Просмотр содержимого документа
«Словосочетание как единица синтаксиса»
Словосочетание как синтаксическая единица
Словосочетание -
– сочетание двух слов самостоятельных частей речи связанных между собой по смыслу и грамматически.
Пр.: школьные годы, сидеть за партой, учиться прилежно
Задание 1. Выпишите все возможные подчинительные словосочетания из предложения.
Астры и гл..диолусы (не) о(т,д)цв..ли быстро в наш..м саду.
Что не будет являться подчинительным словосочетанием? Почему?
астры и гладиолусы
астры / гладиолусы отцвели
в саду
астры / гладиолусы в саду
Не отцвели
Однородные члены
Гр.основа
Сущ.+предлог
Не связ.по см.
НЕ + гл.
Подчинительными словосочетаниями НЕ могут быть !
- Грамматическая основа
- Однородные члены
- Предлог + существительное
- НЕ + глагол
- Не связанные по смыслу слова
Сравни словосочетания:
сущ.
- долгий день
- незадолго до события
- зайти в класс
- красный от мороза
- очень близко
- краснея от смущения
- Определите главное слово в каждом словосочетании. Определите его часть речи.
- На какие три группы* вы бы разделили эти словосочетания в зависимости от главного слова?
нар.
гл.
прил.
нар.
дееприч.
Типы словосочетаний (в зависимости от главного слова )
ИМЕННЫЕ
ГЛАГОЛЬНЫЕ
НАРЕЧНЫЕ
гл., прич., дееприч.
сущ.,мест., прил.,числ.
нар.
Пр.: очень близко ,
незадолго до события
Пр.: долгий день, каждый из зрителей, красный от мороза, четыре года.
Пр.: зайти в класс,
стоящий на краю,
краснея от смущения
5 класс
Виды синтаксической связи в словосочетаниях
СУЩ + прил. , СУЩ + прич. ,
СУЩ + мест. (определит., притяж.)
ГЛ + сущ. , СУЩ + сущ.
- ПРИМЫКАНИЕ
- ГЛ + нар. , ГЛ + дееприч. , ГЛ + Н.Ф.гл.
Задание 2. Выполните анализ словосочетаний.
- После сытного обеда
- Трудно говорить
- Пришедшая не вовремя
- Ещё тепло
- Любой из учащихся
- Зайдем за тобой
- Примеряя платье
- Пришел узнать
- За снесе нн ым домом
- Перед воротами дома
- Мои сапоги
- Крайне не ухоженный
- Желание увидеться
- Именное., согласование
- Глагольное, примыкание
- Глагольное, примыкание
- Наречное, примыкание
- Именное, управление
- Глагольное, управление
- Глагольное, управление
- Глагольное примыкание
- Именное, согласование
- Именное, управление
- Именное, согласование
- Именное, примыкание
- Именное, примыкание
Задание 3. Найдите все возможные словосочетания. Определите их тип и вид
После теплого сентября и мягкого октября скоро наступили пасмурные ноябрьские дни, застигшие нас на даче нашего друга.
- 1)После теплого сентября, 2)после мягкого октября, 3)наступили после сентября, 4)наступили после октября, 5)наступили скоро, 6)пасмурные дни, 7)ноябрьские дни, 8)застигшие дни, 9)застигшие нас, 10)застигшие на даче, 11)на даче друга, 12)нашего друга.
- Сентября и октября, дни наступили, после сентября/октября, пасмурные ноябрьские, на даче нашего .
Словосочетание в ОГЭ.
- Задание 3 .
- Суть: Замените словосочетание « … » (предложение … ), построенное на основе … , синонимичным словосочетанием со связью … . Напишите получившееся словосочетание.
- ПРИМЕР: Замените словосочетание « слёз матери », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Ответ: материнск их слез
Задание 5. ОГЭ. Измените словосочетание .
- Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Замените словосочетание «полка для книг», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
- Замените словосочетание «посмотрела с презрением», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
- Замените словосочетание «голубкины крылья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Замените словосочетание «нежно обняла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Задание 4. Упр. 330.
Домашнее задание