СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание как единица синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание как единица синтаксиса

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание как единица синтаксиса»

Словосочетание  как синтаксическая единица

Словосочетание как синтаксическая единица

Словосочетание - – сочетание двух слов самостоятельных частей речи связанных между собой по смыслу и грамматически.  Пр.: школьные годы, сидеть за партой, учиться прилежно

Словосочетание -

– сочетание двух слов самостоятельных частей речи связанных между собой по смыслу и грамматически.

Пр.: школьные годы, сидеть за партой, учиться прилежно

Задание 1. Выпишите все возможные подчинительные словосочетания из предложения. Астры и гл..диолусы (не) о(т,д)цв..ли быстро в наш..м саду.  Что не будет являться подчинительным словосочетанием? Почему? астры и гладиолусы астры / гладиолусы отцвели в саду астры / гладиолусы в саду Не отцвели  Однородные члены Гр.основа Сущ.+предлог Не связ.по см. НЕ + гл.

Задание 1. Выпишите все возможные подчинительные словосочетания из предложения.

Астры и гл..диолусы (не) о(т,д)цв..ли быстро в наш..м саду.

Что не будет являться подчинительным словосочетанием? Почему?

астры и гладиолусы

астры / гладиолусы отцвели

в саду

астры / гладиолусы в саду

Не отцвели

Однородные члены

Гр.основа

Сущ.+предлог

Не связ.по см.

НЕ + гл.

Подчинительными словосочетаниями НЕ могут быть ! Грамматическая основа Однородные члены Предлог + существительное НЕ + глагол Не связанные по смыслу слова

Подчинительными словосочетаниями НЕ могут быть !

  • Грамматическая основа
  • Однородные члены
  • Предлог + существительное
  • НЕ + глагол
  • Не связанные по смыслу слова
Сравни словосочетания: сущ. долгий день незадолго до события зайти в класс красный от мороза очень близко краснея от смущения Определите главное слово в каждом словосочетании. Определите его часть речи. На какие три группы* вы бы разделили эти словосочетания в зависимости от главного слова? нар. гл. прил. нар. дееприч.

Сравни словосочетания:

сущ.

  • долгий день
  • незадолго до события
  • зайти в класс
  • красный от мороза
  • очень близко
  • краснея от смущения
  • Определите главное слово в каждом словосочетании. Определите его часть речи.
  • На какие три группы* вы бы разделили эти словосочетания в зависимости от главного слова?

нар.

гл.

прил.

нар.

дееприч.

Типы словосочетаний  (в зависимости от главного слова ) ИМЕННЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ  НАРЕЧНЫЕ гл., прич., дееприч. сущ.,мест., прил.,числ. нар. Пр.: очень близко , незадолго до события Пр.: долгий день, каждый из зрителей, красный  от мороза, четыре года. Пр.: зайти в класс, стоящий на краю, краснея от смущения

Типы словосочетаний (в зависимости от главного слова )

ИМЕННЫЕ

ГЛАГОЛЬНЫЕ

НАРЕЧНЫЕ

гл., прич., дееприч.

сущ.,мест., прил.,числ.

нар.

Пр.: очень близко ,

незадолго до события

Пр.: долгий день, каждый из зрителей, красный от мороза, четыре года.

Пр.: зайти в класс,

стоящий на краю,

краснея от смущения

5 класс Виды синтаксической связи  в словосочетаниях СОГЛАСОВАНИЕ  СУЩ + прил. , СУЩ + прич. , СУЩ + мест. (определит., притяж.)  УПРАВЛЕНИЕ  ГЛ + сущ. , СУЩ + сущ.  ПРИМЫКАНИЕ  ГЛ + нар. , ГЛ + дееприч. , ГЛ + Н.Ф.гл.

5 класс

Виды синтаксической связи в словосочетаниях

  • СОГЛАСОВАНИЕ

СУЩ + прил. , СУЩ + прич. ,

СУЩ + мест. (определит., притяж.)

  • УПРАВЛЕНИЕ

ГЛ + сущ. , СУЩ + сущ.

