СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словесные средства изобразительности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словесные средства изобразительности»

Словесные средства изобразительности   ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ Цель: углубить знания о художественных средствах изобразительности; формировать умение находить эти средства в художественном тексте и определять их роль.

Словесные средства изобразительности

ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ

Цель: углубить знания о художественных средствах изобразительности;

формировать умение находить эти средства в художественном тексте и определять их роль.

Средства художественной изобразительности, основанные на особых приемах употребления слова, многочисленны и разнообразны. Рассмотрим только главные . Троп – обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.  К тропам относятся такие средства изобразительности, как эпитет, сравнение , аллегория, перифраз(а), эвфемизм, метафора, метонимия, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, оксюморон;

Средства художественной изобразительности, основанные на особых приемах употребления слова, многочисленны и разнообразны. Рассмотрим только главные .

  • Троп – обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.

К тропам относятся такие средства изобразительности, как эпитет, сравнение , аллегория, перифраз(а), эвфемизм, метафора, метонимия, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, оксюморон;

Эпитет Эпитет – это художественное определение, основным признаком которого является направленность на изображение предмета, явления, на показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков.   Я люблю усталый шелест   Старых писем, дальних слов. ( М. Волошин) -Какую роль в художественном тексте играют эпитеты? В народной словесности часто употребляются постоянные эпитеты (т.е. постоянно сопровождающие определенные существительные): буйная головушка, добрый молодец, звери лютые, красная девица, море синее, уста сахарные…  -Продолжите этот словесный ряд.

Эпитет

  • Эпитет – это художественное определение, основным признаком которого является направленность на изображение предмета, явления, на показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков.

Я люблю усталый шелест

Старых писем, дальних слов. ( М. Волошин)

-Какую роль в художественном тексте играют эпитеты?

  • В народной словесности часто употребляются постоянные эпитеты (т.е. постоянно сопровождающие определенные существительные): буйная головушка, добрый молодец, звери лютые, красная девица, море синее, уста сахарные…
  • -Продолжите этот словесный ряд.
Сравнение Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак объекта сравнения . Сравнение чаще всего оформляется с помощью сравнительных союзов как, кабы , как будто, ровно, словно, точно..   Полны добра перед итогом года,   Как яблоки антоновские, дни ( А. Твардовский)            Наступило прохладное лето,   Словно новая жизнь началась.       (А.Ахматова) В качестве сравнительного может выступать союз что:   О России петь – что стремиться в храм   По лесным горам, полевым коврам…       (И. Северянин)

Сравнение

  • Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный признак объекта сравнения .
  • Сравнение чаще всего оформляется с помощью сравнительных союзов как, кабы , как будто, ровно, словно, точно..

Полны добра перед итогом года,

Как яблоки антоновские, дни ( А. Твардовский)

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

(А.Ахматова)

  • В качестве сравнительного может выступать союз что:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

(И. Северянин)

 Сравнение Часто сравнения строятся с использованием формы творительного падежа:  Лежал закат костром багровым      (А. Ахматова) К сравнениям можно отнести и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия:  Графиня была бледнее своего платка (А. Пушкин)  Сравнения бывают прямые и отрицательные. Все рассмотренные выше сравнения – прямые. В отрицательных сравнениях (с использованием отрицания –не) явления сопоставляются не прямо, а через отрицание их тождества. Отрицательные сравнения обычны в народной словесности:    Не лютая змея возвевалася,   Возвевалось лукавство великое       («Убийство царевича        Дмитрия»)

Сравнение

  • Часто сравнения строятся с использованием формы творительного падежа:

Лежал закат костром багровым

(А. Ахматова)

  • К сравнениям можно отнести и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия:

Графиня была бледнее своего платка (А. Пушкин)

  • Сравнения бывают прямые и отрицательные. Все рассмотренные выше сравнения – прямые. В отрицательных сравнениях (с использованием отрицания –не) явления сопоставляются не прямо, а через отрицание их тождества. Отрицательные сравнения обычны в народной словесности:

Не лютая змея возвевалася,

Возвевалось лукавство великое

(«Убийство царевича Дмитрия»)

Аллегория Перифраз(а) Аллегория – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Аллегория типична для жанра басни. Какие события в басне И.Крылова «Волк на псарне» изображаются аллегорически? В литературе используются аллегорические фамилии персонажей. -Приведите примеры из произведений Грибоедова, Фонвизина, Гоголя. -Можно ли назвать стихотворение А.Пушкина «Арион» аллегорическим? Перифраза, или перефраз – стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным выражением, указывая на какие-то важные свойства предмета:   Приветствую тебя, пустынный уголок,   Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…     А. Пушкин «Деревня»

Аллегория Перифраз(а)

Аллегория – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Аллегория типична для жанра басни.

