СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на материале английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это исследовательская разработка моей ученицы, которая может помочь в расширении словарного запаса учацихся при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку

Просмотр содержимого документа
«Словообразование и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на материале английского языка.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 имени Александра Харламова посёлка Половинный.













ПРОЕКТ

Тема: Словообразование и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на материале английского языка.









Выполнила:

Анисимова Екатерина Евгеньевна, учащаяся 11А класса,

МАОУ СОШ №10 имени

А. Харламова

Руководитель:

Тарашкевич Ольга Иосифовна, учитель английского языка



п. Половинный

2 022 г.

Содержание

Содержание 2

Введение. 3

Глава 1. Теоретическая часть. 5

1.1 Основные способы образования слов в английском языке. 5

1.2 Анализ существующих методов изучения словообразования в английском языке. 9

1.3 Показатель исследования данного аспекта на современном этапе развития языкознания и технологий изучения английского языка. 12

1.4 Теоретическое обоснование необходимости создания и разработка таблиц для изучения словообразования в английском языке в целях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 15

Глава 2. Практическая часть. 18

Заключение 19

Приложение 20

Список использованной литературы. 27









Введение.

Изучая иностранный язык большинство учащихся сталкиваются с ограниченным словарным запасом. Если понять принцип словообразования в английском языке, который достаточно хорошо изучен в разделе языкознания, то «вокабуляр»1 можно легко расширить. Расширение словарного запаса даёт возможность понимать и общаться с людьми другой культуры, читать литературу зарубежных писателей, статьи учёных и журналистов в оригинале. Существует множество способов словообразования, но необходимо рассмотреть наиболее эффективные и распространённые из них, так как подставить приставку или окончание порой очень сложно. Но в процессетренировочных упражнений мы часто встречаемся с ними и постепенно запоминаем их автоматически.

Как правило, учащиеся, сдающие экзамен по английскому языку за курс основной и средней школы сталкиваются с заданиями, в которых необходимо лексически преобразовать слова, то есть из одной части речи сделать другую, подобрать подходящее однокоренное слово, чтобы передать смысл заявленных предложений.

Проблема: отсутствие системы в изучении словообразования в английском языке в основной и средней школах, в частности в целях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Объект исследования: раздел «словообразование».

Предмет исследования: способы словообразования.

Актуальность: данный вопрос заинтересовал меня ещё и потому, что в заданиях ОГЭ и ЕГЭ отсутствуют объяснения, как происходит словообразование в английском языке.

Гипотеза: может ли учащийся средней и основной школы понять принцип словообразования в английском языке?

Цель: разработка системы изучения словообразования в английском языке и экспериментальная апробация данной системы в реальных условиях учебного процесса в средней и основной школе.

В соответствии с целью определен круг задач.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую базу по теме словообразование в английском языке.

  2. Описать основные способы словообразования.

  3. Рассмотреть уже существующие способы словообразования.

  4. Проанализировать необходимость создания таблиц для изучения раздела словообразования в средней и основной школах.

  5. Провести социологическое исследование по данной теме среди учащихся 9-11 классов го Верхний Тагил.

Теоретическое значение: помощь учащимся при подготовке к заданиям

(27-32)/(26-31) входящих в ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.

Практическое значение: познакомить учеников со способами словообразования, используя созданное мной методическое пособие (буклет).

Знание способов словообразования различных частей речи делает перевод с английского языка на родной в несколько раз проще, так как мы можем мгновенно сделать вывод о том, что означает то или иное слово.





Глава 1. Теоретическая часть.
    1. Основные способы образования слов в английском языке.

Словарный состав английского языка находится в состоянии непрерывного изменения, и одна из закономерностей его развития заключается в пополнении новыми словами. Пополнение происходит двумя способами: первый способ связан с заимствованием слов из других языков; второй способ основан на образовании новых слов с помощью словообразования. Словообразование в свою очередь классифицируется на два типа: словосложение2 и словопроизводство3.

Подробнее об этих типах:

  1. Используя словосложение, мы получаем слова, которые пишутся слитно или через дефис. В русском языке тоже есть такой способ, и, кстати, само слово «словосложение» образовано этим способом. Таким путем образуются глаголы, существительные (чаще всего), прилагательные, наречия и местоимения.

Примеры:

some- (в значении «некоторый»): someone (кто-то); someday (когда-нибудь); somewhere (где-нибудь)…

Tooth (зуб) + paste (паста) = Toothpaste (зубная паста)

Hair (волосы) + cut (обрезать) = Haircut (стрижка)



  1. В свою очередь, процесс словопроизводства затрагивает 4 способа по формированию новых слов: 1) аффиксация; 2) конверсия; 3) чередование звуков и ударений; 4) аббревиатуры и сокращения слов.