  • ПРИМЫКАНИЕ
  • ГЛ + нар. , ГЛ + дееприч. , ГЛ + Н.Ф.гл.
Задание 2.  Выполните анализ словосочетаний. После сытного обеда Трудно говорить Пришедшая не вовремя Ещё тепло Любой из учащихся Зайдем за тобой Примеряя платье Пришел узнать За снесе нн ым домом Перед воротами дома Мои сапоги Крайне не ухоженный Желание увидеться Именное., согласование Глагольное, примыкание Глагольное, примыкание Наречное, примыкание Именное, управление Глагольное, управление Глагольное, управление Глагольное примыкание Именное, согласование Именное, управление Именное, согласование Именное, примыкание Именное, примыкание

Задание 2. Выполните анализ словосочетаний.

  • После сытного обеда
  • Трудно говорить
  • Пришедшая не вовремя
  • Ещё тепло
  • Любой из учащихся
  • Зайдем за тобой
  • Примеряя платье
  • Пришел узнать
  • За снесе нн ым домом
  • Перед воротами дома
  • Мои сапоги
  • Крайне не ухоженный
  • Желание увидеться
  • Именное., согласование
  • Глагольное, примыкание
  • Глагольное, примыкание
  • Наречное, примыкание
  • Именное, управление
  • Глагольное, управление
  • Глагольное, управление
  • Глагольное примыкание
  • Именное, согласование
  • Именное, управление
  • Именное, согласование
  • Именное, примыкание
  • Именное, примыкание

Задание 3.  Найдите все возможные словосочетания. Определите их тип и вид После теплого сентября и мягкого октября скоро наступили пасмурные ноябрьские дни, застигшие нас на даче нашего друга. 1)После теплого сентября, 2)после мягкого октября, 3)наступили после сентября, 4)наступили после октября, 5)наступили скоро, 6)пасмурные дни, 7)ноябрьские дни, 8)застигшие дни, 9)застигшие нас, 10)застигшие на даче, 11)на даче друга, 12)нашего друга. Сентября и октября, дни наступили, после сентября/октября, пасмурные ноябрьские, на даче нашего .

Задание 3. Найдите все возможные словосочетания. Определите их тип и вид

После теплого сентября и мягкого октября скоро наступили пасмурные ноябрьские дни, застигшие нас на даче нашего друга.

  • 1)После теплого сентября, 2)после мягкого октября, 3)наступили после сентября, 4)наступили после октября, 5)наступили скоро, 6)пасмурные дни, 7)ноябрьские дни, 8)застигшие дни, 9)застигшие нас, 10)застигшие на даче, 11)на даче друга, 12)нашего друга.
  • Сентября и октября, дни наступили, после сентября/октября, пасмурные ноябрьские, на даче нашего .

Словосочетание в ОГЭ. Задание 3 . Суть:  Замените словосочетание « … » (предложение … ), построенное на основе … , синонимичным словосочетанием со связью … . Напишите получившееся словосочетание. ПРИМЕР: Замените словосочетание « слёз матери », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: материнск их слез

Словосочетание в ОГЭ.

  • Задание 3 .
  • Суть: Замените словосочетание « » (предложение ), построенное на основе , синонимичным словосочетанием со связью . Напишите получившееся словосочетание.
  • ПРИМЕР: Замените словосочетание « слёз матери », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
  • Ответ: материнск их слез
Задание 5. ОГЭ. Измените словосочетание . Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Замените словосочетание «полка для книг», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.  Замените словосочетание «посмотрела с презрением», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Замените словосочетание «голубкины крылья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Замените словосочетание «нежно обняла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Задание 5. ОГЭ. Измените словосочетание .

  • Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 
  • Замените словосочетание «полка для книг», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 
  • Замените словосочетание «посмотрела с презрением», построенное на основе управления синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
  • Замените словосочетание «голубкины крылья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 
  • Замените словосочетание «нежно обняла», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Задание 4. Упр. 330.

Задание 4. Упр. 330.

Домашнее задание .

Домашнее задание

  • .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!