  • Какие события в басне И.Крылова «Волк на псарне» изображаются аллегорически?

В литературе используются аллегорические фамилии персонажей.

-Приведите примеры из произведений Грибоедова, Фонвизина, Гоголя.

-Можно ли назвать стихотворение А.Пушкина «Арион» аллегорическим?

Перифраза, или перефраз – стилистический прием, состоящий в замене слова или словосочетания описательным выражением, указывая на какие-то важные свойства предмета:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

А. Пушкин «Деревня»

Эвфемизм Разновидностью перифразы является эвфемизм.  Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным. Вспомним гоголевских дам, которые не говорили я высморкалась, я вспотела , а говорили я облегчила себе нос посредством платка. В книжной словесности эвфемизмы, кроме случаев табу, употребляются главным образом по эстетическим, этическим и индивидуально-психологическим соображениям. Например, А. Твардовский в стихах последних лет, обращаясь к теме смерти, избегает самого слова «смерть», тем самым как бы отвергая абсолютный конец земного бытия :  По крайности – спасибо и на том,  Что от хлопот любимых нет отвычки.  Справляй дела и тем же чередом  Без паники укладывай вещички.  По крайности – спасибо и на том,  Что от хлопот любимых нет отвычки.  Справляй дела и тем же чередом  Без паники укладывай вещички.

Эвфемизм

  • Разновидностью перифразы является эвфемизм.
  • Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.
  • Вспомним гоголевских дам, которые не говорили я высморкалась, я вспотела , а говорили я облегчила себе нос посредством платка.
  • В книжной словесности эвфемизмы, кроме случаев табу, употребляются главным образом по эстетическим, этическим и индивидуально-психологическим соображениям. Например, А. Твардовский в стихах последних лет, обращаясь к теме смерти, избегает самого слова «смерть», тем самым как бы отвергая абсолютный конец земного бытия :

По крайности – спасибо и на том,

Что от хлопот любимых нет отвычки.

Справляй дела и тем же чередом

Без паники укладывай вещички.

  • По крайности – спасибо и на том, Что от хлопот любимых нет отвычки. Справляй дела и тем же чередом Без паники укладывай вещички.
Метафора Метафора представляет собой перенос значения по сходству. Метафора – скрытое сравнение:   Пустых небес прозрачное стекло (А. Ахматова) Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении, поэтому утратили в нашем восприятии образность: Выходить за рамки, горячее сердце, кружится голова, любовь угасла, тяжелый характер… -Приведите свои примеры. В художественной словесности метафора достигает своей цели, если она неожиданна, оригинальна и в то же время точна в смысле соотнесения явлений:   И ночи синие бездонные   Цветут на дальнем берегу.      А. Блок)

Метафора

  • Метафора представляет собой перенос значения по сходству.
  • Метафора – скрытое сравнение:

Пустых небес прозрачное стекло (А. Ахматова)

  • Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении, поэтому утратили в нашем восприятии образность:

Выходить за рамки, горячее сердце, кружится голова, любовь угасла, тяжелый характер…

-Приведите свои примеры.

  • В художественной словесности метафора достигает своей цели, если она неожиданна, оригинальна и в то же время точна в смысле соотнесения явлений:

И ночи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

А. Блок)

Метонимия Метонимия представляет собой перенос значений по смежности явлений. Случаи таких переносов многообразны, главные из них следующие:  а)  с сосуда, вместилища на содержимое:  Ковши круговые, запенясь, шипят (А. Пушкин).  К этому виду метонимии принадлежат и распространенные выражения: съел целую тарелку, выпил две чашки.  б)  с человека на его одежду или какие-либо внешние признаки:   И вы, мундиры голубые (М. Лермонтов); имеются в виду жандармы.   Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?  в)  с населенного пункта на его жителей:  Весь город обсуждал это событие; Село было обрадовано этим известием;  г)  с организации, учреждения на сотрудников:  НИИ был занят выполнением срочного задания. Завод принял решение о забастовке.  -Приведите свои примеры метонимии. С какой целью этот прием употребляется автором?

