СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово о полку Игореве. Урок № 1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытие и изучение "СОПИ"

Просмотр содержимого документа
«Слово о полку Игореве. Урок № 1»

8 класс

Урок 3.

«Слово о полку Игореве». Открытие и изучение. Историческая основа. Сюжет и композиция

Цели:


  1. подготовить учащихся к восприятию древнерусского памятника «Слово о полку Игореве»; помочь воссоздать картину времён написания произведения; познакомить с историей открытия "Слова", а также с исследованиями "Слова" и его переводами.

  2. формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

  3. содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся, приобщению к произведениям искусства.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся расширяют свои знания, самостоятельно осмысливают и осваивают информацию и доносят ее до своих одноклассников, анализируют текст, обобщают и делают выводы по тексту, реализуют в процессе познавательной деятельности коммуникативные умения, выражают свои мысли по заданной теме, рефлексируют по поводу своего понимания информации.

Оборудование:

РМ – приложения (для групповой работы), презентация, видеофрагменты, карта «Русь в XII – нач. XIII вв.»;

ссылки на видеофрагменты: 1) nofollow.ru/video.php?c=lyzknbFDRHU 2) http://www.nofollow.ru/video.php?c=WmyZt4XGe_c

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Мотивация на успех.

«Создай шедевр из сегодня…»

Джон Вуден (американский баскетболист и баскетбольный тренер-легенда).

Приветствуют учителя.

Высказываются, как понимают фразу выдающегося человека.

  1. Актуализация опорных знаний


Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена,
И нет у нас иного достоянья:

И.А. Бунин. "Слово"

  1. Блиц-опрос.

- Назовите хронологические рамки существования Древнерусской литературы.

- С чем связано возникновение древнерусской литературы?

- Каковы основные темы литературы XI - XIII веков?

- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

- Какими особенностями обладала древнерусская литература?

- Приведите примеры произведений Древнерусской литературы.

  1. Кроссворд

- Заполните кроссворд и прочитайте, какое слово зашифровано. (Приложение 1)










Пользуясь таблицей, составленной на прошлом уроке, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.





Решают кроссворд в группах (Приложение 1). Получают ключевое слово «летопись»

  1. Мотивация познавательной деятельности.

(Слайд 1)

- Сегодня мы познакомимся с жемчужиной древнерусской словесности "Словом о полку Игореве". (Слайд 2) Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: "Слово о полку Игореве", продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы 19 и 20 веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и произведением современной литературы. Оно живо и действенно, заряжает своей поэтической энергией и воспитывает, учит литературному мастерству и любви к Родине". На протяжении нескольких уроков мы с вами будем изучать "Слово.. " и попытаемся подтвердить слова Д. С. Лихачева (Слайд 3)


Запись эпиграфа:

- Вижу Русь!

Торжественно-сурово

Вслушиваюсь в темную строку:

Так и есть,

Сначала было "Слово"

Это было "Слово о полку…"

Л. Мазуркин


  1. Работа по теме урока.


  1. Знакомство с историей открытия слова.

А) Просмотрите видеосюжет (фрагмент 1) и ответьте на вопросы таблицы (Приложение 2)

Б) Работа с таблицей и ответы на вопросы слайда 5

В качестве иллюстраций к ответам таблицы слайд 6, 7, 8

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

Во время французского нашествия 1812 года в огне сгорела вся библиотека Мусина-Пушкина. Так был утрачен оригинал «Слова…». Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II. В настоящее время она хранится в Центральном Архиве древних актов в Москве.

  1. Знакомство с исторической основой произведения.

- Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. Что из истории известно о положении Руси в XII веке и князе Игоре?

А) Сообщение ученика об исторической основе "Слова " или работа с приложением в группе (Приложение 3).

Сообщение иллюстрируется слайдами 9 - 10

- В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, л ишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

Б) Просмотр видеосюжета (2 фрагмент)

- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным?

  1. Оценка исторических событий современниками (Слайд № 11)

А) - Вспомните, в каком году князь Игорь предпринял поход?

Значит, «Слово…» написано по горячим следам от пожаров и набегов – в промежутке между 1185 – 1187 годами. К сожалению, точной даты в летописях не сохранилось. Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской.


Б) Просмотр видеосюжета (3 фрагмент)

- Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

В) «Спектральные дебаты»

Утверждающая сторона доказывает, что Игоря нельзя простить.

Опровергающая сторона доказывает, что Игоря можно простить.

  1. Авторство "Слова" (Слайд №12)

А) – Обычно вместе с названием произведения мы произносим имя его автора. А сегодня я не произнесла его имени. Как вы думаете, почему?
Б) Сообщение ученика о гипотезах авторства "Слова" или работа с приложением в группе (Приложение 4)

На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным.

- Да, мы не знаем его имени. Но его личность за каждой строкой произведения. Он размышляет о страшном походе князя Игоря, оплакивает погибших воинов, радуется возвращению Игоря. Благодаря таланту неизвестного автора, мы услышим свист стрел, увидим, как никнут от жалости к павшим травы, как «болотом» течёт река Двина. Зачитываю текст: «Уже ведь, братия, невесёлое время настало…» до слов: «…а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».

  1. Идейное содержание «Слова»

– Ребята, как вы думаете, с какой целью автор написал «Слово…»? Только ли потому, чтобы рассказать о неудачном походе князя Игоря?

- Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это для автора и нас повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для горячего призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль – единение русских против общих врагов – и является главной мыслью произведения. Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Он взывает к русским князьям: почему не пришли, не помогли.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”.

  1. Итог урока. Слово в литературе, живописи и музыке

(Слайд 17-20)


Просматривают видеоурок «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа

Разделить на 3 фрагмента:

  1. История открытия «Слова»

  2. Историческая основа «Слова»

  3. Оценка современников похода князя Игоря

Отвечают на вопросы таблицы (Приложение 2), обсуждая ответы в группах.

Делают записи в тетради после проверки.








Работают с Приложением 3.

Просматривают видеосюжет (фрагмент 2)

Делают записи в тетради.

Отвечают на вопрос: Почему поход Игоря был неудачен?

































Просматривают видеосюжет (3 фрагмент), определяют различные оценки современников.





В группах обсуждают поступок Игоря, подбирают аргументы и доказывают, что Игоря нельзя простить (1-2 группы), что Игоря можно простить (3-4 группы)


Высказывают предположения.

Читают Приложение 4. Определяют гипотезы об авторе «Слова»


























Высказывания учащихся о цели создания «Слова» неизвестным автором.

Просматривают видеосюжет: «Слово о полку Игореве»: композиция, авторская идея.

Делают записи в тетради.







Отвечают на вопросы викторины «Проверь себя»

  1. Рефлексия.

Рефлексивно-оценочная методика «ХИМС»

Ученики заполняют таблицу по методу «ХИМС»

Каждый участник на карточках пишет: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой. Затем листочки вывешиваются на доску, либо участники приклеивают свои карточки к 4-м большим плакатам.

Домашнее задание


  1. Чтение "Слова о полку Игореве"

  2. Характеристика героев "Слова"

    1. кн. Игорь;

    2. кн. Всеволод;

    3. кн. Святослав;

    4. кн. Ярославна.

  1. Выучить отрывок. «Плач Ярославны» или «Золотое слово Святослава



1