СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание как единица синтаксиса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синатксис. Словосочетание. Вид по главному слова. Виды синтаксической связи. Словосочетание в ОГЭ + задания.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание как единица синтаксиса.»

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

Синтаксис.

Основные единицы синтаксиса.

Синтаксис - – (от греч. syntaxis – « составление ») это раздел науки о языке, в котором изучают словосочетание , предложение , текст и правила их построения .

Синтаксис -

– (от греч. syntaxis – « составление ») это раздел науки о языке, в котором изучают словосочетание , предложение , текст и правила их построения .

Единицы синтаксиса Номинативная функция т.е. служат для называния , обозначения предметов, явлений, качеств, действий.  Слово   Словосочетание   Предложение   Текст Коммуникативная функция т.е. служат для общения , обмена информацией, чувствами, мыслями.

Единицы синтаксиса

Номинативная функция т.е. служат для называния , обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

  • Слово

  • Словосочетание

  • Предложение

  • Текст

Коммуникативная функция

т.е. служат для общения , обмена информацией, чувствами, мыслями.

Сравним! солнце яркое солнце летнее солнце Солнце-то сегодня какое светит! !

Сравним!

солнце

яркое солнце

летнее солнце

Солнце-то сегодня какое светит!

!

Словосочетание как единица синтаксиса Урок 1

Словосочетание

как единица синтаксиса

Урок 1

Словосочетание – сочетание двух слов самостоятельных частей речи связанных между собой по смыслу и грамматически.  Пр.: школьные годы, сидеть за партой, учиться прилежно

Словосочетание

– сочетание двух слов самостоятельных частей речи связанных между собой по смыслу и грамматически.

Пр.: школьные годы, сидеть за партой, учиться прилежно

Словосочетание В зависимости от типа отношений  между частями словосочетания делятся на 2 группы  сочинительные  подчинительные слова не зависят друг от друга одно из слов зависит от другого  однородные члены Пр.: день и ночь; яркое, но холодное   грамматическая основа Пр.: уроки начались; Взгляд был серьёзен Далее

Словосочетание

В зависимости от типа отношений между частями словосочетания делятся на 2 группы

сочинительные подчинительные

слова не зависят друг от друга

одно из слов зависит от другого

  • однородные члены

Пр.: день и ночь;

яркое, но холодное

  • грамматическая основа

Пр.: уроки начались;

Взгляд был серьёзен

Далее

Словосочетаниями не могут быть ! предлог + существительное НЕ + глагол глагол + БЫ прил., /нар. + БОЛЕЕ/МЕНЕЕ прил. + САМЫЙ нар. + ВСЕХ/ВСЕГО * Фразеологизмы не связанные по смыслу слова

Словосочетаниями не могут быть !

  • предлог + существительное
  • НЕ + глагол
  • глагол + БЫ
  • прил., /нар. + БОЛЕЕ/МЕНЕЕ
  • прил. + САМЫЙ
  • нар. + ВСЕХ/ВСЕГО
  • * Фразеологизмы
  • не связанные по смыслу слова
Задание 1. Выпишите все возможные словосочетания из предложения. Определите тип взаимоотношений их частей. Яркие астры и гладиолусы долго не отцветали в нашем саду, несмотря на ночные заморозки. Сочинительная связь: астры и гладиолусы астры / гладиолусы отцвели однородные члены грамматическая основа НЕ СЛ./СОЧ. в саду в нашем астры / гладиолусы в саду не отцветали несмотря на заморозки Подчинительная связь: яркие астры яркие гладиолусы не отцветали в саду в нашем саду не отцветали долго не отцветали несмотря на заморозки несмотря на ночные заморозки

Задание 1. Выпишите все возможные словосочетания из предложения. Определите тип взаимоотношений их частей.

Яркие астры и гладиолусы долго не отцветали в нашем саду, несмотря на ночные заморозки.