Метонимия

  • Метонимия представляет собой перенос значений по смежности явлений. Случаи таких переносов многообразны, главные из них следующие:

а) с сосуда, вместилища на содержимое:

Ковши круговые, запенясь, шипят (А. Пушкин).

К этому виду метонимии принадлежат и распространенные выражения: съел целую тарелку, выпил две чашки.

б) с человека на его одежду или какие-либо внешние признаки:

И вы, мундиры голубые (М. Лермонтов); имеются в виду жандармы.

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

в) с населенного пункта на его жителей: Весь город обсуждал это событие; Село было обрадовано этим известием;

г) с организации, учреждения на сотрудников:

НИИ был занят выполнением срочного задания. Завод принял решение о забастовке.

-Приведите свои примеры метонимии. С какой целью этот прием употребляется автором?

Синекдоха Синекдоха – обозначение через часть:   Все флаги в гости будут к нам (Пушкин), то есть корабли под флагами всех стран. Синекдоха может стать привычным фразеологическим оборотом: иметь крышу над головой, рабочих рук не хватает. Синекдохой является употребление форм единственного числа вместо множественного: Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). -Приведите свои примеры.

Синекдоха

  • Синекдоха – обозначение через часть:

Все флаги в гости будут к нам (Пушкин), то есть корабли под флагами всех стран.

  • Синекдоха может стать привычным фразеологическим оборотом: иметь крышу над головой, рабочих рук не хватает.
  • Синекдохой является употребление форм единственного числа вместо множественного: Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин).

-Приведите свои примеры.

Ирония Ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому:   Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение Лисицы к Ослу). Обратный смысл может быть придан не только отдельному слову, но и обширному контексту или целому произведению. -Может ли служить примером употребления иронии стихотворение М. Лермонтова «Благодарность»?   За все, за все тебя благодарю я:   За тайные мучения страстей,   За горечь слез, отраву поцелуя,   За месть врагов и клевету друзей;   За жар души, растраченный в пустыне,   За все, чем я обманут в жизни был…   Устрой лишь так, чтобы тебя отныне   Недолго я еще благодарил.

Ирония

  • Ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение Лисицы к Ослу).

  • Обратный смысл может быть придан не только отдельному слову, но и обширному контексту или целому произведению.

-Может ли служить примером употребления иронии стихотворение М. Лермонтова «Благодарность»?

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

Сарказм САРКАЗМ – едкая, злая, язвительная насмешка с намеренно обличительным сатирическим смыслом.    Паситесь, мирные народы!    Вас не разбудит чести клич.    К чему стадам дары свободы?    Их должно резать или стричь.     (А. С. Пушкин

Сарказм

  • САРКАЗМ едкая, злая, язвительная насмешка с намеренно обличительным сатирическим смыслом.

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

(А. С. Пушкин

Гипербола Литота Гипербола – перенос значения по количественному признаку   Сидит милый на крыльце   С выраженьем на лице,   А у милого лицо   Занимает все крыльцо. ( Частушка) -Приведите примеры гиперболы из произведений Салтыкова-Щедрина. Литота – прием, противоположный гиперболе, то есть состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия. -Являются ли литотой названия сказочных персонажей Мальчик-с-пальчик, Девочка-дюймовочка?

Гипербола Литота

  • Гипербола – перенос значения по количественному признаку

Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице,

А у милого лицо

Занимает все крыльцо. ( Частушка)

-Приведите примеры гиперболы из произведений Салтыкова-Щедрина.

  • Литота – прием, противоположный гиперболе, то есть состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия.

-Являются ли литотой названия сказочных персонажей Мальчик-с-пальчик, Девочка-дюймовочка?

 Олицетворение Олицетворение – прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.   Полночь в мое городское окно   Входит с ночными дарами. ---------------------------------------------------------------------------------------   Но остался влажный след в морщине   Старого утеса. Одиноко   Он стоит, задумался глубоко,   И тихонько плачет он в пустыне. -Докажите, что в этих строках употреблено олицетворение.

Олицетворение

  • Олицетворение – прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

Полночь в мое городское окно

Входит с ночными дарами.

---------------------------------------------------------------------------------------

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

-Докажите, что в этих строках употреблено олицетворение.