  1. Аффиксация.

Данный способ включает в себя такое понятие как аффикс. Аффикс4 –сочетание приставки и суффикса, которые присоединяются к корню или основе слова.

  1. Приставки, или же префиксы, всегда присоединяются в начале слова, к корню. Их основная задача состоит в том, чтобы изменить значение слова, при этом не меняя его часть речи.

Примеры:

Over-(в значении «пере» или «сверх») – oversleep (проспать); «Overlord» («Повелитель» - американский военный фильм ужасов 2018 года режиссёра Джулиуса Эйвери).

Re- (в значении «заново» или «снова») – renew (возобновить); «Re:Zero» («Жизнь с нуля в альтернативном мире» - веб-роман, написанный Таппэем Нагацуки).



  1. Суффиксы ставятся в основе слова, после корня и перед окончанием. Они служат для того, чтобы преобразовать слово из одной части речив другую.

Примеры:

Hood- (в значении «состояние» или «положение») – childhood (детство); «The Neighbourhood» («Окрестности» - американский музыкальный коллектив, играющий в жанре альтернативный рок и основанный в калифорнийском городе Таузанд-Окс в 2011 году).

Ment- (в значении «совокупность предметов» или «действие») – management (управление); «Detachment» («Учитель на замену» - американский драматический фильм 2011 года режиссера Тони Кея)







  1. Конверсия5.

Данный способ представляет собой переход слова из одной части речи в другую, при этом внешняя форма слова не изменяется. Примеры:

Самый распространенный приём – глагол от существительного или наоборот

1) Eye (глаз) – to eye (рассматривать); bug (жук) – to bug (подслушивать); host (хозяин) – to host (принимать гостей)…;

2) To try (пытаться) – a try (попытка); to dream (мечтать) –a dream (мечта); to feel (чувствовать) –a feel (ощущение)…

Глагол можно так же образовать от прилагательного или наречия.

1) Clean(чистый) – to clean (очищать); fat (толстый) – to fat (полнеть); brown (коричневый) – to brown (загорать)…;

2) up (вверх) – to up (поднимать); down (вниз) – to down (опускать); round (вокруг) – to round (округлять)…;

Существительные тоже можно образовывать от прилагательных и наречий.

1)Green (зелёный) – greens (зелень); sweet (сладкий) – sweets(конфеты)…;

2) up (вверх) – ups (подъёмы); down (вниз) – downs (падения)…;

  1. Чередование звуков и ударений.

Чередование звуков как один из приёмов словопроизодства представляет собой вариации звуков в словах, их производные и грамматические формы. Примеры:

To prove (доказывать) – proof (доказательство); to lose (терять) – loss (потеря); to bleed (кровоточить) – blood (кровь); to speak (разговаривать) – speech (речь)…

Что касается ударения, то оно служит средством различения слов, которые относятся к разным частям речи.Примеры:

Photograph [ˈfoʊtəɡræf] – фотография, photographer [fəˈtɑːɡrəfər] – фотограф, photographic [fəʊtəˈgræfɪk] – фотографический;

А PREsent (подарок) – to preSENT (представлять, дарить); an INcrease (увеличение) – to inCREASE (увеличивать)…

  1. Аббревиатура и сокращения слов.

Аббревиатура – сокращенная форма слов, которая состоит из первых букв этого слова, при этом слово будет читаться так, как произносятся эти буквы в алфавите.

Несмотря на то, что она обычно используется для логотипа крупных кампаний, названий стран, однако на данный момент она также особенно популярна в кругах современной молодежи, которая предпочитает писать электронные сообщения вместо общения «face to face» (вживую или лицом к лицу). Примеры:

AAMOF – as a matter of fact («в сущности»); FYI – for your information («для вашего сведения»); IMPE – in my previous experience («по моему опыту»);

LLC – Limited Liability Company (американская версия ООО, то есть «Общество с ограниченной ответственностью»);

H&M – Hennes & Mauritz (шведская компания, крупнейшая в Европе розничная сеть по торговле одеждой)…

С помощью вышеперечисленных способов можно самостоятельно и без каких-либо трудностей преобразовать любое слово или же наоборот из преобразованного слова составить изначальное. Эксперты считают, что иностранный язык нельзя изучить, не зная состава языка. Поэтому, необходимо научиться адаптироваться в этом непростом вопросе, если английский язык выбирается в качестве экзамена за курс основной или средней школы.

    1. Анализ существующих методов изучения словообразования в английском языке.

С проблемой расширения словарного запаса сталкивается любой человек, который изучает иностранный язык. И школьник не является исключением, особенно тот, кто сдает ОГЭ или ЕГЭ по иностранному языку. При подготовке к экзаменам используются различные учебные пособия, словари и сайты, посвященные словообразованию в английском языке. Но в основном школьник использует учебное пособие для работы по этой теме.

Как отмечают учителя-практики в настоящее время в основном все учебные пособия по английскому языку для школы, независимо от количества учебных часов по программе содержат упражнения на словообразование. Однако их немного и к упражнениям такого вида нет комментариев по технологии выполнения данных заданий. Чаще всего задания ограничиваются следующими формулировками:

  1. «Make adjectives from the following nouns or verbs. Use the suffixes or endings below..». («Образуйте прилагательные из следующих существительных или глаголов. Используйте суффиксы или окончания, которые находятся ниже..»)6.

  2. «Choose the correct word. Check in the Word List. Then make a sentence with the other word». («Выбери правильное слово. Проверь в словаре. Затем составь предложение с другим словом»)7.

  3. «Read this text. For questions 1-10, use the word given at the end of each line to form a word that fills the gap. There is an example (0). You will get two marks for each correct answer». («Прочитайте текст. Для вопросов 1-10 используйте слово, указанное в конце каждой строки, чтобы сформировать слово, которое заполнит пробел»)8.

А как правильно преобразовать слова, чтобы получить из одной части речи другую, об этом ничего не сказано. Но на сегодняшний момент разрабатываются различные словари для оказания помощи по этой теме. Примером таких словарей могут служить словообразовательные словари и этимологические словари:

1)Англо-русский словарь. Современные тенденции в словообразовании. Контаминанты9. (Н. А. Лаврова);

2) «Word-formationin English» by Ingo Plag.

Но и они не дают технологии по словообразованию и приходится заучивать слова.

Автором этого индивидуального проекта предлагается свой алгоритм выполнения заданий по разделу «Языковой материал» в форматах ОГЭ (в заданиях 29-34) и ЕГЭ (в заданиях 26-31):

  1. Прочитать исходное слово и перевести.

  2. Определить его часть речи.

  3. Составить однокоренную цепочку этого слова, используя разные части речи.

  4. Из предложенной цепочки подобрать то слово, которое подходит по смыслу к данному предложению.

  5. Если в предложении говорится о противоположном значении слова, тогда подставляем нужную отрицательную приставку.

Обрати внимание! Если же от нас требуется изменить часть речи данного слова, тогда необходимо знать, из каких частей речи можно образовать другие: 1) глагол преобразуется в существительное и прилагательное;

INTEREST (глагол)INTEREST (сущ.)INTERESTING (прил.)

2)из существительного можно получить глагол, прилагательное и наречие;

C OMMUNICATION(сущ.)

C OMMUNICATE(гл.)

COMMUNICATIVE(прил.)

DAY (сущ.)DAILY(наречие)

3) из прилагательного можно получить наречие.

TRADITIONAL (прил.)TRADITIONALLY(нареч.)

Обрати внимание! Иногда слово требует нескольких преобразований, например отрицательную приставку и суффикс, ing-овое окончание и множественное число.

Например:

Some are born lucky and some are born ____. LUCK

Luck  Lucky Unlucky

Some are born lucky and some are born unlucky.

Perhaps I can give you some history on these fascinating _____. BUILD

Build  Building  Buildings

Perhaps I can give you some history on these fascinating buildings.

Для тех, кто изучает иностранные языки, в частности английский, необходимо использовать различные пособия и методики для расширения своего словарного запаса.

















    1. Показатель исследования данного аспекта на современном этапе развития языкознания и технологий изучения английского языка.

Опираясь на научные статьи различных лингвистов автор проекта рассматривает различные тенденции словообразования в современном английском языке. На данный момент рассматривается два типа активного словообразования: словослияние и аббревиация, а также стилистические особенности данных слов.

Во второй половине ХХ в. Многие европейские языки значительно расширили свои словарные составы. Согласно данным, опубликованным в газете «The New York Times»10 (от 3 апреля 1989 г.), ежегодно словарь современного английского языка увеличивается на 15-20 тысяч лексических единиц. Причины таких изменений словарного состава вполне очевидны:

1) социальные и культурные перемены внутри современного общества;

2) технологическая «революция»;

3) глобализация.

Известно, что английский язык является языком-донором для других языков в процессе бурного расширения вокабуляра. Сам же язык-донор в основном прибегает к словообразовательным и семантическим ресурсам, заложенным в нем самом.

Всё большее распространение получают слова, образованные с помощью аббревиации, слияния морфем и их частей и различные смешанные типы лексических единиц. Если в первой половине XXвека слова-слитки исчислялись единицами, и поэтому сам способ словослияния являлся экзотическим и направленным на создание стилистического эффекта, то к концу века количество слов настолько возросло, что они стали абсолютно привычными. Такие слова, как transistor, motel, medicare (медицинская помощь) и многие другие, вошли в словарный состав английского языка и даже были заимствованы другими языками, например русским. Новые словообразовательные модели по разным причинам оказались более активными, а следовательно, и более продуктивными в формировании современного английского языка.

