарказм
- САРКАЗМ – едкая, злая, язвительная насмешка с намеренно обличительным сатирическим смыслом.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
(А. С. Пушкин
Гипербола Литота
- Гипербола – перенос значения по количественному признаку
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице,
А у милого лицо
Занимает все крыльцо. ( Частушка)
-Приведите примеры гиперболы из произведений Салтыкова-Щедрина.
- Литота – прием, противоположный гиперболе, то есть состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия.
-Являются ли литотой названия сказочных персонажей Мальчик-с-пальчик, Девочка-дюймовочка?
Олицетворение
- Олицетворение – прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
Полночь в мое городское окно
Входит с ночными дарами.
---------------------------------------------------------------------------------------
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
-Докажите, что в этих строках употреблено олицетворение.
Вопросы и задания
- Что такое тропы и какие тропы вы знаете?
- Чем отличается метонимия от метафоры?
- Что такое изобразительные средства языка? Какова их роль в художественных произведениях?
- Какие тропы увидели вы в помещенных ниже отрывках из стихов Есенина? Как они помогают представить картину и почувствовать эмоции?
О красном вечере задумалась дорога, Этой грусти теперь не рассыпать
Кусты рябин туманней глубины. Звонким смехом далеких лет.
Изба-старуха челюстью порога Отцвела моя белая липа,
Жует пахучий мякиш тишины… Отзвенел соловьиный рассвет…
Взбрезжи, полночь, луны кувшин Годы молодые с забубенной славой,
Зачерпнуть молока берез… Отравил я сам выс горькою отравой…
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час…
Фигуры речи
- Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, ее эмоционального воздействия. Наиболее широко фигуры применяются в художественной речи, особенно в поэзии.
К фигурам речи относятся такие средства выразительности, как анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, асиндетон и полисиндетон, инверсия, парцелляция, эллипсис, оксюморон, рефрен, умолчание, кольцо строфы, композиционный стык, риторические вопрос, обращение, восклицание .
Анафора Эпифора
- Анафора – единое начало в нескольких строфах или предложениях. Это может быть повторение синтаксических конструкций, слов или частей слова (обычно приставки)
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода…..
Ему все казалось, что надо что-то до делать, до пить, до есть, до объяснить или же до ругаться. (Ю.Трифонов).
- Эпифора – это повтор концов строф, предложений…
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Синтаксический параллелизм
- Синтаксический параллелизм – сходное или полностью совпадающее построение рядом или близко расположенных синтаксических конструкций: предложений или их частей.
Снега, снега, снега… А ночь долга,
И не растают никогда снега.
Снега, снега, снега…А ночь темна,
И никогда не кончится она.
Г. Иванов.
Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает – я не знал. (А. Чехов)
Антитеза Градация
- Антитеза – это ряды однородных членов предложения, часто близких по значению и расположенных в порядке возрастания или ослабления какого-либо признака.
С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
М.Волошин
Асиндетон и полисиндетон
- Асиндетон и полисиндетон (бессоюзие и многосоюзие) – пропуск союзов там, где они обычно бывают, то есть при однородных членах предложения, и повторение союзов.
… Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды
------------------------------------
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот полусвет, и лорда Байрона портрет…
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Инверсия
- Инверсия – отход от привычного порядка слов с целью выделения определенных частей предложения .
По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие. (И. Гончаров)
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
А.С. Пушкин
Парцелляция Эллипсис
- Парцелляция – расчленение высказывания; оформление части простого или сложного предложения в качестве отдельной синтаксической структуры.
Жена называла его Чудик. Иногда ласково . (В. Шукшин)
Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.
(Б. Пастернак)
- Эллипсис – пропуск каких-либо членов предложения, общее значение которых понятно из контекста, с целью выделения оставшихся слов.
Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги . (В. Жуковский)
Оксюморон Рефрен
- ОКСЮМОРОН – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Например: «Живые мощи» Тургенева, «Живой труп» Л Толстого, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского.
С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив. (С.Есенин)
ПОВТОРЕНИЕ – стилистический прием состоит в повторении слова, выражения, песенной строки с целью привлечь к ним особое внимание:
Мы в поле были,
Венки развили,
Венки развили
И жито глядели.
- Повторение строки или нескольких строк в конце строфы называется РЕФРЕНОМ
Ты все, что сердцу мило,
С чем я сжился умом;
Т Ты мне любовь и сила,-
Спи безмятежным сном!
Кольцо строфы Композиционный стык
- КОЛЬЦО СТРОФЫ – повторение в начале, и в конце строфы одной и той же строки стихотворения.
Лунным светом Шираз осиянен
Кружит звезд мотыльковый рой,
Мне не нравится, что персияне
Держат женщин и дев под чадрой.
Лунным светом Шираз осиянен. (С. Есенин)
- КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повторение в начале нового предложения слов, заканчивающих предыдущее предложение
В длинные декабрьские ночи среди сугробов шли немцы.
Они шли на запад. (И. Эренбург)
Умолчание Риторические вопрос, восклицание, обращение.
- Умолчание – это пропуск, как и эллипсис, но многозначительный пропуск того, что важно, но неоднозначно. Это намек и обращение к читателю с предложением догадаться.
Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)
Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это эмоционально окрашенные предложения. Риторический вопрос содержит утверждение или отрицание в форме вопроса. Риторическое обращение адресовано неодушевленному предмету, понятию, отсутствующему лицу.
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней,-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
А.Блок
Функции средств выразительности
- Эпитет, метафора, метонимия, гипербола и литота, сравнение и перифраз(а) позволяют обеспечить краткость речи, одновременно создавая некий образ и выражая авторское отношение к предмету речи.
- Позицию автора помогают обозначить также ирония и умолчание.
- Основная функция анафоры, эпифоры, синтаксического параллелизма и антитезы – логическая организация текста: обеспечение связи между отдельными его частями, их сопоставление или противопоставление.
- К парцелляции авторы прибегают, чтобы выделить определенные компоненты высказывания, обратить на них особое внимание. Риторические вопросы и восклицания обеспечивают разнообразие интонационного и ритмического рисунка текста.
- Метафора, сравнение и олицетворение помогают увидеть единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали. А еще они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают все окружающее нас.
- Инверсия делает речь более упорядоченной, поэтичной.
- При помощи антитезы писатели могут с большой точностью нарисовать картину, передать чувство и мысль, открыть противоречия, которые есть в жизни.
- Оксюморон используется для характеристики сложных явлений жизни.
- Эллипсис придает речи динамичность, непринужденность, эмоциональность, делает ее похожей на устный разговор. Этот прием часто встречается в разговорном языке.
- Повторы однотипных конструкций участвуют в создании эмоциональной напряженности. Они создают энергию, многообразие лирического волнения.
- Музыкальности стихотворения способствует параллелизм