Вопросы и задания Что такое тропы и какие тропы вы знаете? Чем отличается метонимия от метафоры? Что такое изобразительные средства языка? Какова их роль в художественных произведениях? Какие тропы увидели вы в помещенных ниже отрывках из стихов Есенина? Как они помогают представить картину и почувствовать эмоции?  О красном вечере задумалась дорога,  Этой грусти теперь не рассыпать  Кусты рябин туманней глубины.   Звонким смехом далеких лет.  Изба-старуха челюстью порога   Отцвела моя белая липа,  Жует пахучий мякиш тишины…   Отзвенел соловьиный рассвет…  Взбрезжи, полночь, луны кувшин   Годы молодые с забубенной славой,  Зачерпнуть молока берез…    Отравил я сам выс горькою отравой…  Догорит золотистым пламенем  Из телесного воска свеча,  И луны часы деревянные  Прохрипят мой двенадцатый час…

Вопросы и задания

  • Что такое тропы и какие тропы вы знаете?
  • Чем отличается метонимия от метафоры?
  • Что такое изобразительные средства языка? Какова их роль в художественных произведениях?
  • Какие тропы увидели вы в помещенных ниже отрывках из стихов Есенина? Как они помогают представить картину и почувствовать эмоции?

О красном вечере задумалась дорога, Этой грусти теперь не рассыпать

Кусты рябин туманней глубины. Звонким смехом далеких лет.

Изба-старуха челюстью порога Отцвела моя белая липа,

Жует пахучий мякиш тишины… Отзвенел соловьиный рассвет…

Взбрезжи, полночь, луны кувшин Годы молодые с забубенной славой,

Зачерпнуть молока берез… Отравил я сам выс горькою отравой…

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час…

Фигуры речи Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, ее эмоционального воздействия. Наиболее широко фигуры применяются в художественной речи, особенно в поэзии. К фигурам речи относятся такие средства выразительности, как  анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, асиндетон и полисиндетон, инверсия, парцелляция, эллипсис, оксюморон, рефрен, умолчание, кольцо строфы, композиционный стык, риторические вопрос, обращение, восклицание .

Фигуры речи

  • Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, ее эмоционального воздействия. Наиболее широко фигуры применяются в художественной речи, особенно в поэзии.

К фигурам речи относятся такие средства выразительности, как анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, асиндетон и полисиндетон, инверсия, парцелляция, эллипсис, оксюморон, рефрен, умолчание, кольцо строфы, композиционный стык, риторические вопрос, обращение, восклицание .

Анафора Эпифора Анафора – единое начало в нескольких строфах или предложениях. Это может быть повторение синтаксических конструкций, слов или частей слова (обычно приставки)   Пляшет перед звездами звезда,   Пляшет колокольчиком вода….. Ему все казалось, что надо что-то до делать, до пить, до есть, до объяснить или же до ругаться. (Ю.Трифонов). Эпифора – это повтор концов строф, предложений…   Милый друг, и в этом тихом доме   Лихорадка бьет меня.   Не найти мне места в тихом доме   Возле мирного огня. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Анафора Эпифора

  • Анафора – единое начало в нескольких строфах или предложениях. Это может быть повторение синтаксических конструкций, слов или частей слова (обычно приставки)

Пляшет перед звездами звезда,

Пляшет колокольчиком вода…..

Ему все казалось, что надо что-то до делать, до пить, до есть, до объяснить или же до ругаться. (Ю.Трифонов).

  • Эпифора – это повтор концов строф, предложений…

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Синтаксический параллелизм Синтаксический параллелизм – сходное или полностью совпадающее построение рядом или близко расположенных синтаксических конструкций: предложений или их частей.     Снега, снега, снега… А ночь долга,    И не растают никогда снега.    Снега, снега, снега…А ночь темна,    И никогда не кончится она.          Г. Иванов.  Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает – я не знал. (А. Чехов)

Синтаксический параллелизм

  • Синтаксический параллелизм – сходное или полностью совпадающее построение рядом или близко расположенных синтаксических конструкций: предложений или их частей.

Снега, снега, снега… А ночь долга,

И не растают никогда снега.

Снега, снега, снега…А ночь темна,

И никогда не кончится она.

Г. Иванов.

Я знал, что Кимры добывают себе пропитание сапогами, что Тула делает самовары и ружья, что Одесса портовый город, но что такое наш город и что он делает – я не знал. (А. Чехов)

Антитеза Градация Антитеза – это ряды однородных членов предложения, часто близких по значению и расположенных в порядке возрастания или ослабления какого-либо признака.    С Россией кончено… На последях    Ее мы прогалдели, проболтали,    Пролузгали, пропили, проплевали,    Замызгали на грязных площадях.        М.Волошин

Антитеза Градация

  • Антитеза – это ряды однородных членов предложения, часто близких по значению и расположенных в порядке возрастания или ослабления какого-либо признака.