Словослияние (blendingв англоязычной терминологии) – процесс соединения двух или более слов без учета их морфологической структуры и основанный большей частью на созвучии или благозвучии соединяемых частей. Данный процесс рассматривается лингвистами как редкий тип словообразования, объединяющий словосложение и сокращение. Следует отметить, однако, что данный тип словообразования не является таким уж редким в современном английском языке и даже приобрел большое распространение в военной терминологии, в технике, в медицине и некоторых других областях науки, где важна компактная передача информации. Так появились и вошли в словарный фонд английского языка следующие слова: bionicsbiology + electronics; glasphaltglass + asphalt; guesstimateguess + estimate; meldmelt + weld; quasarquasi + stellarи т.д.

В целом можно утверждать, что образование новых слов путем слияния двух фрагментов основ на современном этапе развития английского языка является активным процессом: все большее количество лексических единиц образуется таким способом в различных стилях речи. Основной особенностью описанного способа словообразования является де-морфологизация11 структуры слова и, следовательно, затемнение его этимологии.

Многие лингвисты отмечают, что аббревиация – самый субъективный и искусственный способ словообразования среди всех способов, существующих в языке. Аббревиатуры определяются как «…слова, составленные из сокращенных начальных элементов (морфем) словосочетания или образованные путем сложения начальных букв слов или начальных звуков».

Аббревиатуры можно разделить на следующие группы:

  1. Инициальные:

А) буквенные – произносятся в соответствии с названиями букв в алфавите: BBC, MP, PCи др.;

Б) буквенно-звуковые: VTOL[vi:tol] VerticalTake-OffandLanding (самолётвертикального взлета и посадки);

В) звуковые – читаются как обычные слова: NATO, UFO.

  1. Комбинированные, то есть соединяющие усечение с инициальной аббревиатурой: UnivacUniversalautomaticcomputer.

Аббревиация как способ словообразования особенно распространена в военной и технической литературе. Однако, как показывают примеры, аббревиатуры функционируют и в других стилях речи: в политической речи, в медицинской и др. В разговорной речи аббревиация в силу особенностей английской фонетической и графической систем, приобретает иногда характер языковой игры: обыгрывается омофония12 некоторых слов и фраз, с одной стороны, и названий букв и цифр, их написание с другой. Так, например, название известной музыкальной группы «U2» читается как «Youtoo».

Анализ двух типов словообразования - словослияния и аббревиации – позволяет предположить, что в настоящее время они являются активными словообразовательными процессами и требуют дальнейшего тщательного изучения. Английскому языку, благодаря особенностям его фонетико-графической и морфологической систем, очень свойственны такие тенденции словообразования. Однако другие языки, в том числе и русский, также используют эти способы словообразования, хотя и не так широко. Например: СПИД(Синдром приобретенного иммунодефицита, звуковая аббревиатура), комсомол(Коммунистический союз молодежи, комбинированная аббревиатура) и т.д..

    1. Теоретическое обоснование необходимости создания и разработка таблиц для изучения словообразования в английском языке в целях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Несмотря на то, что существует огромное количество способов расширения словарного запаса в области иностранных языков, известных ученикам со 2 класса, выпускник основной и средней школы часто сталкивается с недостаточным владением, незнанием слов и их производных. Производные слова от уже знакомых производящих основ часто воспринимаются учащимися как абсолютно новые лексические единицы, происходит непонимание значений слов по словообразовательным элементам. Незнание самих словообразовательных моделей, семантики (значения слов), которую приносят деривационные морфемы13, препятствует приобретению навыка перевода. Анализируя системы упражнений по словообразованию в современных учебниках по английскому языку и пособиях по подготовке к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) автор может сделать вывод о том, что основными заданиями по словообразованию являются задания на образование производных с помощью суффиксов и префиксов и задания на определение части речи производного слова. Таким образом, изменяя слово с помощью суффикса или префикса, ученик должен знать его значение, так как знание семантики деривационных морфем даст возможность переводить без словаря. Итак, чтобы успешно решить задания по лексике, я предлагаю создавать и использовать различные словообразовательные таблицы в процессе своего самообразования и в процессе выполнения заданий от учителя.





Приставка

Значение

Производное слово

Inter-

Между, среди

International

Un-/in-

Служит для прилагательных с отрицательным значением(словарная приставка)

Unusual, unfortunately, unfair, unexpected, unnoticed, untrue, unbelievable, unlike, inactive, invisible

Im-

Отрицательная приставка (чаще всего слово начинается с «m», «p»)

Impossible

Dis-

Отрицательная приставка (= не, без/бес)

Disappear, disappoint, discourage

Mis-

Значение: «неправильно»

Mislead





Суффикс

Значение

Производное слово

-al

Относящийся к чему-либо.

