Словосочетание как единица синтаксиса
Цели урока:
Узнать :
1. Что такое слов-е?
2. Каково строение слов-я?
3. Как связаны слова в слов-и?
4. Что не является слов-ем?
5. Какие есть виды слов-й по способу выражения главного слова?
Цели урока:
Научиться:
1. Находить главное и завис. слова в слов-и.
2. Ставить правильно вопрос от главного слова к зависимому.
3. Находить все слов-я в предложении.
4. Определять, как связаны слова в слов-и.
5. Определять вид слов-й по способу выраже-ния главного слова.
Анализ контрольного изложения с дополнительным заданием
Словосочетание как единица синтаксиса
Мы должны знать :
1. Что такое слов-е?
2. Каково строение слов-я?
3. Как связаны слова в слов-и?
4. Что не является слов-ем?
5. Какие есть виды слов-й по способу выражения главного слова?
1. Что такое слов-е?
1. Что такое слов-е?
Словосочетание – сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных по смыслу и грамматически.
2. Каково строение слов-я?
2. Каково строение слов-я?
Словосочетание состоит из двух слов.
Главное слово – слово, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово, к которому ставится вопрос.
небольшой ожог
чай с лимоном
подскочить вверх
В каком словосочетании неправильно определено главное слово?
1) Жить дружно; 2) верная подруга ; 3) купил рюкзак ; 4) в родной школе .
3
3. Как связаны слова в слов-и?
3. Как связаны слова в слов-и?
Двумя способами:
А) по смыслу (связь с помощью вопроса):
* ехать быстро, очень вкусный
!!! Стр. 33
Б) по смыслу и грамматически (связь слов с помощью вопроса + при помощи предлога и □ завис. слова или только при помощи □ завис. слова)
* ехать на кон е , холодн ый ветер
Распределите словосочетания в две колонки
Вкусный чай, очень смешной, петь громко, жить близко, два друга, готов к труду
Укажите, как связаны слова в словосочетании.
А) по смыслу;
Б) по смыслу и грамматически.
1) сделать прическу; 2) ехать быстро; 3) компактный диск; 4) руководитель студии.
4. Что НЕ является слов-ем?
4. Что НЕ является слов-ем?
1) грамматическая основа;
2) однородные члены предложения;
3) сочетание слов сам.ч.р. со служ.ч.р.;
4) сложные формы сам.ч.р.
а) формы буд. вр. глагола;
б) формы повел. накл. глагола;
в) формы степеней сравнения прилаг. и
наречий.
Какие слова в предложении не являются словосочетанием?
По-дружески наша собачонка меня встречала с лаем у ворот.
1) встречала меня;
2) собачонка встречала;
3) встречала по-дружески;
4) встречала с лаем.
2
Какие варианты не содержат словосочетания?
- Гибкость ума
- Русский язык
- Очень худой
- Дождь прекратился
- Желтые от времени
- Экзамен по физике
7. Очень приветлив
8. Смешная девчонка
9. Более красивый
10. Яркое солнце
11. Желание спеть
12. Невзирая на дождь
4, 9,12
Укажите предложение, в котором выделенные слова являются словосочетанием.
- Что-то мучило меня и томило.
2) В продолжение дня он несколько раз выходил из дома. 3) Настоящий профессионал будет учиться всю жизнь. 4) Жизнь представлялась ему прекрасной и удивительной.
2
Назовите словосочетания:
Упр. 50.
5. Какие есть виды слов-й по способу выражения главного слова?
5. Какие есть виды слов-й по способу выражения главного слова?
Именные
Глаголь-ные
именная часть речи + завис. слово
Наречные
глагол и его особые формы + завис. слово
наречие + завис. слово
Укажите именное словосочетание.
1) Очень грустно; 2) гнездо орла; 3) срубить дерево; 4) знать наизусть.
2
Укажите глагольное словосочетание.
1) На детском празднике; 2) поступить некрасиво; 3) прибежал зайчонок; 4) мерцающий вдали .
2
Укажите именное словосочетание.
1) Объяснить задание; 2) повернул налево; 3) сделал наспех; 4) в голубом сарафане.
4
Укажите наречное словосочетание.
1) Подготовить доклад; 2) всегда внимательный; 3) три тетради; 4) совсем близко.
4
Упр. 51, 52.
Подведение итогов урока
Мы должны были научиться:
1. Находить главное и завис. слова в слов-и.
2. Ставить правильно вопрос от главного слова к зависимому.
3. Отличать слов-я от сочетаний, не являющихся словосочетаниями.
4. Определять, как связаны слова в слов-и.
5. Определять вид слов-й по способу выражения главного слова.
Домашнее задание
§ 8, упр. 55 (п.1,2; п.3 – только 3-й абзац).