С Россией кончено… На последях

Ее мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях.

М.Волошин

Асиндетон и полисиндетон Асиндетон и полисиндетон (бессоюзие и многосоюзие) – пропуск союзов там, где они обычно бывают, то есть при однородных членах предложения, и повторение союзов.    … Вот уж по Тверской    Возок несется чрез ухабы.    Мелькают мимо будки, бабы,    Мальчишки, лавки, фонари,    Дворцы, сады, монастыри,    Бухарцы, сани, огороды  ------------------------------------    И все ей кажется бесценным,    Все душу томную живит    Полумучительной отрадой:    И стол с померкшею лампадой,    И груда книг, и под окном    Кровать, покрытая ковром,    И вид в окно сквозь сумрак лунный,    И этот полусвет, и лорда Байрона портрет…       А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Асиндетон и полисиндетон

  • Асиндетон и полисиндетон (бессоюзие и многосоюзие) – пропуск союзов там, где они обычно бывают, то есть при однородных членах предложения, и повторение союзов.

… Вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды

------------------------------------

И все ей кажется бесценным,

Все душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот полусвет, и лорда Байрона портрет…

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Инверсия Инверсия – отход от привычного порядка слов с целью выделения определенных частей предложения .  По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие. (И. Гончаров)    Швейцара мимо он стрелой    Взлетел по мраморным ступеням.        А.С. Пушкин

Инверсия

  • Инверсия – отход от привычного порядка слов с целью выделения определенных частей предложения .

По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие. (И. Гончаров)

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

А.С. Пушкин

Парцелляция Эллипсис Парцелляция – расчленение высказывания; оформление части простого или сложного предложения в качестве отдельной синтаксической структуры.  Жена называла его Чудик. Иногда ласково . (В. Шукшин)    Во всем мне хочется дойти до самой сути.    В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.        (Б. Пастернак) Эллипсис – пропуск каких-либо членов предложения, общее значение которых понятно из контекста, с целью выделения оставшихся слов. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги . (В. Жуковский)

Парцелляция Эллипсис

  • Парцелляция – расчленение высказывания; оформление части простого или сложного предложения в качестве отдельной синтаксической структуры.

Жена называла его Чудик. Иногда ласково . (В. Шукшин)

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.

(Б. Пастернак)

  • Эллипсис – пропуск каких-либо членов предложения, общее значение которых понятно из контекста, с целью выделения оставшихся слов.

Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги . (В. Жуковский)

Оксюморон Рефрен ОКСЮМОРОН – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.  Например: «Живые мощи» Тургенева, «Живой труп» Л Толстого, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского.   С кем мне поделиться   Той грустной радостью,   Что я остался жив. (С.Есенин) ПОВТОРЕНИЕ – стилистический прием состоит в повторении слова, выражения, песенной строки с целью привлечь к ним особое внимание:    Мы в поле были,     Венки развили,     Венки развили    И жито глядели. Повторение строки или нескольких строк в конце строфы называется РЕФРЕНОМ    Ты все, что сердцу мило,   С чем я сжился умом;  Т   Ты мне любовь и сила,-    Спи безмятежным сном!

Оксюморон Рефрен

  • ОКСЮМОРОН – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.

Например: «Живые мощи» Тургенева, «Живой труп» Л Толстого, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского.

С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив. (С.Есенин)

ПОВТОРЕНИЕ – стилистический прием состоит в повторении слова, выражения, песенной строки с целью привлечь к ним особое внимание:

Мы в поле были,

Венки развили,

Венки развили

И жито глядели.

  • Повторение строки или нескольких строк в конце строфы называется РЕФРЕНОМ

Ты все, что сердцу мило,

С чем я сжился умом;

Т Ты мне любовь и сила,-

Спи безмятежным сном!

Кольцо строфы Композиционный стык КОЛЬЦО СТРОФЫ – повторение в начале, и в конце строфы одной и той же строки стихотворения.   Лунным светом Шираз осиянен   Кружит звезд мотыльковый рой,   Мне не нравится, что персияне   Держат женщин и дев под чадрой.   Лунным светом Шираз осиянен. (С. Есенин)  КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повторение в начале нового предложения слов, заканчивающих предыдущее предложение  В длинные декабрьские ночи среди сугробов шли немцы.  Они шли на запад. (И. Эренбург)

Кольцо строфы Композиционный стык

  • КОЛЬЦО СТРОФЫ – повторение в начале, и в конце строфы одной и той же строки стихотворения.

