СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание как единица синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание как единица синтаксиса

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание как единица синтаксиса»

Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний»

Цели: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, развивать навыки устной и письменной речи.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Работа над ошибками

- Объяснение орфограмм.

Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья,  закалённая сталь, таинственный остров, песчаный берег, кошенная на лугу трава, льняная ткань, могила безымянного солдата, масленая каша.
III Самостоятельная работа

Соотнесите науки о языке и предмет их изучения

Разделы языкознания

(науки о языке)

А. Фонетика

1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

Б. Графика

2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

В. Орфоэпия

3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

Г. Стилистика

4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

Д. Орфография

5. изучает звуки речи.

Е. Лексика

6. изучает состав и строение слова.

Ж. Фразеология

7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

З. Морфемика

8. изучает части речи.

И. Словообразование

9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

К. Морфология

10. изучает правила написания слов

Л. Синтаксис

11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

М. Пунктуация

12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М













IV Работа по теме урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний».

Запись числа и темы урока

Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (стр. 33-34).

Словосочетание – это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в СЛС связаны подчинительной связью. Это связьнеравноправных синтаксических единиц. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог.

Не являются словосочетаниями:

  1. Подлежащее и сказуемое: магазин закрыт, ночь прозрачна, светится море;

  2. Ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью, связью равноправных синтаксических единиц: лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег; мягкий и тёплый;

  3. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл;

  4. Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый;

  5. Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Задание. Четвёртое лишнее. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

  1. Рубашка в клетку (какая?), билет пассажира (чей?), ездили отдыхать (с какой целью?), в связи с переездом.

  2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь.

  3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, мой учебник.

  4. Обдумывая решение, желание понять, земля и небо, кабинет литературы.

  5. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.

Чтение теоретического материала стр. 36.

- Назовите виды словосочетаний.

-  По каким признакам выделяются виды словосочетаний?

Виды словосочетаний:

Именные:

  1. Главное слово – существительное: полёт космонавта;

  2. Главное слово – прилагательное: полный энергии

  3. Главное слово – числительное: первый в классе

  4. Главное слово – местоимение: кто-то из вас

Глагольные:

  1. Главное слово – глагол: иду на грозу

  2. Главное слово – деепричастие: придя в школу

  3. Главное слово – причастие.

Наречные – такие словосочетания, где главное слово – наречие или СКС.

Очень быстро, стыдно за тебя.

Задание. Перепишите, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. Укажите вид словосочетаний. Фразеологизмы подчеркните. Что они обозначают?

Принять участие, а(п,пп)лодировать режи(с,сс)еру, лебеди(н,нн)ая песня, задумч…вый в…гляд, рассмотреть и(л,лл)юстрации, голубая кровь, оказать влияние, верста коломенская, од…ржать победу, импров…зировать на реп…тици…, дать согласие, пр…водить в изумление, окружить заботой, изящ…ная словес…ность.

V Закрепление изученного

- Что такое словосочетание?

- Как оно строится?

- Как связаны между собой словосочетания?

- Назовите виды словосочетаний. Приведите примеры

Домашнее задание. Параграф 9, 10. Упр. 60




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!