СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(4ч.)
Урок 1. Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
Целевая установка: дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и значения, показать, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире есть великое множество слов, учить различать предметы ( признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учить составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.
План урока
1. Проверка домашнего задания. Сколько заданий выполнили, проверяя свои знания? Какие задания вызвали ваше затруднения?
2.Рассматривание щмуцтитула ( учебник, стр. 17 ). Чтение названия раздела. Определение целевой установки изучения раздела « С какими словами будем знакомиться на уроках при изучении данного раздела?».
3. Определение учебной познавательной задачи урока Что такое слово? ( учебник, стр. 18). Выслушивание мнений детей.
4. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 1, стр. 18) Рассуждение о том, является ли сочетание слов «плим» словом.
5.Чтение сведений о языке ( учебник, стр. 18) и ответы на вопросы: Что такое слова? Для чего они нам нужны?
6. Комментированная запись слов под диктовку: стол, воробей, ворона. Ответы на вопросы: Можно ли назвать словами то, что вы записали? Что называет каждое слово? Какое слово является лишним? ( слово стол –это название мебели, другие слова- названия птиц). Названия каких других птиц вы знаете?
7. Обсуждение: для чего нужны слова? Слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий.
8.Чтение высказывания К.Г. Паустовского о слове (учебник, упр. 2), выявление главной мысли этого высказывания и подтверждение ее подбором примеров слов.
9.Чтение стихотворения (рабочая тетрадь, упр. 1, стр.10). Сопоставление мыслей, заключенных в высказывании К.Г. Паустовского и строках стихотворения А. А. Шибаева.
10. Определение значений слов, выделение тематических групп слов, которые можно объединить темой весна (зима, лето)
Чтение слов (учебник, упр. 3). Соотнесение слова и образа, вызванного словом.
Ответы на вопросы: что или кого называет каждое из слов? К каким словам можно задать вопросы к т о?, а к каким — ч т о?
Отбор слов, которые можно объединить темой «Весна» («Зима», «Лето»).
Составление (устно) предложений с любым словом.
Задание на выбор: списать два «весенних» слова или записать предложение с любым из «весенних» слов.
11. Рассматривание рисунка (рабочая тетрадь, упр. 2, стр.11)), подбор к нему названия. Дописывание букв в словах и проверка написания слов (учебник, упр. 3). Объяснение, почему словам даны такие названия: подснёжник, ледоход.
12. Сопоставление реально существующего предмета ( признака, действия) и слова-названия этого предмета (признака, действия) Рассматривание рисунка (учебник, упр. 4). Выполнение заданий. (Учитель обращает внимание на то, что предмет (его признак или действие) и слово, называющее этот предмет (его признак или действие), не одно и то же.) Например, учитель может вести беседу так: «Что за предмет вы видите? (Сосуд (аквариум), в котором живут рыбки.) А что можно сделать с этим стеклянным сосудом? (Передвинуть с места на место, налить в него воды, нечаянно разбить...) А как называют этот предмет? (Аквариум.) Проговорите это трудное слово по слогам. Что можно сделать со словом аквариум? (Произнести, написать, определить, на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение...) Слово аквариум и предмет, который называется этим словом, — это одно и то же или нет? Почему?» И т. д.
13.. Составление текста ( устно) по рисунку и опорным словам (учебник, упр. 5). Примерный текст: «В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик-коток!»
14. Итог урока: когда слово является словом? Для чего нужны слова в речи? Что могут называть слова? Предмет и слово-название предмета – это одно и то же?
15.Домашнее задание: Запись слов (рабочая тетрадь, упр. 1, стр. 10).