Лунным светом Шираз осиянен

Кружит звезд мотыльковый рой,

Мне не нравится, что персияне

Держат женщин и дев под чадрой.

Лунным светом Шираз осиянен. (С. Есенин)

  • КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повторение в начале нового предложения слов, заканчивающих предыдущее предложение

В длинные декабрьские ночи среди сугробов шли немцы.

Они шли на запад. (И. Эренбург)

Умолчание Риторические вопрос, восклицание, обращение. Умолчание – это пропуск, как и эллипсис, но многозначительный пропуск того, что важно, но неоднозначно. Это намек и обращение к читателю с предложением догадаться. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это эмоционально окрашенные предложения. Риторический вопрос содержит утверждение или отрицание в форме вопроса. Риторическое обращение адресовано неодушевленному предмету, понятию, отсутствующему лицу.   А ты все та ж, моя страна,   В красе заплаканной и древней,-   Доколе матери тужить?   Доколе коршуну кружить?       А.Блок

Умолчание Риторические вопрос, восклицание, обращение.

  • Умолчание – это пропуск, как и эллипсис, но многозначительный пропуск того, что важно, но неоднозначно. Это намек и обращение к читателю с предложением догадаться.

Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это эмоционально окрашенные предложения. Риторический вопрос содержит утверждение или отрицание в форме вопроса. Риторическое обращение адресовано неодушевленному предмету, понятию, отсутствующему лицу.

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней,-

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

А.Блок

Функции средств выразительности Эпитет, метафора, метонимия, гипербола и литота, сравнение и перифраз(а) позволяют обеспечить краткость речи, одновременно создавая некий образ и выражая авторское отношение к предмету речи. Позицию автора помогают обозначить также ирония и умолчание. Основная функция анафоры, эпифоры, синтаксического параллелизма и антитезы – логическая организация текста: обеспечение связи между отдельными его частями, их сопоставление или противопоставление. К парцелляции авторы прибегают, чтобы выделить определенные компоненты высказывания, обратить на них особое внимание. Риторические вопросы и восклицания обеспечивают разнообразие интонационного и ритмического рисунка текста.

Функции средств выразительности

  • Эпитет, метафора, метонимия, гипербола и литота, сравнение и перифраз(а) позволяют обеспечить краткость речи, одновременно создавая некий образ и выражая авторское отношение к предмету речи.
  • Позицию автора помогают обозначить также ирония и умолчание.
  • Основная функция анафоры, эпифоры, синтаксического параллелизма и антитезы – логическая организация текста: обеспечение связи между отдельными его частями, их сопоставление или противопоставление.
  • К парцелляции авторы прибегают, чтобы выделить определенные компоненты высказывания, обратить на них особое внимание. Риторические вопросы и восклицания обеспечивают разнообразие интонационного и ритмического рисунка текста.
Метафора, сравнение и олицетворение помогают увидеть единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали. А еще они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают все окружающее нас.  Инверсия  делает речь более упорядоченной, поэтичной. При помощи антитезы писатели могут с большой точностью нарисовать картину, передать чувство и мысль, открыть противоречия, которые есть в жизни. Оксюморон используется для характеристики сложных явлений жизни. Эллипсис придает речи динамичность, непринужденность, эмоциональность, делает ее похожей на устный разговор. Этот прием часто встречается в разговорном языке.
  • Метафора, сравнение и олицетворение помогают увидеть единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях. Сближая далекие предметы, они открывают их новые свойства, то, чего мы раньше не знали. А еще они придают высказыванию эмоциональную окраску, очеловечивают все окружающее нас.
  • Инверсия делает речь более упорядоченной, поэтичной.
  • При помощи антитезы писатели могут с большой точностью нарисовать картину, передать чувство и мысль, открыть противоречия, которые есть в жизни.
  • Оксюморон используется для характеристики сложных явлений жизни.
  • Эллипсис придает речи динамичность, непринужденность, эмоциональность, делает ее похожей на устный разговор. Этот прием часто встречается в разговорном языке.
Повторы  однотипных конструкций участвуют в создании эмоциональной напряженности. Они создают энергию, многообразие лирического волнения. Музыкальности стихотворения способствует параллелизм
  • Повторы однотипных конструкций участвуют в создании эмоциональной напряженности. Они создают энергию, многообразие лирического волнения.
  • Музыкальности стихотворения способствует параллелизм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя