Слово и образ в поэзии
Презентация к уроку литературы в 5 классе.
Цели урока:
- Увидеть, как в поэзии происходит превращение слова в образ.
- Почувствовать красоту слова-образа.
- Развивать чувство прекрасного и любовь к поэзии.
Вопросы:
- Назовите имена писателей, чьи произведения посвящены природе?
- Достаточно ли для писателя называть вещи (предметы) своими именами?
Чтобы писать так, как Паустовский или Пришвин, необходимо иметь воображение, уметь выражать свои мысли образно, рисовать словом.
Подготовка к восприятию текста.
- А как же в поэзии? Достаточно ли точного слова в поэзии?
- Опишите тополь, используя точные слова
(высокий, стройный, Толстые листья тёмно-зелёного цвета, с пышной кроной и т.д.).
Рано или поздно слова закончатся, а поэт видит сверх видимого, поэтому может нас удивить, взволновать, восхитить.
И.А. Бунин «Восход луны»
В чаще шорох потаённый,
Дуновение тепла.
Тополь сверху озарённый,
Перед домом вознесённый,
Весь из жидкого стекла.
В чащу тёмную глядится
Круг «зеркально-золотой».
Тополь льётся, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
Вопросы и задания:
- Что показалось вам необычным в этой поэтической картинке?
- Сравните своё описание тополя и описание Бунина? Что удивило?
- Как вы понимаете определение « весь из жидкого стекла»?
- «Тополь» - «стекло». По какому признаку поэт соединяет несоединимые понятия?
- ( Глянцевые листья в лунном свете похожи на стекло).
- Почему автор называет стекло «жидким»?
(Оно расплавленное, тёплое, сверкающее, словно живое. Живой тополь «трепещет и струится стекловидною волной»).
Может ли быть тополь «из жидкого стекла» в жизни? Почему это допустимо в стихотворении ?
Создавая образ тополя поэт прибегает к условности.
Условность – это не тождественность художественного образа объекту воспроизведения. Источник: http://www.litdic.ru/uslovnost-xudozhestvennaya/ .
- Для него главное проникнуться настроением тёплой лунной ночи, почувствовать её прикосновение к своим щекам. Поэт не только наблюдателен , но и точен. Его точность особого рода – поэтическая, т.е. образная.
- Что ещё в этом стихотворение создаёт такое настроение? Какие слова?
- Прочтите последние три строчки стихотворения. Какие звуки вам помогают услышать ночь?
- Если бы вам пришлось рисовать эту картинку, какие цвета вы бы выбрали? Почему именно эти?
- Наблюдая вместе с поэтом одно и то же , мы видим по-разному. Поэт видит больше и иначе. Описывая вроде бы привычные подробности, он незаметно ведёт нас к необычному, новому. Можно сказать, что Бунин точен. Но эта точность особого рода – точность поэтическая, образная.
Вывод:
Вопросы и задания:
- Представьте себе, что вы из окна дома смотрите на приближающийся дождь. Что вы можете увидеть?
- Что меняется в природе? Как начинается дождь?
- Прочитайте стихотворение так, чтобы другие почувствовали, как вы радуетесь весеннему дождю.
А.А. Фет «Весенний дождь».
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Вопросы и задания:
- Сколько картинок возникает в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение?
( В стихотворении происходит смена состояний, и поэт, радуясь каждому новому мгновению, старается его запечатлеть. И каждое мгновение неповторимо. Соединяя их в единую картину, Фет рисует образ дождя, живой и неповторимый).
Вопросы и задания:
- Почему о крыльях воробья поэт говорит «трепещут»?
(Птичка «наслаждается» купанием в песке).
Можно ли сказать, что во второй строфе поэт рисует словом? В какой строчке это проявляется?
(В золотой пыли).
Как вы понимаете это выражение?
Вопросы и задания:
- Мысленно нарисуйте эту картинку.
(Солнце ещё просвечивает сквозь тучи, и лес вдали сияет жёлтым отсветом, но дождь уже идёт там, и лес как будто осыпан золотой пылью. Ещё одна-две минуты, и солнце скроется, лес потускнеет. Но поэт стремится остановить это мгновение, задержать наш взгляд).
Вопросы и задания:
- И вот первые капли брызнули в стекло. Форточка открыта.
- Что вы чувствуете? Как это описывает поэт? Какие ощущения он нам передаёт?
- Является ли поэт простым наблюдателем? Можно ли назвать его волшебником?
- В чём проявляется волшебство?
Обобщение:
- Что нужно увидеть поэту, чтобы удивить и поразить читателя?
- Что нужно читателю, чтобы до конца понять и оценить стихотворение?
( Отыскать скрытый смысл, а иногда и конкретный образ , который нужно отгадать и понять, включив своё воображение и внимание).
Домашнее задание. Выбрать по желанию.
- Выучить наизусть понравившееся вам стихотворение.
- Подобрать стихотворения, в которых есть образы тополя или дождя.
- Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.
Спасибо за урок!!!