National, traditional, technological, global, commercial

-ly

Служит для образования наречий.

Rarely, unusually, friendly, certainly, widely

-ist

Профессии людей, связанные с наукой и творчеством.

Scientist, archeologist

-y/-ity/-ty

Служит для образования прилагательных.

Noisy, wealthy, rainy, activity

-ent/-ant

Качество у прилагательных или исполнитель действия у существительных.

Different, inhabitant

-ous

Обладающий данным свойством.

Famous, dangerous, nervous, adventurous, various

-able/-ible

Способность быть каким-либо.

Comfortable, valuable, memorable

-ing

Герундий.

Interesting, amazing, boring, beginning, drawing

-tion/-sion

Служит для образования существительных.

Information, collection, calculation, preparation, expression, possession

-ful

Наличие качества.

Wonderful, beautiful

-er/-or

Название профессии, должности, чина или ремесла.

Reporter, visitor, designer, speaker, creator, prisoner

-ian/-an (+ ch)

Принадлежность к народности.

European,Russian… (+French)

-ment

Служит для образования отглагольных существительных.

Development, achievement, entertainment

-ive

Служит для образования прилагательных (чаще всего от существительных на-tion, sion).

Impressive, creative, extensive

-ness

Служит для образования существительных со значением «состояние, качество».

Effectiveness, business, happiness, weakness

-ship

Служит для образования существительных с указанием на соц. статус, позицию.

Relationship

-ance/-ence

Служит для образования существительных от прилагательных.

Appearance, difference, importance, intelligence

-ic

Служит для образования прилагательных от существительных со значением «наука, сфера деятельности».

Volcanic, scientific

-less

Обозначает отсутствие качества.

Countless, regardless

-ise/-ize

Служит для образования глаголов от сущ/прил в значении «действие, процесс».

Specialise, modernize

-teen

Образует числительные от 13 до 19.

Sixteen, seventeen …

-th

Образует порядковые числительные от количественных.

Fourth, fifth, sixth …





Глава 2. Практическая часть.

В нашей школе и соседних школах ГО Верхний Тагил учащиеся занимаются по УМК «Английский язык» автора Ю. А. Комаровой и «Английский в фокусе» автора Ю. Е. Ваулиной. Среди учителей английского языка (5 педагогов), работающих по данным учебникам, а так же учащихся 8-11 классов (38 учащихся) было проведено анкетирование. В анкетировании для учеников была поставлена следующая задача: выяснить, понимают ли учащиеся этих классов, что такое словообразование и знают ли они основные способы преобразования слов для того, чтобы расширить свой словарный запас.

Форма анкеты приведена в приложении.

Благодаря проведенному анкетированию, можно сделать вывод о том, что школьная программа даёт недостаточный объём знаний в области «словообразования», а это значит, что данную тему учителям придётся объяснять за счёт дополнительных ресурсов, а ученикам, в большей степени, изучать её самостоятельно.

Но не стоит забывать, что есть и учащиеся, которые понимают и успешно справляются с разделом «словообразование» в английском языке, однако их совсем немного, и, как правило, некоторые из этих учащихся сдают экзамен по иностранному языку в формате ОГЭ и ЕГЭ.



Заключение

Таким образом, изучив принципы словообразования в английском языке, мы определили наиболее эффективные и распространённые способы словообразования. Определение этих способов помогло сформировать представление о словообразовательном процессе на примерах заданий ОГЭ и ЕГЭ в разделе «словообразование».

Анализ проведённого исследования показал, что из всех способов словообразования для учеников самой понятной является аффиксация. Конверсия и аббревиатура оказались менее ясными по сравнению с аффиксацией. К сожалению, самым сложным для понимания способом словообразования стало словосложение. Однако довольно большая часть учащихся вовсе не знают ни одного способа образовывать слова.

В результате всей работы мы выяснили, что учащийся средней и основной школы может понять принцип словообразования, но для того, чтобы успешно выполнять задания на словообразование и расширять свой словарный запас ему необходимо использовать комплексную систему подготовки. Она включает в себя работу со словарями, сайтами (такими как ФИПИ, Решу ОГЭ и ЕГЭ), использование различных упражнений, а также схем и таблиц. Ко всему вышесказанному хочется добавить, что цель данной работы и поставленный в соответствии с ней круг задач, а именно попытка создать систему для изучения словообразования в английском языке, были выполнены с использованием авторского алгоритма и таблиц. Таблицы устанавливают взаимосвязи между различными частями речи и могут иметь широкое практическое применение в плане расширения словарного запаса как в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, так и для применения в реальных ситуациях общения.



Приложение

Социологическое исследование

Программа социологического исследования.

Актуальность проблемы

В заданиях ОГЭ и ЕГЭ отсутствуют объяснения, как происходит словообразование в английском языке.

Проблема

Отсутствие системы в изучении словообразования в английском языке в основной и средней школах, в частности в целях подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.


Объект исследования

Раздел «Словообразование»

Предмет исследования

Способы словообразования

Цель исследования

Разработка системы изучения словообразования в английском языке и экспериментальная апробация данной системы в реальных условиях учебного процесса в средней и основной школе.


Задачи исследования

1)Изучить теоретическую базу по теме словообразование в английском языке.

2)Описать основные способы словообразования.

3)Рассмотреть уже существующие способы словообразования.

4)Проанализировать необходимость создания таблиц для изучения раздела словообразования в средней и основной школах.

5)Провести социологическое исследование по данной теме среди педагогов и учащихся 8-11 классов го Верхний Тагил и п. Половинный.

Процедурный раздел

План социологического исследования выполнен ученицей 11 класса МАОУ СОШ №10 посёлка Половинный Анисимовой Екатериной.

Выборка

Основной метод сбора информации – анкетирование.

Метод анализа информации – контент анализ.



Анкета для учителей.

Обучающаяся МАОУ СОШ №10 Анисимова Екатерина проводит социологическое исследование. Буду очень признательна, если Вы примете участие и заполните анкету. Анкета анонимна. Полученные данные будут использованы только в обобщенном виде.

Заполнять анкету несложно: прочитав вопрос, выберите тот вариант/варианты ответа, которые соответствуют вашему мнению. При необходимости вы можете указать свой вариант ответа.

Заранее благодарю Вас за участие в исследовании.

  1. Какие УМК по английскому языку вы используете в обучении и подготовке учащихся к итоговой аттестации?



Оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо



  1. Считаете ли Вы, что в данных пособиях существует достаточное количество упражнений по разделу словообразование?



  • Да

  • Нет



  1. В какой мере данные упражнения обеспечивают готовность ваших учеников к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ раздела «словообразование»?



Ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо







  1. Считаете ли Вы, что современные УМК по английскому языку содержат совершенную систему упражнений для подготовки учащихся к выполнению заданий раздела словообразование в форматах ОГЭ и ЕГЭ ?



Ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо



  1. Считаете ли Вы, что при подготовке к выполнению заданий раздела «словообразование» в форматах ОГЭ и ЕГЭ ученики должны:

  • Использовать различные схемы, таблицы?

  • Использовать различные словари?

  • Использовать различные тренировочные упражнения?

  • Регулярно заниматься на сайте http://www.fipi.ru?

  • Использовать комплексный подход (см. А, Б, В, Г)?

  • Свой вариант:

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо





Анкета для учащихся.

Обучающаяся МАОУ СОШ №10 Анисимова Екатерина проводит социологическое исследование. Буду очень признательна, если Вы примете участие и заполните анкету. Анкета анонимна. Полученные данные будут использованы только в обобщенном виде.

Заполнять анкету несложно: прочитав вопрос, выберите тот вариант/варианты ответа, которые соответствуют вашему мнению. При необходимости вы можете указать свой вариант ответа.

Заранее благодарю Вас за участие в исследовании.

  1. Сталкивались ли Вы с проблемой расширения словарного запаса, изучая английский язык?

  • Да

  • Нет

  1. Дайте определение термину «словообразование».

ОоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооОооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

  1. Какие основные способы словообразования Вы знаете?

  • Словосложение (слияние основ)

Примеры: ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

  • Аффиксация (словообразование с помощью приставки или суффикса)

Примеры: ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

  • Конверсия (переход из одной части речи в другую, при этом слово остаётся прежним)

Примеры: ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

  • Чередование звуков и ударений

Примеры: ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

  • Аббревиатура и сокращения слов

Примеры: ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо



  1. Какие трудности Вы испытали, выполняя задания раздела «словообразование» в форматах ОГЭ и ЕГЭ?



  • Незнание суффиксов и приставок

  • Незнание перевода слов

  • Незнание способа словообразования



  1. Как Вы считаете, должны ли ученики при подготовке к выполнению заданий раздела «словообразование» в форматах ОГЭ и ЕГЭ:

  • Использовать различные схемы и таблицы?

  • Использовать различные словари?

  • Использовать различные тренировочные упражнения?

  • Регулярно заниматься на сайте http://www.fipi.ru?

  • Использовать комплексный подход (см. 1, 2, 3, 4)?

  • Свой вариант:

Ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо_______-------------------------------------------------------------------------------------







Аналитическая записка №1.

Для изучения мнения по теме «Система подготовки к выполнению заданий раздела словообразование» было проведено анкетирование среди учителей МАОУ СОШ №10 и МАОУ СОШ №4. Всего опрошенных 5 человек. В анкетировании была поставлена задача: выяснить, как учителя относятся к обучению школьников преобразовывать слова, которое предлагает школа?

По результатам анкетирования среди учителей:

  1. 50% опрошенных на вопрос «Какие УМК по английскому языку Вы используете в обучении и подготовке учащихся к итоговой аттестации?» ответили «УМК Английский язык Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж.»

При этом 25% опрошенных используют УМК «Сферы» по английскому языку А.А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова и др.

Остальная часть опрошенных (25%) ответили «УМК Spotlight Афанасьева О.Д., Дули Д., Михеева И.В.»

  1. На вопрос «Считаете ли Вы, что в данных пособиях существует достаточное количество упражнений по разделу «словообразование»?» все учителя единогласно ответили «Нет».

  2. 100% опрошенных на вопрос «В какой мере данные упражнения обеспечивают готовность ваших учеников к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ раздела «словообразование»?» ответили «Уровень подготовки ниже среднего(40%)».

  3. Никто из учителей (100% ответили «Нет») не считает совершенной систему упражнений для подготовки учащихся к выполнению заданий раздела словообразование в форматах ОГЭ и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку.

  4. 80% опрошенных выбрали пункт «Использовать комплексный подход», отвечая на вопрос о том, что должны делать ученики при подготовке к выполнению заданий раздела «словообразование» в форматах ОГЭ и ЕГЭ.

При этом 20% опрошенных выбрали пункт «Использовать различные тренировочные упражнения».



Аналитическая записка №2.

Для изучения мнения по теме «Система подготовки к выполнению заданий раздела «словообразование» » было проведено анкетирование среди учеников 8-11 классов МАОУ СОШ №10 и МАОУ СОШ №4. Всего опрошенных 38 человек. В анкетировании была поставлена задача: выяснить, как ученики умеют преобразовывать слова по программе, которую предлагает школа?

По результатам анкетирования среди учеников:

  1. 79% опрошенных на вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемой расширения словарного запаса, изучая английский язык?» ответили «Да». При этом, 21% опрошенных не сталкивались с данной проблемой.

  2. На вопрос «Дайте определение термину «словообразование»» 66% опрошенных дали полное и верное определение. Оставшиеся 34% либо не знают, либо дали неверное определение термину.

  3. На следующий вопрос «Какие основные способы словообразования Вы знаете?» ученики ответили следующее:

Понимают и могут привести пример словосложения – 11% от всех опрошенных;

Понимают принцип словосложения, но не могут привести пример – 18% от всех опрошенных;

Понимают и могут привести пример аффиксации – 47% от всех опрошенных;

Понимают принцип аффиксации, но не могут привести пример – 8% от всех опрошенных;

Понимают и могут привести пример конверсии – 13% от всех опрошенных;

Понимают и могут привести пример чередования звуков и ударений – 3% от всех опрошенных;

Понимают и могут привести пример аббревиатуры – 13% от всех опрошенных;

Не знают ни одного принципа словообразования и не могут привести примеры – 18% от всех опрошенных.

  1. 37% опрошенных выбрали пункт «Незнание суффиксов и приставок», 32% выбрали пункт «Незнание перевода слов», 37% опрошенных выбрали «Незнание способа словообразования» при ответе на вопрос «Какие трудности Вы испытали, выполняя задания раздела «словообразование» в форматах ОГЭ и ЕГЭ?». Однако были и те, у кого никаких трудностей не возникало – 18% опрошенных.

  2. На вопрос «Как Вы считаете, должны ли ученики при подготовке к выполнению заданий раздела «словообразование» в форматах ОГЭ и ЕГЭ использовать…» ученики ответили следующим образом:

Различные схемы и таблицы – 5% респондентов;

Различные словообразовательные словари – 11% респондентов;

Различные тренировочные упражнения – 0% респондентов;

Официальный сайт ФИПИ – 11% респондентов;

Комплексный подход – 63% респондентов;

Свой вариант: один человек предложил прибегнуть к помощи онлайн-школ, один человек предложил сайт Решу ЕГЭ/ОГЭ и два человека предложили самостоятельно изучать ролики на «YouTube» по теме «словообразование».











Список использованной литературы.
  1. Словосложение в английском языке [Электронный ресурс]URLhttps://thelang.ru/node/313(дата обращения: 12.12.2021)

  2. Конверсия в английском языке [Электронный ресурс]URLhttps://engblog.ru/conversion(дата обращения: 12.12.2021)

  3. Образование существительных в английском языке [Электронный ресурс]URLhttps://speakenglishwell.ru/obrazovanie-sushhestvitelnyh-v-anglijskom-yazyke/(дата обращения: 23.02.2022)

  4. Английские словообразовательные словари [Электронный ресурс]URLhttps://wt-blog.net/anglijskij-jazyk/anglijskie-slovoobrazovatelnye-slovari.html(дата обращения: 09.04.2022)

  5. Журнал «Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология» / «Тенденции словообразования в современном английском языке» Лашкевич О.М. [Электронный ресурс]URLhttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=9533200(дата обращения: 12.04.2022)

  6. Образование существительных от прилагательных конверсией [Электронный ресурс]URLhttps://cooksy.ru/articles/angliyskiy-obrazovanie-suschestvitelnyh-ot-prilagatelnyh-konversiey/(дата обращения: 23.02.2022)

  7. Основные способы словообразования в английском языке [Электронный ресурс]URLhttps://am-en.ru/word-formation-in-english.html(дата обращения: 13.04.2022)

  8. Словообразование в английском языке [Электронный ресурс]URLhttps://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2016/04/03/slovoobrazovanie-angliyskogo-yazyka-uprazhneniya-dlya(дата обращения: 13.04.2022)

  9. Способы и правила построения новых слов [Электронный ресурс]URLhttps://puzzle-english.com/directory/wordbuilding(дата обращения: 15.04.2022)

  10. Приставки в английском языке (для ЕГЭ и ОГЭ) [Электронный ресурс]URLhttp://ege-oge-english.ru/грамматика-для-егэ-и-огэ-приставки/(дата обращения: 02.05.2022)

  11. Словообразование на ЕГЭ по английскому [Электронный ресурс]URLhttps://zen.yandex.ru/media/umschool/slovoobrazovanie-na-ege-po-angliiskomu-vse-nujnye-pravila-chtoby-reshit-2631-5fcb64577e300d7cca8c2df2(дата обращения: 03.05.2022)

  12. Вопросы словообразования в школьной практике [Электронный ресурс]URLhttps://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/voprosy_slovoobrazovaniya_i_slovoizmeneniya_v_shkolnoy_praktike/(дата обращения: 10.05.2022)

  13. Способы расширения своего словарного запаса [Электронный ресурс]URLhttps://www.englishdom.com/blog/top-10-top-10-sposobov-rasshirit-svoj-slovarnyj-zapas/(дата обращения: 26.06.2022)

  14. Процесс словообразования английских слов [Электронный ресурс]URLhttps://skysmart.ru/articles/english/slovoobrazovanie-v-anglijskom-yazyke(дата обращения: 08.07.2022)

  15. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ: словообразование. Задания В11–В16. Раздел «Грамматика и лексика» : учебно-методическое пособие / М.А. Бодоньи. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 185 с. – (Готовимся к ЕГЭ.)

  16. Английский язык : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Е.С. Музланова. – Москва: АСТ: Астрель, 2016. – 477, [3] с.

1«Вокабуляр» - русское произношение английского слова «vocabulary», переводится на русский язык как «словарь».


2Словосложение – способ словообразования, когда два или более полных слова объединяются в единый комплекс, так называемое сложное слово.

3Словопроизводство – образование производных слов от основных.

4Аффикс – от лат. «прикрепленный».

5Конверсия – преобразование, превращение, изменение.

6Английский язык. 10 класс. УМК «Сферы». Ю.А. Алексеев и др.

7Английский язык. 10 класс. Spotlight 10. Учебник. Афанасьева О.В. и др.

8 Laser B1+. Student’s book with CD-ROM, Macmillan Practice Online and eBook.

9Контамина́ция (лат. contaminatio «смешение») в языкознании — возникновение нового выражения или формы (иногда — под влиянием народной этимологии) путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-нибудь сходных.

10«The New York Times» — американская ежедневная газета, издающаяся в Нью-Йорке с 18 сентября 1851 года. Веб-сайт «Нью-Йорк таймс» считается одним из самых популярных новостных сайтов с посещаемостью 30 миллионов человек в месяц.

11Деграмматикализация (деморфологизация) – пpeвpaщeниe coчeтaния cлoв в ycтoйчивoe cлoвocoчeтaниe, фyнкциoниpyющee в языкe в кaчecтвe эквивaлeнтa oтдeльнoгo cлoвa, например: жeлeзнaя дopoгa, бeлый гpиб, зapaбoтнaя плaтa, кpacнaя cмopoдинa.

12 Омофония – фонетическая неточность в языкознании (омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение).

13Деривационная морфема – аффикс, добавляемый перед началом (префиксом) или после окончания (суффиксом) слова, для создания нового слова или новой формы существующего слова.

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!