Сочинительная связь:

астры и гладиолусы

астры / гладиолусы отцвели

однородные члены

грамматическая основа

НЕ СЛ./СОЧ.

в саду

в нашем

астры / гладиолусы в саду

не отцветали

несмотря на заморозки

Подчинительная связь:

яркие астры

яркие гладиолусы

не отцветали в саду

в нашем саду

не отцветали долго

не отцветали несмотря на заморозки

несмотря на ночные заморозки

Сравним словосочетания: сущ. долгий день незадолго до события зайти в класс красный от мороза очень близко краснея от смущения Определите главное слово в каждом словосочетании. Определите его часть речи. На какие три группы вы бы разделили эти словосочетания в зависимости от главного слова? нар. гл. прил. нар. дееприч.

Сравним словосочетания:

сущ.

долгий день

незадолго до события

зайти в класс

красный от мороза

очень близко

краснея от смущения

  • Определите главное слово в каждом словосочетании. Определите его часть речи.
  • На какие три группы вы бы разделили эти словосочетания в зависимости от главного слова?

нар.

гл.

прил.

нар.

дееприч.

Виды словосочетаний в зависимости от главного слова ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ  НАРЕЧНЫЕ нар. сущ.,мест., прил.,числ. гл., прич., дееприч. Пр.: очень близко , незадолго до события Пр.: зайти в класс Пр.: долгий день  каждый из зрителей красный  от мороза четыре года стоящий на краю краснея от смущения

Виды словосочетаний в зависимости от главного слова

ИМЕННЫЕ

ГЛАГОЛЬНЫЕ

НАРЕЧНЫЕ

нар.

сущ.,мест., прил.,числ.

гл., прич., дееприч.

Пр.: очень близко ,

незадолго до события

Пр.: зайти в класс

Пр.: долгий день каждый из зрителей красный от мороза четыре года

стоящий на краю

краснея от смущения

5 класс Согласование Управление Примыкание КАКОЙ? Падеж-е вопр. Вопр.нареч. Синтаксическая связь  в словосочетаниях Связь Характеристика Части речи Главное слово и зависимое согласуются в числе, роде и падеже. При изменении формы главного лова меняется и форма зависимого . СУЩ + прил.  СУЩ + прич. СУЩ + мест. (определит.,притяж.) Главное слово требует от зависимого падежной формы . При изменении формы главного лова НЕ меняется форма зависимого . СУЩ  +  сущ./мест.  ГЛ + сущ./мест. ПРИЧ. + сущ./мест. ДЕЕПРИЧ + сущ/мест К главному слову присоединяется зависимое. Связаны только вопросом (смыслом) . ГЛ +  нар./дееприч . НАР + нар./дееприч . ГЛ. + инфинитив (!) и пр.

5 класс

Согласование

Управление

Примыкание

КАКОЙ?

Падеж-е вопр.

Вопр.нареч.

Синтаксическая связь в словосочетаниях

Связь

Характеристика

Части речи

Главное слово и зависимое согласуются в числе, роде и падеже. При изменении формы главного лова меняется и форма зависимого .

СУЩ + прил.

СУЩ + прич.

СУЩ + мест.

(определит.,притяж.)

Главное слово требует от зависимого падежной формы . При изменении формы главного лова НЕ меняется форма зависимого .

СУЩ + сущ./мест.

ГЛ + сущ./мест.

ПРИЧ. + сущ./мест.

ДЕЕПРИЧ + сущ/мест

К главному слову присоединяется зависимое. Связаны только вопросом (смыслом) .

ГЛ + нар./дееприч .

НАР + нар./дееприч .

ГЛ. + инфинитив (!)

и пр.

