СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки»

Урок 34
Слово и слог. Звуки и буквы. соГласные звуки

Цели деятель-
ности учителя

Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы обучения

Фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Оборудование

Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)


Окончание табл.

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, звукобуквенного разбора слова «ключ», слов с непроверяемыми написаниями

Основные понятия и термины

Согласные звуки. Парные и непарные по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласные звуки. Условное звуковое обозначение согласных звуков. Буквы, которые обозначают мягкость (твердость) согласных звуков на письме. Буквосочетания ча–ща, чу–щу, жи–ши, чк, чн, нч, чт, щн. Слова с непроверяемым написанием. Звукобуквенный разбор слова. Правило обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков буквами


организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
по названию темы

– Откройте учебник на с. 65. Мы продолжаем
работу над разделом «Слово в языке и речи».

– Сегодня на уроке повторим и систематизируем знания о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки, написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; будем упражняться в правильном обозначении на письме парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными, ударного гласного звука после шипящих

Внимательно слушают

Фрон-тальная

П – извлекают
необходимую информацию
из сведений учи-теля, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта-
ниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

– Посмотрите и отметьте элементы, которые
получились у вас лучше остальных

– Заглавной
и строчной
букв Х, х.






Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П – владеют логическими действи-ями анализа, син-теза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв с соблюдением правил каллиграфии

III. Повторение
изученного мате-
риала.

1. Работа
по таблице, с. 65

Работа
по таблице
с целью актуализации знаний о со-гласных
звуках, условных звуковых обозначениях согласных звуков

– Рассмотрите в учебнике на с. 65 таблицу
«Согласные звуки» и ответьте на вопросы:

••Почему согласные звуки получили такое название?

••Как называется согласный звук, если он состоит из голоса и шума?

••Как называется согласный звук, если он состоит только из шума?

••Назовите пары согласных звуков по глухости-звонкости.

••Назовите согласные звуки, у которых нет пары по глухости-звонкости.


Рассматривают содержание таблицы.

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; используют знаково-символиче-ские средства представления

Знания
об изучен-ных со-гласных звуках
и буквах, обозначающих со-гласные звуки,
об условном обозначении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



••Назовите пары согласных звуков по твердости-мягкости.

••Почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков?

••Какие буквы обозначают мягкость согласного звука на письме?

••Какие буквы обозначают твердость согласного звука на письме?

••Обратите внимание на условное звуковое
обозначение согласных звуков



информации,
различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

звуков

2. Работа
в рабочей тетради,
с. 38,
упр. 90

Упражнение в произношении согласных звуков, пра-вильном
назывании согласных букв

– Откройте рабочую тетрадь на с. 38, найдите упр. 90. Прочитайте, называя правильно буквы. Какие буквы, обозначающие согласные звуки,
надо вставить на месте пропусков?

– Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые.

– Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

– Назовите слово, в котором все согласные
глухие.

Выполняют
задания.



– Марка.


– Финики.


– Шишка.


Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логичес-кими действиями, строят речевое высказывание
в соответствии
с задачами коммуникации; исполь-

Произношение со-гласных звуков. Правильное называние со-гласных букв


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Назовите слово, в котором все согласные
звонкие

– Рана


зуют знаково-
символические средства представления информации, различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»


3. Работа
по учебнику, с. 66, упр. 119

Работа над упражнением с целью актуализации знаний об особенностях шипящих

– Откройте в учебнике с. 66, найдите упр. 119. Прочитайте. Почему согласные звуки [ж], [ш],
[ч’], [щ’] назвали шипящими? Какие из них
только твердые, а какие – только мягкие?

Расскажите, что вы знаете о правописании
буквосочетаний: жи–ши, ча–ща, чу–щу, чт, чн, чк, щн, нч.

Выполняют
задания.
Отвечают
на вопросы

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с зада-

Знание особенностей шипящих со-гласных звуков.

Написание глас-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


согласных звуков,
написании гласных
после
шипящих

Можно провести диктант по памяти или комментированную запись слов с данными орфограммами.

Диктант по памяти: один ученик называет слово с данными орфограммами, а другие учащиеся его записывают, затем объясняют написание слова.

Комментированная запись слов:
зайчата, лесная чаща, снежинка, большая щука, чудесный день, шины у машины, чуткость товарища, чтение статьи, ночная прохлада, резная печка, конечная остановка, мощный поток



чами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л осознают границы своего знания и «незнания»

ных после шипящих

4. Работа
с памяткой проведения звукобуквенного разбора слова,
с. 143.

Работа

Знакомство с памяткой проведения звукобуквенного разбора
слова.

Выполнение звуко-

– Откройте в учебнике с. 143. Прочитайте
памятку 1 «Как сделать звукобуквенный разбор слова».

– Пользуясь образцом, проведем звукобуквенный разбор слова «ключ» (одновременно проводится запись звукобуквенного разбора слова):

••Произнесите слово.

••Определите, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.

Выполняют
задание.






– В слове один слог: ключ.

Индиви-дуальная.

Коллективная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

Умение
работать с учебной статьей. Знание алгоритма выполнения
звуко-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

по учеб-
нику, с. 66, упр. 120.

буквенного разбора
слова.

••Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.

••Назовите звуки по порядку и определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный. Назо-вите букву, которой обозначается каждый звук.


















••Назовите количество звуков и букв в слове.

– Он является ударным.

– Звуки в слове можно обозначить так:
[кл’уч’].

[к] – согл.,
глух. парн.,
тв. парн.;
обозначается буквой «ка»;

[л’] – согл., звон. непарн, мягк. парн.; обозначается буквой «эль»;

[у] – гласн., ударн;
обозначается буквой «у»;

[ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.; обозначается буквой «че».

– В слове 4
буквы, 4 звука.


используют знаково-символиче-ские средства представления информации,
различные способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

буквенного разбора слова.

Выполнение звукобуквенного разбора слова. Выполнение физкульт-
минутки
(четко
следуя инструкции)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7





Упражнения физкульт-
минутки

– Обратите внимание, что цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звукобуквенный разбор этого слова.

Физкультминутка
(см. урок 6)

Внимательно слушают.


Выполняют упражнения физкульт-
минутки




5. Работа
в рабочей тетради,
с. 40,
упр. 96

Выполнение звукобуквенного разбора
слова

– Откройте рабочую тетрадь на с. 40, найдите упр. 96. Выполните звукобуквенный разбор слова «зяблик». При необходимости обращайтесь
к памятке в учебнике на с. 143.

После выполнения задания осуществляется
взаимопроверка

Выполняют
задания.



Осуществляют взаимопро-
верку

Индиви-дуальная.

Парная

П – владеют логическими операциями, используют знаково-символические средства.

Р – осознают
и принимают учебную задачу, планируют, контролируют и оценивают учебные действия.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Выполнение звукобуквенного разбора слова

6. Работа
с правилом, с. 67

Воспроиз-
ведение
правила обозначения пар-

– Прочитайте правило в учебнике на с. 67. Ответьте на вопросы:

••Какую согласную в корне надо проверять?

••Как надо проверять?

Выполняют
задание,
отвечают
на вопросы

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – владеют логическими действиями, строят речевое высказывание, осуществля-

Умение
работать с учебной статьей. Знание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


ных по
глухости-
звонкости согласных звуков
буквами

••Какие способы подбора проверочного слова вам известны?



ют различные
способы поиска информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

правила обозначения парных по глухости-звон-
кости
согласных звуков бук-
вами

7. Работа
по учебнику, с. 67, упр. 122

Обозначение парных по
глухости-
звонкости согласных звуков
буквами

– Найдите в учебнике на с. 67 упр. 122. Произнесите слова. Объясните, какой буквой вы обозначите парный по глухости-звонкости согласный звук в каждом слове.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – владеют логическими действи-ями, строят речевое высказывание.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргумен-

Обозначение парных по глухости-звонкости согласных звуков бук-
вами


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






тируют свою
точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»


8. Работа
по учебнику, с. 67, упр. 123

Упражнение в написании слов на правило обозначения парных согласных звуков
на письме

– Найдите в учебнике на с. 67 упр. 123. Прочитайте скороговорку М. Грозовского «На кухне».

– Что обозначает выражение «друг с дружкой»?

– Найдите пары однокоренных слов – названий посуды.

– В каком из них букву, обозначающую парный согласный звук надо проверять? Какое слово
будет проверочным для каждого из них?

– Что обозначает цифра 1 справа от слова
«чашка»?



– Произведите звукобуквенный разбор слова.

После выполнения задания осуществляется
самопроверка.

– Выполните письменное задание упражнения

Выполняют
задания.


Выполняют
задание.

– Кружка –
кружечка.


– Выполнить звукобуквенный разбор
данного слова.

Выполняют
задания. Осуществляют самопроверку

Индиви-дуальная.

Фрон-тальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символи-ческие средства представления информации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу.

К – слушают сверстников
и взрослого, излагают и аргументируют свою точку

Написание слов на правило обозначения
парных согласных звуков на письме.

Выполнение звукобуквенного разбора слова


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






зрения на обсуж-даемую проблему.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»


9. Самостоятельная
работа

Орфографический диктант с целью проверки знания написания словарных слов.

Работа над упражнением с целью подбора слов на правило обозначения парных согласных звуков буквами, объяснения их написания

Можно предложить выполнить задания
на выбор.

Слуховой орфографический диктант: обувь, сугроб, сказка, стриж, ландыш, варежка, град, крот, мороз, площадка, бровь.

Выполнение заданий в рабочей тетради: подобрать проверочное слово для каждого
из слов, данных в упражнении (устно).

После выполнения задания осуществляется
взаимопроверка

Выполняют
задания.







Осуществляют взаимопро-
верку

Индиви-дуальная.

Парная

П – ориентируются на страницах учебного пособия, владеют логическими действиями.

Р – осознают
и принимают учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения, планируют, контролируют, оценивают учебные действия.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

Написание слов с непроверяемым написа-
нием.

Подбор слов
на пра-
вило
обозначения парных со-гласных звуков
буквами


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Что вы вспомнили о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки? Как правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
Что надо знать, чтобы правильно обозначить
буквой ударный гласный звук после шипящих?

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 39,
упр. 93 (письменное задание), учебник, с. 68, упр. 124 (по выбору)

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний