СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слово и его лексическое значение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Слово и его лексическое значение»»

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: «Слово и его лексическое значение»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке.

Задачи урока:

Образовательная: научить определять лексическое значение.

Развивающая: развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, аккуратность, уважительное отношение к одноклассникам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ:  научиться определять лексическое значение слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие.

  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

ЛИЧНОСТНЫЕ: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, карточки, презентация.


ПК

ОК

ПО

У

1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 4.1; 4.3.

1.2; 4.7.

1; 2; 3; 6; 7.

1-12; 21-26.


ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодняшний урок я бы хотела начать со слов А.Н. Толстого «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Ребята, обращаться с языком нужно осторожно, словом можно обидеть и в то же время, словом можно сделать приятное человеку. Мы должны внимательно относиться к словам, хорошо понимать их значение.





Мнения детей.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания:

- Откройте тетради, запишите число.

- Ребята, сегодня мы с вами будем писать двенадцатую букву алфавита. Назовите её.

- Дайте характеристику звукам, которые обозначаются этой буквой.

Кк Ккк Кккк …

Под кустиком Катя нашла котёнка и принесла его домой.

- Рассмотрите цепочки букв. Какое сочетание будет следующим? Найдите закономерность.

- Запишите в тетрадь, сохраняя закономерность, до конца строчки. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Сейчас проверим домашнее задание, повторим ваши знания о постановке знаков препинания.

- Откройте учебник на стр. 40, упр. 4.

- Прочитайте задание.

- Читаем предложения, называем грамматические основы, однородные члены предложения .(по цепочке читают, объясняют).




- Это буква «ка»


К – согл., глух. парн [г],тв., парн [к’],

к’- согл….


- Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву.









Дети по цепочке выполняют задание.


3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

- Отгадайте загадку!

Не мёд, а ко всему липнут-

Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста!

- Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.



- Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.


Мальчик нарисовал огромную шукутуку.

ШУКУТУКУ

- Найдите среди слов этого высказывания такое, которого нет в русском языке. Чем оно отличается от других слов этого высказывания?


- Можете ли вы объяснить, что называют слова МАЛЬЧИК, НАРИСОВАЛ, ОГРОМНУЮ?

- А что называет слово ШУКУТУКУ?

- Вы уже не раз сталкивались с новыми, незнакомыми словами. Может быть, слово ШУКУТУКУ существует в русском языке, но вы просто не знаете, что оно называет? Как это можно уточнить?

- Даже, если бы вы взяли самый большой словарь, всё равно этого слова вы бы в нём не обнаружили. Почему же его нет в русском языке? (Ответы детей.) (СЛАЙД 4, клик)


- Действительно, слова ШУКУТУКУ в русском языке нет (СЛАЙД 4, клик)– оно ничего не называет

- Что такое ЛЕКСИКА? (СЛАЙД 6)


Ответы детей.



(Клей, жвачка, варенье.)







- Сегодня на уроке мы будем говорить о слове и его лексическом значении.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 42, упр. 57.

- Прочитайте высказывания.

- Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?


- Какой смысл несёт в себе высказывание К.Г. Паустовского?

Стр. 42, упр. 58.

- Рассмотрите рисунки.

- Объясните лексическое значение слов – названий предметов.

- Какие слова имеют одинаковое написание, но разный смысл?

- В какие тематические группы можно объединить эти слова?

- Выполните письменное задание к упражнению. (1 ученик у доски).

- Прочитайте материал рубрики «Вспомните!»

- Для чего служат слова в речи?

- Что такое лексическое значение слова?

- Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слова, словарный состав языка?

- В каких словарях разъясняется значение слов?

- Какие толковые словари вы знаете?

- Физкультминутка.




- В русском языке появляются новые слова, новые значения у уже существующих слов.

- Все мы можем выразить с помощью слова.

















- Мышь – животное; мышь – прибор для управления курсором на компьютере.

- Обувь, животные, электротехника, небесные тела.























- Они называют предметы, их признаки и действия.

- Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.

- Лексика.

- Значение слов разъясняется в толковых словарях.

- Толковый словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Откройте учебник на стр. 43, упр. 59.

- Выполните это задание самостоятельно, работая в парах с соседом. Можете пользоваться словарями в учебнике.

Дети работают в парах.



- Москва, каникулы, ужин, яблоко, воскресенье, багаж, горизонт

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Тестовая работа в парах

  1. Лексика изучает

а) словосочетания и предложения

б) звуки речи

в) словарный состав языка

г) части речи

2. В толковых словарях разъясняется

а) значение фразеологизмов

б) лексическое значение слов

г) правописание слов

д) образование слов

3. Слово имеющее одно значение, называется

а) сложным

б) однозначным

в) многозначным

г) простым

4. Укажите ряд, в которых все слова многозначные

а) гребень, варить, сахар

б) ключ, звезда, шляпка

в) сыр, речь, глагол

г) ромашка, хвост, каша

5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

а) часть руки

б) украшение из пучка нитей

в) пучок щетинок для нанесения краски

г) форма расположения плодов у растений

Работа

в парах и в группах!

(РАБОЧИЕ ЛИСТЫ)

1 группа- БАГАЖ, ГИМН

2 группа- ПЕРРОН, ГРЕБЕНЬ

3 группа-ЛЕБЕДЬ,ПЕЙЗАЖ

Выписать лексические значения слов
ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ
УЧЕБНИК СТР 152-153


































Защита работы. Участники групп отвечают.

7. Рефлексия.

-Волшебная лестница знаний.

Вы выбираете:

красный цвет, если испытываете затруднение;

жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике;

зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.


На слайде не законченные фразы, которые вы должны дополнить

На уроке я узнал….

Я научился….

Мне было трудно….

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Домашнее задание: стр. 43, упр. 61 (слова записать в алфавитном порядке)

Мнения детей.














Записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!