Задание 2. Выполните анализ словосочетаний: определите главное слово, укажите части речи слов, укажите вид словосочетания (по главному слову), определите синтаксическую связь. Какими? прил. сущ. Образец: добрыми поступками (именное, согласование) Какого? прил. сущ. (и менное, согласование) (глагольное, примыкание) после сытного обеда трудно говорить зайдем за тобой рисующий в альбоме ещё тепло любой из учащихся примеряя платье за снесённым домом перед воротами дома пришел узнать мои сапоги желание увидеться (г лагольное, управление) ( г лагольное, управление) (наречное, примыкание) (именное , управление) (г лагольное, управление) (именное, согласование) (именное, управление) (глагольное, управление) (и менное, согласование) (и менное, примыкание)      Как? гл. нар. За кем? мест. гл. В чём? прич. сущ. Как? нар. нар. Из кого? сущ. мест. Что? деепр. сущ. Каким? сущ. прич. Чего? сущ. сущ. Зачем? гл. (инфин.) гл. Чьи? мест. сущ. * Какое? гл.(инфин.) сущ.

Задание 2. Выполните анализ словосочетаний: определите главное слово, укажите части речи слов, укажите вид словосочетания (по главному слову), определите синтаксическую связь.

Какими?

прил.

сущ.

Образец: добрыми поступками

(именное, согласование)

Какого?

прил.

сущ.

менное, согласование)

(глагольное, примыкание)

  • после сытного обеда
  • трудно говорить
  • зайдем за тобой
  • рисующий в альбоме
  • ещё тепло
  • любой из учащихся
  • примеряя платье
  • за снесённым домом
  • перед воротами дома
  • пришел узнать
  • мои сапоги
  • желание увидеться

лагольное, управление)

( г лагольное, управление)

(наречное, примыкание)

(именное , управление)

лагольное, управление)

(именное, согласование)

(именное, управление)

(глагольное, управление)

менное, согласование)

менное, примыкание)

Как?

гл.

нар.

За кем?

мест.

гл.

В чём?

прич.

сущ.

Как?

нар.

нар.

Из кого?

сущ.

мест.

Что?

деепр.

сущ.

Каким?

сущ.

прич.

Чего?

сущ.

сущ.

Зачем?

гл. (инфин.)

гл.

Чьи?

мест.

сущ.

* Какое?

гл.(инфин.)

сущ.

Домашнее задание Упр. 70 (1,2) Выпишите все возможные подчинительные словосочетания из предложений. Выполните их синтаксический анализ . СМ. ОБРАЗЕЦ В КЛАССНОЙ РАБОТЕ.

Домашнее задание

Упр. 70 (1,2)

  • Выпишите все возможные подчинительные словосочетания из предложений.
  • Выполните их синтаксический анализ . СМ. ОБРАЗЕЦ В КЛАССНОЙ РАБОТЕ.
Словосочетание как единица синтаксиса Урок 2

Словосочетание

как единица синтаксиса

Урок 2

Задание 1. «Так не говорят!» Исправьте, где это необходимо, грамматические* ошибки в словосочетаниях. м.р. про внимательн ого доктора про внимательную доктора получить благодаря старанию идти с магазина полезное брокколи учить более усерднее их брат поступить вопреки совета новой тюлью ужасный жадина узнать по приезде в город Благодаря чему? Д.п. гл. сущ. идти из магазина ж.р. полезн ая брокколи срав.степ.нар учить более усердн о / учиться усердн ее притяж.мест. ИХ, ЕЁ, ЕГО не изменяются (имен.примык.) Вопреки чему? Д.п. гл. сущ. поступить вопреки совет у Т.п. м.р. нов ым тюл ем сущ.общего рода

Задание 1. «Так не говорят!» Исправьте, где это необходимо, грамматические* ошибки в словосочетаниях.

м.р.

про внимательн ого доктора

  • про внимательную доктора
  • получить благодаря старанию
  • идти с магазина
  • полезное брокколи
  • учить более усерднее
  • их брат
  • поступить вопреки совета
  • новой тюлью
  • ужасный жадина
  • узнать по приезде в город

Благодаря чему?

Д.п.

гл.

сущ.

идти из магазина

ж.р.

полезн ая брокколи

срав.степ.нар

учить более усердн о / учиться усердн ее

притяж.мест. ИХ, ЕЁ, ЕГО не изменяются

(имен.примык.)

Вопреки чему?

Д.п.

гл.

сущ.

поступить вопреки совет у

Т.п.

м.р.

нов ым тюл ем

сущ.общего рода

Задание 2. «С предлогом и без» Упражнение 68 .   озабоченность судьб ой стран ы забота О жизн и народ а описывать каникулы в деревне писать О событи ях за рубежом опл а тить проезд запл а тить ЗА билет контролировать работ у контроль В работ е установить порядок наблюдать ЗА порядк ом обсуждать условия игры спорить ОБ услови ях игры

Задание 2. «С предлогом и без» Упражнение 68 .

озабоченность судьб ой стран ы

забота О жизн и народ а

описывать каникулы в деревне

писать О событи ях за рубежом

опл а тить проезд

запл а тить ЗА билет

контролировать работ у

контроль В работ е

установить порядок

наблюдать ЗА порядк ом

обсуждать условия игры

спорить ОБ услови ях игры

Словосочетание в ОГЭ. Какой? сущ. Как? плов узбекский / узбекский плов Как выполнять? 1. Определяем главное слово . ОНО ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ . 2. Подбираем однокоренное слово к зависимому слову ТОЙ ЧАСТИ РЕЧИ , в сочетании с которой главное слово вступит в УКАЗАННУЮ  СВЯЗЬ . 3. При необходимости используйте предлоги .

Словосочетание в ОГЭ.

Какой?

сущ.

Как?

плов

узбекский

/ узбекский плов

Как выполнять?

1. Определяем главное слово . ОНО ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ .

2. Подбираем однокоренное слово к зависимому слову ТОЙ ЧАСТИ РЕЧИ , в сочетании с которой главное слово вступит в УКАЗАННУЮ СВЯЗЬ .

3. При необходимости используйте предлоги .

Задание 3. По типу ОГЭ, задание 9.

русский разговор

  • Замените словосочетание « разговор по-русски », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование .
  • Замените словосочетание « кукурузную кашу », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление .
  • Замените словосочетание « посмотрела с презрением », построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
  • Замените словосочетание « голубкины крылья », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 
  • Замените словосочетание « нежно обнимаю », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  • Замените словосочетание « в морской пене », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление .
  • Замените словосочетание « вазы из хрусталя », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование .
  • Замените словосочетание « капля дождя », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 

каш у из кукурузы

посмотрел а презрительно

крыль я голубки

обнима ю с нежностью

в пен е моря

хрустальные ваз ы

дожд ев ая капл я

*Относительное и притяжательное прилагательное притяж. отцов отцов ск ий  мамин / материн материн ск ий принадлежащий отцу относит. свойственный отцу притяж. принадлежащий маме/матери относит. свойственный маме/матери Пр.: отцовы часы, мамина шаль, материн брат Пр.: отцовская забота, материнская любовь

*Относительное и притяжательное прилагательное

притяж.

отцов

отцов ск ий

мамин / материн

материн ск ий

принадлежащий отцу

относит.

свойственный отцу

притяж.

принадлежащий маме/матери

относит.

свойственный маме/матери

Пр.: отцовы часы, мамина шаль, материн брат

Пр.: отцовская забота, материнская любовь

Домашнее задание Упр. 67 « Из глагольных – в именные»

Домашнее задание

Упр. 67

« Из глагольных – в именные»

Задание 5. ОГЭ. Измените словосочетание . Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Замените словосочетание «полка для книг», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.  Замените словосочетание «посмотрела с презрением», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Замените словосочетание «голубкины крылья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Замените словосочетание «нежно обняла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Задание 5. ОГЭ. Измените словосочетание .

  • Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 
  • Замените словосочетание «полка для книг», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 
  • Замените словосочетание «посмотрела с презрением», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
  • Замените словосочетание «голубкины крылья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 
  • Замените словосочетание «нежно обняла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!