Синтаксис.
Основные единицы синтаксиса.
Синтаксис -
– (от греч. syntaxis – « составление ») это раздел науки о языке, в котором изучают словосочетание , предложение , текст и правила их построения .
Единицы синтаксиса
Номинативная функция т.е. служат для называния , обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
Коммуникативная функция
т.е. служат для общения , обмена информацией, чувствами, мыслями.
Сравним!
солнце
яркое солнце
летнее солнце
Солнце-то сегодня какое светит!
!
Словосочетание
как единица синтаксиса
Урок 1
Словосочетание
– сочетание двух слов самостоятельных частей речи связанных между собой по смыслу и грамматически.
Пр.: школьные годы, сидеть за партой, учиться прилежно
Словосочетание
В зависимости от типа отношений между частями словосочетания делятся на 2 группы
сочинительные подчинительные
слова не зависят друг от друга
одно из слов зависит от другого
Пр.: день и ночь;
яркое, но холодное
Пр.: уроки начались;
Взгляд был серьёзен
Далее
Словосочетаниями не могут быть !
- предлог + существительное
- НЕ + глагол
- глагол + БЫ
- прил., /нар. + БОЛЕЕ/МЕНЕЕ
- прил. + САМЫЙ
- нар. + ВСЕХ/ВСЕГО
- * Фразеологизмы
- не связанные по смыслу слова
Задание 1. Выпишите все возможные словосочетания из предложения. Определите тип взаимоотношений их частей.
Яркие астры и гладиолусы долго не отцветали в нашем саду, несмотря на ночные заморозки.
Сочинительная связь:
астры и гладиолусы
астры / гладиолусы отцвели
однородные члены
грамматическая основа
НЕ СЛ./СОЧ.
в саду
в нашем
астры / гладиолусы в саду
не отцветали
несмотря на заморозки
Подчинительная связь:
яркие астры
яркие гладиолусы
не отцветали в саду
в нашем саду
не отцветали долго
не отцветали несмотря на заморозки
несмотря на ночные заморозки
Сравним словосочетания:
сущ.
долгий день
незадолго до события
зайти в класс
красный от мороза
очень близко
краснея от смущения
- Определите главное слово в каждом словосочетании. Определите его часть речи.
- На какие три группы вы бы разделили эти словосочетания в зависимости от главного слова?
нар.
гл.
прил.
нар.
дееприч.
Виды словосочетаний в зависимости от главного слова
ИМЕННЫЕ
ГЛАГОЛЬНЫЕ
НАРЕЧНЫЕ
нар.
сущ.,мест., прил.,числ.
гл., прич., дееприч.
Пр.: очень близко ,
незадолго до события
Пр.: зайти в класс
Пр.: долгий день каждый из зрителей красный от мороза четыре года
стоящий на краю
краснея от смущения
5 класс
Согласование
Управление
Примыкание
КАКОЙ?
Падеж-е вопр.
Вопр.нареч.
Синтаксическая связь в словосочетаниях
Связь
Характеристика
Части речи
Главное слово и зависимое согласуются в числе, роде и падеже. При изменении формы главного лова меняется и форма зависимого .
СУЩ + прил.
СУЩ + прич.
СУЩ + мест.
(определит.,притяж.)
Главное слово требует от зависимого падежной формы . При изменении формы главного лова НЕ меняется форма зависимого .
СУЩ + сущ./мест.
ГЛ + сущ./мест.
ПРИЧ. + сущ./мест.
ДЕЕПРИЧ + сущ/мест
К главному слову присоединяется зависимое. Связаны только вопросом (смыслом) .
ГЛ + нар./дееприч .
НАР + нар./дееприч .
ГЛ. + инфинитив (!)
и пр.
Задание 2. Выполните анализ словосочетаний: определите главное слово, укажите части речи слов, укажите вид словосочетания (по главному слову), определите синтаксическую связь.
Какими?
прил.
сущ.
Образец: добрыми поступками
(именное, согласование)
Какого?
прил.
сущ.
(и менное, согласование)
(глагольное, примыкание)
- после сытного обеда
- трудно говорить
- зайдем за тобой
- рисующий в альбоме
- ещё тепло
- любой из учащихся
- примеряя платье
- за снесённым домом
- перед воротами дома
- пришел узнать
- мои сапоги
- желание увидеться
(г лагольное, управление)
( г лагольное, управление)
(наречное, примыкание)
(именное , управление)
(г лагольное, управление)
(именное, согласование)
(именное, управление)
(глагольное, управление)
(и менное, согласование)
(и менное, примыкание)
Как?
гл.
нар.
За кем?
мест.
гл.
В чём?
прич.
сущ.
Как?
нар.
нар.
Из кого?
сущ.
мест.
Что?
деепр.
сущ.
Каким?
сущ.
прич.
Чего?
сущ.
сущ.
Зачем?
гл. (инфин.)
гл.
Чьи?
мест.
сущ.
* Какое?
гл.(инфин.)
сущ.
Домашнее задание
Упр. 70 (1,2)
- Выпишите все возможные подчинительные словосочетания из предложений.
- Выполните их синтаксический анализ . СМ. ОБРАЗЕЦ В КЛАССНОЙ РАБОТЕ.
Словосочетание
как единица синтаксиса
Урок 2
Задание 1. «Так не говорят!» Исправьте, где это необходимо, грамматические* ошибки в словосочетаниях.
м.р.
про внимательн ого доктора
- про внимательную доктора
- получить благодаря старанию
- идти с магазина
- полезное брокколи
- учить более усерднее
- их брат
- поступить вопреки совета
- новой тюлью
- ужасный жадина
- узнать по приезде в город
Благодаря чему?
Д.п.
гл.
сущ.
идти из магазина
ж.р.
полезн ая брокколи
срав.степ.нар
учить более усердн о / учиться усердн ее
притяж.мест. ИХ, ЕЁ, ЕГО не изменяются
(имен.примык.)
Вопреки чему?
Д.п.
гл.
сущ.
поступить вопреки совет у
Т.п.
м.р.
нов ым тюл ем
сущ.общего рода
Задание 2. «С предлогом и без» Упражнение 68 .
озабоченность судьб ой стран ы
забота О жизн и народ а
описывать каникулы в деревне
писать О событи ях за рубежом
опл а тить проезд
запл а тить ЗА билет
контролировать работ у
контроль В работ е
установить порядок
наблюдать ЗА порядк ом
обсуждать условия игры
спорить ОБ услови ях игры
Словосочетание в ОГЭ.
Какой?
сущ.
Как?
плов
узбекский
/ узбекский плов
Как выполнять?
1. Определяем главное слово . ОНО ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ .
2. Подбираем однокоренное слово к зависимому слову ТОЙ ЧАСТИ РЕЧИ , в сочетании с которой главное слово вступит в УКАЗАННУЮ СВЯЗЬ .
3. При необходимости используйте предлоги .
Задание 3. По типу ОГЭ, задание 9.
русский разговор
- Замените словосочетание « разговор по-русски », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование .
- Замените словосочетание « кукурузную кашу », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление .
- Замените словосочетание « посмотрела с презрением », построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
- Замените словосочетание « голубкины крылья », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Замените словосочетание « нежно обнимаю », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Замените словосочетание « в морской пене », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление .
- Замените словосочетание « вазы из хрусталя », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование .
- Замените словосочетание « капля дождя », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
каш у из кукурузы
посмотрел а презрительно
крыль я голубки
обнима ю с нежностью
в пен е моря
хрустальные ваз ы
дожд ев ая капл я
*Относительное и притяжательное прилагательное
притяж.
отцов
отцов ск ий
мамин / материн
материн ск ий
принадлежащий отцу
относит.
свойственный отцу
притяж.
принадлежащий маме/матери
относит.
свойственный маме/матери
Пр.: отцовы часы, мамина шаль, материн брат
Пр.: отцовская забота, материнская любовь
Домашнее задание
Упр. 67
« Из глагольных – в именные»
Задание 5. ОГЭ. Измените словосочетание .
- Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Замените словосочетание «полка для книг», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
- Замените словосочетание «посмотрела с презрением», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
- Замените словосочетание «голубкины крылья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Замените словосочетание «нежно обняла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.