СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово как единица

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку. 

Просмотр содержимого документа
«Слово как единица»

Тема. Слово как лингвистическая, литературоведческая и речевая единица.

Литература.

  1. Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1991. Ч. 1.

  2. Комлев Н.Г. Слово в речи: аспекты языка. - М.: Дело, 2000.

  3. Современный русский язык / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. 2-е изд. М.: Просвещение

  4. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. - Воронеж, 1985.

  5. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. – М, 1997.

  6. Энциклопедия мудрости/ К. Андриевская, М. Агеев, И. Антрощенко. – М., 2008.

Цели: способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- овладение орфографическими и речевыми нормами.



Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому, как драгоценные камни

излучают таинственный блеск.

                                                                      К. Паустовский.

Работа с эпиграфом. (Слайд 2)

Самостоятельная работа учащихся в группах со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля,

Н.М. Шанского. Извлечение информации из дополнительных источников, анализ.

Работа в парах. Раздаточный материал. Учащиеся читают стихотворение Якова Козловского. Отвечают на вопрос: Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом. (Слайд 3)

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.



Сама природа слова, его связь с окружающими людьми, миром мыслей и чувств человека требуют вдумчивого и осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К. Ушинский, «отражается вся история духовной жизни народа».

Слово – это единица языка, называющая понятия, предметы, их признаки и действия. Слово передаёт нашу речь. Именно слово является главным средством человеческого общения. Слово – показатель уровня культуры человека, его духовной красоты и значимости.

Раздаточный материал. Работа с текстом.

Слово-звезда.

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)



Докажите, что это текст. Объясните смысл названия. Какие средства художественной выразительности использовал писатель? Рассмотрим слово «звезда» с точки зрения фонетики, морфологии.

(М. Пришвин размышляет о силе человеческого слова, которое, подобно звезде, дарит свет людям. Учащиеся находят метафоры в тексте, сравнительные обороты, синонимы определяют переносное значение слова, выполняют фонетический разбор).


Лингвистика рассматривает слово с точки зрения звучания (фонетический анализ), правильного произношения и ударения (орфоэпический анализ), лексического значения (лексический анализ), морфемного состава (морфемный разбор), словообразования (словообразовательный анализ), правописания (орфографический разбор), морфологических признаков (морфологический разбор).


Работа в группах. Тренинги.

Группа 1. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения звучания. Фонетический тренинг. (Слайд 4)

Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются,

как птицы, то позванивают, как первый лёд. К. Паустовский

  1. В каком слове из высказывания К. Паустовского количество букв и звуков не совпадает?

  2. В каких словах все согласные звуки твёрдые?

  3. В каком слове есть глухой мягкий непарный звук – какой это звук?

Группа 2. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения правильного произношения и ударения. Орфоэпический тренинг. (Слайд 5)

С осторожностью птицелова

Я ловлю крылатое слово

И лелею его, и любуюсь им вволю,

И жалея его, отпускаю на волю.

Л. Мартынов

  1. Какие повторяющиеся звуки создают впечатление мягкости, напевности? Как называется этот приём?

  2. Найдите слова, в которых звуки произносятся так: а) [цы ], б) [жы]

  3. Какие звуки произносятся на месте безударных букв 1). Е и Я ? 2). А и О? Укажите эти слова.

Группа 3. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения лексического значения. Лексический тренинг. (Слайд 6)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

К. Паустовский

  1. Каково лексическое значение слова «излучают»?

  2. Подберите синоним к слову «таинственный»?

  3. Назовите слово, заимствованное из старославянского языка?

Группа 4. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения словообразования. Словообразовательный тренинг. (Слайд 7)

Человек внимательно прислушивается к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи… Про такого человека говорят, что он знает язык до корня.

Н. Асеев

  1. Назовите слова с нулевым окончанием.

  2. Назовите слова с приставками.

  3. Назовите слово, не имеющее окончания.

Группа 5. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения морфологических признаков. Морфологический тренинг. (Слайд 8)

Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением, у них разные задачи и способности их выполнять: именно эти их различия учитывает морфология…

Т. Ю. Угроватова

  1. Найдите слово по признакам: существительное, Ж.р., 3-го скл., ед. ч., Тв. п.

  2. Укажите глагол в неопределённой форме.

  3. Назовите в данном высказывании все служебные части речи.



Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.
И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Раздаточный материал. Исправьте речевые ошибки.

1.На конференции состоялся обмен мнений. 2. Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей. 3. Большая сила воли присуща для этого героя. 4.Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя. 5.Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки. 6.Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал. 7.Болезнь и пропуски занятий повлияли на знаниях школьника. 8.Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 9. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 10. Много молодежи пришли на вечер танцев.



Слово- основная единица языка. Богатство русского языка заключается в его разнообразной языковой системе, в морфологическом и синтаксическом потенциале, в многообразии изобразительно-выразительных средств.

Внимание к слову, его значению, написанию, употреблению – вот цель наших уроков русского языка. Научиться умению видеть «драгоценный блеск» каждого – вот задача работы с ним.

Напутственное слово.

Чтобы в совершенстве владеть русским Словом, надо: читать художественные произведения русских писателей, читать книги об истории нашего Отечества, читать литературу о путешествиях, знакомиться с мемуарами, читать книги об искусстве, посещать музеи, путешествовать по родному краю, по нашей земле, тогда вы будете душевно богаты и интересны.

Будьте «любителями слова», ибо слово формирует культуру человека, его нравственные и гражданские качества.

Д.С. Лихачёв «Письмо о добром и прекрасном»

Рефлексия.

Учащимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

7. Домашнее задание мне кажется…

Домашнее задание.

  1. Спишите текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

     Слово только на первый взгляд кажется простой и понятной единицей языка. При внимательном исследовании оно предстает сложнейшей структурой с неисчерпаемым содержанием.

                                                                                                Л. Крысин

Как вы понимаете это высказывание лингвиста?

  1. На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным –

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

Объясните правописание подчеркнутых слов. О чем говорит автор? Следуете ли вы его совету?

















Сама природа слова, его связь с окружающими людьми, миром мыслей и чувств человека требуют вдумчивого и осмысленного подхода

к его изучению. Через родное слово в языке,

как отмечал

К. Ушинский, «отражается вся история духовной жизни народа».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!