СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и образ в поэзии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Видеть и чувствовать природу - величайшее счастье человека. Презентация открывает ученикам тайну превращения слова в образ.

Просмотр содержимого документа
«Слово и образ в поэзии.»

Слово и образ в поэзии Презентация к уроку литературы в 5 классе.

Слово и образ в поэзии

Презентация к уроку литературы в 5 классе.

Цели урока: Увидеть, как в поэзии происходит превращение слова в образ. Почувствовать красоту слова-образа. Развивать чувство прекрасного и любовь к поэзии.

Цели урока:

  • Увидеть, как в поэзии происходит превращение слова в образ.
  • Почувствовать красоту слова-образа.
  • Развивать чувство прекрасного и любовь к поэзии.
Вопросы: Назовите имена писателей, чьи произведения посвящены природе? Достаточно ли для писателя называть вещи (предметы) своими именами? Чтобы писать так, как Паустовский или Пришвин, необходимо иметь воображение, уметь выражать свои мысли образно, рисовать словом.

Вопросы:

  • Назовите имена писателей, чьи произведения посвящены природе?
  • Достаточно ли для писателя называть вещи (предметы) своими именами?

Чтобы писать так, как Паустовский или Пришвин, необходимо иметь воображение, уметь выражать свои мысли образно, рисовать словом.

Подготовка к восприятию текста. А как же в поэзии? Достаточно ли точного слова в поэзии? Опишите тополь, используя точные слова  (высокий, стройный, Толстые листья тёмно-зелёного цвета, с пышной кроной и т.д.). Рано или поздно слова закончатся, а поэт видит сверх видимого, поэтому может нас удивить, взволновать, восхитить.

Подготовка к восприятию текста.

  • А как же в поэзии? Достаточно ли точного слова в поэзии?
  • Опишите тополь, используя точные слова

(высокий, стройный, Толстые листья тёмно-зелёного цвета, с пышной кроной и т.д.).

Рано или поздно слова закончатся, а поэт видит сверх видимого, поэтому может нас удивить, взволновать, восхитить.

И.А. Бунин «Восход луны» В чаще шорох потаённый, Дуновение тепла. Тополь сверху озарённый, Перед домом вознесённый, Весь из жидкого стекла. В чащу тёмную глядится Круг «зеркально-золотой». Тополь льётся, серебрится, Весь трепещет и струится Стекловидною водой.

И.А. Бунин «Восход луны»

В чаще шорох потаённый,

Дуновение тепла.

Тополь сверху озарённый,

Перед домом вознесённый,

Весь из жидкого стекла.

В чащу тёмную глядится

Круг «зеркально-золотой».

Тополь льётся, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой.

Вопросы и задания: Что показалось вам необычным в этой поэтической картинке? Сравните своё описание тополя и описание Бунина? Что удивило? Как вы понимаете определение « весь из жидкого стекла»? «Тополь» - «стекло». По какому признаку поэт соединяет несоединимые понятия?

Вопросы и задания:

  • Что показалось вам необычным в этой поэтической картинке?
  • Сравните своё описание тополя и описание Бунина? Что удивило?
  • Как вы понимаете определение « весь из жидкого стекла»?
  • «Тополь» - «стекло». По какому признаку поэт соединяет несоединимые понятия?
( Глянцевые листья в лунном свете похожи на стекло). Почему автор называет стекло «жидким»? (Оно расплавленное, тёплое, сверкающее, словно живое. Живой тополь «трепещет и струится стекловидною волной»). Может ли быть тополь «из жидкого стекла» в жизни? Почему это допустимо в стихотворении ?
  • ( Глянцевые листья в лунном свете похожи на стекло).
  • Почему автор называет стекло «жидким»?

(Оно расплавленное, тёплое, сверкающее, словно живое. Живой тополь «трепещет и струится стекловидною волной»).

Может ли быть тополь «из жидкого стекла» в жизни? Почему это допустимо в стихотворении ?

Создавая образ тополя поэт прибегает к условности. Условность – это не тождественность художественного образа объекту воспроизведения.   Источник: http://www.litdic.ru/uslovnost-xudozhestvennaya/ .

Создавая образ тополя поэт прибегает к условности.

Условность – это не тождественность художественного образа объекту воспроизведения. Источник: http://www.litdic.ru/uslovnost-xudozhestvennaya/ .

Для него главное проникнуться настроением тёплой лунной ночи, почувствовать её прикосновение к своим щекам. Поэт не только наблюдателен , но и точен. Его точность особого рода – поэтическая, т.е. образная. Что ещё в этом стихотворение создаёт такое настроение? Какие слова?
  • Для него главное проникнуться настроением тёплой лунной ночи, почувствовать её прикосновение к своим щекам. Поэт не только наблюдателен , но и точен. Его точность особого рода – поэтическая, т.е. образная.
  • Что ещё в этом стихотворение создаёт такое настроение? Какие слова?
Прочтите последние три строчки стихотворения. Какие звуки вам помогают услышать ночь? Если бы вам пришлось рисовать эту картинку, какие цвета вы бы выбрали? Почему именно эти?
  • Прочтите последние три строчки стихотворения. Какие звуки вам помогают услышать ночь?
  • Если бы вам пришлось рисовать эту картинку, какие цвета вы бы выбрали? Почему именно эти?
Наблюдая вместе с поэтом одно и то же , мы видим по-разному. Поэт видит больше и иначе. Описывая вроде бы привычные подробности, он незаметно ведёт нас к необычному, новому. Можно сказать, что Бунин точен. Но эта точность особого рода – точность поэтическая, образная. Вывод:
  • Наблюдая вместе с поэтом одно и то же , мы видим по-разному. Поэт видит больше и иначе. Описывая вроде бы привычные подробности, он незаметно ведёт нас к необычному, новому. Можно сказать, что Бунин точен. Но эта точность особого рода – точность поэтическая, образная.

Вывод:

Вопросы и задания: Представьте себе, что вы из окна дома смотрите на приближающийся дождь. Что вы можете увидеть? Что меняется в природе? Как начинается дождь? Прочитайте стихотворение так, чтобы другие почувствовали, как вы радуетесь весеннему дождю.

Вопросы и задания:

  • Представьте себе, что вы из окна дома смотрите на приближающийся дождь. Что вы можете увидеть?
  • Что меняется в природе? Как начинается дождь?
  • Прочитайте стихотворение так, чтобы другие почувствовали, как вы радуетесь весеннему дождю.
А.А. Фет «Весенний дождь». Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.  А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

А.А. Фет «Весенний дождь».

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым мёдом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Вопросы и задания: Сколько картинок возникает в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение? ( В стихотворении происходит смена состояний, и поэт, радуясь каждому новому мгновению, старается его запечатлеть. И каждое мгновение неповторимо. Соединяя их в единую картину, Фет рисует образ дождя, живой и неповторимый).

Вопросы и задания:

  • Сколько картинок возникает в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение?

( В стихотворении происходит смена состояний, и поэт, радуясь каждому новому мгновению, старается его запечатлеть. И каждое мгновение неповторимо. Соединяя их в единую картину, Фет рисует образ дождя, живой и неповторимый).

Вопросы и задания: Почему о крыльях воробья поэт говорит «трепещут»? (Птичка «наслаждается» купанием в песке). Можно ли сказать, что во второй строфе поэт рисует словом? В какой строчке это проявляется? (В золотой пыли). Как вы понимаете это выражение?

Вопросы и задания:

  • Почему о крыльях воробья поэт говорит «трепещут»?

(Птичка «наслаждается» купанием в песке).

Можно ли сказать, что во второй строфе поэт рисует словом? В какой строчке это проявляется?

(В золотой пыли).

Как вы понимаете это выражение?

Вопросы и задания: Мысленно нарисуйте эту картинку. (Солнце ещё просвечивает сквозь тучи, и лес вдали сияет жёлтым отсветом, но дождь уже идёт там, и лес как будто осыпан золотой пылью. Ещё одна-две минуты, и солнце скроется, лес потускнеет. Но поэт стремится остановить это мгновение, задержать наш взгляд).

Вопросы и задания:

  • Мысленно нарисуйте эту картинку.

(Солнце ещё просвечивает сквозь тучи, и лес вдали сияет жёлтым отсветом, но дождь уже идёт там, и лес как будто осыпан золотой пылью. Ещё одна-две минуты, и солнце скроется, лес потускнеет. Но поэт стремится остановить это мгновение, задержать наш взгляд).

Вопросы и задания: И вот первые капли брызнули в стекло. Форточка открыта. Что вы чувствуете? Как это описывает поэт? Какие ощущения он нам передаёт? Является ли поэт простым наблюдателем? Можно ли назвать его волшебником? В чём проявляется волшебство?

Вопросы и задания:

  • И вот первые капли брызнули в стекло. Форточка открыта.
  • Что вы чувствуете? Как это описывает поэт? Какие ощущения он нам передаёт?
  • Является ли поэт простым наблюдателем? Можно ли назвать его волшебником?
  • В чём проявляется волшебство?
Обобщение: Что нужно увидеть поэту, чтобы удивить и поразить читателя? Что нужно читателю, чтобы до конца понять и оценить стихотворение? ( Отыскать скрытый смысл, а иногда и конкретный образ , который нужно отгадать и понять, включив своё воображение и внимание).

Обобщение:

  • Что нужно увидеть поэту, чтобы удивить и поразить читателя?
  • Что нужно читателю, чтобы до конца понять и оценить стихотворение?

( Отыскать скрытый смысл, а иногда и конкретный образ , который нужно отгадать и понять, включив своё воображение и внимание).

Домашнее задание.  Выбрать по желанию. Выучить наизусть понравившееся вам стихотворение. Подобрать стихотворения, в которых есть образы тополя или дождя. Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.

Домашнее задание. Выбрать по желанию.

  • Выучить наизусть понравившееся вам стихотворение.
  • Подобрать стихотворения, в которых есть образы тополя или дождя.
  • Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.
Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!